Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

32 дороги Андрея Дельвига

В некрополе Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге найдена могила первостроителя Северной. Человеком, внесшим наибольший вклад в развитие Северной железной дороги, называют Савву Мамонтова. Но к числу отцов-основателей магистрали по праву можно отнести и выдающегося деятеля железнодорожного транспорта России инженера путей сообщения Андрея Ивановича Дельвига. Он стоял у истоков «Северянки», первым внеся личные деньги на строительство магистрали Москва – Ярославль.

Впрочем, барона Дельвига могут считать своим «родителем» еще три десятка железных дорог, появившихся в позапрошлом веке в европейской части России. О темпе, в котором работал выходец из знатной, но обедневшей семьи военного, говорит такой факт. В 1842 году 29-летний Андрей Дельвиг занимался устройством постоянной переправы через реку Кубань. Благодаря «глубокому знанию дела и практической опытности» он окончил все работы через полтора месяца. В соответствии с Высочайше утвержденным проектом они должны были быть выполнены, самое быстрое, за два года (!!!).

Основной источник сведений о жизни Андрея Дельвига – написанный им четырехтомник «Мои воспоминания. Полвека русской жизни. 1820-1870». К написанию этих мемуаров автор, по его признанию, приступил, когда ему исполнилось 59 лет. А при жизни Андрея Ивановича никто не знал, что он ведет дневниковые записи. Перед смертью, наступившей в 1887 году, завещал вскрыть рукопись своей книги в 1910-м, а на ее издание – тысячу рублей.

Первый том «Воспоминаний», вышедший в 1912 году, быстро раскупили, дав средства для выпуска последующих. Между тем, при опубликовании записок Дельвига возникло немало непреодолимых трудностей. Как отмечают биографы, иногда барон, пользовавшийся славой честного человека, сообщал сокровенные пружины событий и разоблачал интимные подробности жизни своих современников. Во всех подобных случаях при подготовке книги к печати приходилось порой выкидывать целые страницы записок.

Впрочем, такое редакторское вмешательство не испортило мемуары. Они написаны хорошим, литературным языком и представляют блестящий образец эпистолярного жанра. Единственный, пожалуй, недостаток – с точки зрения современного читателя – состоит в том, что в содержании главы не указано, на какой странице раскрывается та или иная тема.

Откровенное перо не щадило никого. Так, рассказывая о поездке вместе с императором по Московско-Ярославской железной дороге, Дельвиг отметил, что тот называет свою жену… «бабой».

С нескрываемой иронией отзывался автор записок об одном из чиновников, который всегда носил все свои ордена и знаки отличия. Даже орден Св. Нины, который давался за 20 рублей ежегодного взноса в пользу общества распространения православия на Кавказе.

Как отмечали современники Дельвига, горячее стремление к правде, преданность науке, беспредельная любовь к России и всему русскому были характерны для этого человека с иностранной фамилией. Душа и жизнь его вполне русские. В течение долгой трудовой деятельности он изъездил европейскую Россию во всех направлениях, по всем ее шоссейным и железным дорогам, из которых последние почти все созданы при его участии.

Любовь Андрея Дельвига к Родине особенно ярко проявилась при сооружении «чугунки» от Москвы до Сергиева Посада, которую затем продолжили до Ярославля. Для него, конечно, не было секретом, что при строительстве в России предыдущих железных дорог иностранные администраторы и инженеры обращались с русскими мастеровыми и рабочими как со скотами. Потому-то Андрей Иванович твердо отстаивал свою точку зрения – до Сергиева Посада «чугунку» должны сооружать русские. И добился этого!

Блестящий инженер вновь остался верен себе. Проекты трассы от Москвы до Троицы, так же как и вычислительные работы, были составлены так подробно, как до того не было в России. Правление Московско-Ярославской железной дороги установило такую невысокую поверстную плату, как ни на одной другой «чугунке» в стране. Дельвиг занял должность директора-техника в правлении общества этой дороги. Она, построенная в 1862 г., стала доходной уже в первый год эксплуатации.

