Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Обзор Рязанского губотдела ОГПУ от 03.06.1929г

Обзор Рязанского губотдела ОГПУ о политнастроениях православного духовенства и противодействии крестьян антирелигиозным мероприятиям власти.

3 июня 1929 г.

Секретный Отдел ОГПУ (6 отделение)
г. Москва

Копия: Ответ. Секретарю Рязгубкома ВКП(б)(1)

В дополнение к нашему № 6679 от 21 мая с.г.(2) сообщаем, что активные антисоветские выступления церковников продолжаются. Такого рода выступления попов считаем в связи с тем, что в прошлом и текущем годах было оживление антирелигиозной работы партийно-комсомольских организаций и союзов безбожников.

Ввиду этого церковники повели так называемое контрнаступление, действуя заодно с антисоветским элементом деревни, подстрекая и втягивая в борьбу и массу бедноты. При этом, между прочим, козырем для церковников являлись некоторые шероховатости упомянутых выше организаций и союзов, о чем нами поставлен вопрос перед соответствующими организациями и уже имеются положительные мероприятия.

Также даны соответствующие директивы и по нашей линии.

В антисоветской деятельности церковников кроме открытых выступлений замечается усиленное распространение слухов о предстоящей в недалеком будущем войне, в каких случаях попы говорят:

«проект разоружения, предложенный Советским Правительством в Женеве, иностранными державами отвергнут, в силу чего большевики готовятся к войне и все коммунисты-безбожники будут отвечать перед судом божиим».

Продовольственное обострение в селе и на почве дороговизны хлеба на рынке, отсутствие и перебой товаров широкого потребления, вокруг которого кулачество подняло вой в деревне, обвиняет в этом коммунистическую партию, как неумеющую управлять государством, а способную грабить и разрушать трудовые хозяйства.

Священник Сасовского уезда Великовин был привлечен к ответственности по ст. 123 УК и приговорен Нарсудом к 6 месяцам принудительных работ. Великовин обжаловал в Губсуд и последний по его жалобе, отменив решение Нарсуда, предложил нарследователю I участка привлечь Великови-на по ст. 58 п. 10 и до суда заключить под стражу, где последний и находился. 26 апреля 1929 г. диакон Манапин Фед. Мих., председатель церковного совета Кучаев Дорофей Федорович без всякого разрешения созвали собрание верующих прихода и потребовали на таковое представителя от ком. ячейки, с целью объяснить собранию, будет ли выпущен священник Великовин к наступающему празднику

«Пасхе». Не дождавшись представителя, толпа около 200 человек, где большинство женщин, двинулась к зданию с/совета и стала требовать немедленного освобождения священника. Пытаясь ворваться в здание с/совета, нанесли удары пытавшемуся не допустить их сельскому сторожу, который был ударен в грудь и вытолкнут; среди толпы были выкрики «бей их, коммунистов» и угрожали, что если коммунисты не выпустят попа, то они учинят расправу с таковыми, требовали расправы с коммунистами как виновниками в заключении попа. Бочкова Вера Павловна, Позднякова Анна Алексеевна, Ничестнова Екатерина Семеновна, которые все время стояли рядом с дьяконом и действовали по указанию последних.

В селе Борках, Шацкой волости, Сасовского уезда на 5 мая под пасхальное воскресение молодежью и комсомольцами с активистами села и сезонными рабочими устроили антирелигиозный вечер, который проходил до 11 часов ночи. В 12 часу стали звонить в колокол, антирелигиозная группа в это время у здания сельского совета поставила кино-аппарат и пустила картину и шедшая религиозная молодежь в церковь останавливалась и в церковь не шла.

Не успела закончиться картина, как сзаду здание с/совета было подожжено и возник пожар, кулачество использовало данный момент против коммунистов. Под руководством священника Яхонтова, именующего себя быв. команд, полка Красной Армии, также Горбачев Василий Петрович закричали, что это подожгли коммунисты-безбожники, так как они под великий день праздника на вечеринке пьянствовали, и рекомендовали толпе бросить их в огонь. Разъяренная толпа во главе с кулачеством схватила избача члена ВКП(б) Шлычкова и пыталась бросить в пламя горящего здания, чему протестовал врач больницы Бургман и председатель сельского совета. Толпа заставила врача освидетельствовать Шлычкова и когда врач сказал, что он трезвый, то со стороны кулачества послышались ругательства и к таковому высказали недоверие и принудили предсельсовета сходить за вычищенным быв. фельдшером для освидетельствования коммунистов.

А между тем к ликвидации пожара никто не приступал и кулаки никого не допускали и имеющий [ся] пожарный инструмент был отнесен в сад и спрятан в кустах, который был обнаружен на второй день.

В селе Остро-Пластикове, Ункосовской волости, священник Чувиковский, тоже Сасовского уезда, 7/V. с.г. нахально ворвался в дом коммуниста Ровчева, но [т.к.] последний его не допускал, то Чувиковский начал совестить жену Ровчева, что ей как православной слушать мужа-коммуниста не надо, в силу чего между попом и женой, с одной стороны, и членом партии Ровчевым, с другой, произошли споры; все же он, Чувиковский, вперся в дом и отслужил молебен, а в это время Ровчев пошел заявлять в с/совет. На основании заявления с/совет предложил попу явиться для дачи объяснения. Чувиковский прежде чем явиться в сельсовет пошел служить вечерню и после службы заявил верующим, что его вызывают в с/совет и наверное арестуют за то, что я посетил с молебном дом коммуниста, попросил верующих защитить его. Толпа верующих из церкви в количестве около 300 человек двинулась к зданию с/совета, во главе которой шел поп с причтом и кулачеством и 5 человек уголовных преступников, неоднократно судимых, которым общество вынесло постановление о выселении из пределов губернии.

Последние имели в виду под предлогом защиты попа свести счеты с коммунистами и беднотой,голосовавшими за выселение таковых. Толпа, пришедшая к зданию с/совета, требовала священника и придиралась, почему вы и на каком основании вызвали в с/совет попа. Местные руководители советских и общественных организаций стали объяснять причины вызова, но толпа, не интересуясь объяснением причины, кричала «бей их, сволочей», стала ломать дверь и лезть в с/совет, а уголовники Провкины зашли со двора и ожидали выхода коммунистов со двора и показавшегося первого комсомольца Фролова избили, а остальные все разбежались, в том числе и секретарь ячейки. Позже вышел поп Чувиковский и поблагодарил верующих за преданность религии. Две гражданки Кошина М.И. и Лисицина — жены участников восстания против Советской власти в 1918 году — подошли к попу, взяли его под руки и повели домой, позднее разошлась и толпа.

В селе Читове, Кадомской волости, в ночь на 6 мая, т.е. под первый день Пасхи, местной ячейкой комсомола была организована демонстрация и кино близь церкви, около избы-читальни. Священник этого села Тернов через посредство зажиточных