Современники высказывали о Дельвиге самые противоречивые мнения. Его считали дипломатом и в то же время честолюбцем, бюрократом и просветителем, надменным сановником и деятелем демократического толка. Отмечая 50-летие служения в офицерском чине, коллеги инженер-генерал-лейтенанта отмечали «лестные отзывы начальства о его личном мужестве», «хладнокровное исполнение своих обязанностей под выстрелами неприятеля».

«Железные дороги, – отмечал Андрей Иванович, – несут с собой народу просвещение и цивилизацию. Чтобы ускорить это важное дело, надобно всячески учить и просвещать самих железнодорожников». На это он не жалел средств. Участвовал в создании железнодорожных училищ. Для одного из них, открывшегося в 1870 году в Москве и получившего название Дельвиговское, Андрей Иванович пожертвовал дом и устроил при нем общежитие.

Но транспортом не ограничивался круг интересов барона. Он, к примеру, известен как строитель московского водопровода и автор переведенного на многие языки учебника по водоснабжению городов.

Объективности ради надо признать, что точка зрения учредителя Ярославской дороги не всегда была безошибочна. Так, например, Дельвиг не разделял мнение Федора Чижова и других промышленников о необходимости продолжения «чугунки» от Ярославля до Вологды. Но согласился с суждением оппонентов, «не желая на занимаемом мною месте останавливать развитие железных дорог в России».

Трогательную заботу проявлял Андрей Иванович о своей жене, с которой прожил почти 40 лет. Она занималась не только тем, что тогда было привычно для времяпрепровождения светской женщины, – переплетала книги, чертила планы, занималась инкрустацией. В последние годы жизни она пильною машинкой выпиливала рамки, доски для столов. Работала с деревьями крепких пород и даже с медью. Для всех работ и починок разных вещей супруга Андрея Дельвига имела много инструментов, целые ящики были наполнены гвоздиками, винтиками, кусочками железа, дерева, картона.

Когда супруги Дельвиг поселились в Санкт-Петербурге, Андрей Иванович организовал доставку воды из Москвы, так как невская, по мнению врачей, оказалась вредна для его супруги. Множество раз Дельвиги выезжали для лечения в Западную Европу. Но рак и тогда был неизлечимой болезнью…

Супруга Дельвига похоронена в Новодевичьем монастыре Санкт-Петербурга, у алтаря так называемой Карамзиновской церкви.

После ее кончины у Андрея Ивановича, как он отмечал, отпала охота писать дальше «Мои воспоминания». Последние девять лет жизни он ничего не отметил в своих записках.

Похоронен Андрей Дельвиг на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга.

По данным 1980-х годов, в этом некрополе похоронены 98 инженеров путей сообщения. 1 ноября 2008 года, в день поминовения усопших, в рамках акции «Память» поисковый десант Октябрьской магистрали по просьбе нашей редакции отыскал могилу Дельвига. Дело чести железнодорожников-северян внести свою лепту в это патриотическое дело, ухаживать за могилой человека, стоявшего у истоков нашей магистрали.

Досье:

Барон Андрей Иванович Дельвиг родился в 1813 году в селе Студенец Воронежской губернии. Двоюродный брат поэта Антона Дельвига, он учился сначала в Санкт-Петербургском военно-строительном училище, затем в институте корпуса инженеров путей сообщения. Первая крупная работа – проведение водопровода из Мытищ в Москву. Более 15 лет состоял при главноуправляющем путями сообщения. В 1861-1871 гг. – инспектор частных железных дорог. Принимал деятельное участие в постройке 32 железных дорог протяженностью 11222 версты. Временно исполнял обязанности министра путей сообщения. Первый председатель Императорского русского технического общества.

Автор: Владимир Финогенов
Северная магистраль
Портрет Андрея Дельвига. Художник- Илья Репин. Могила Андрея Дельвига.
5
Рейтинг: 5 (1 голос)
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте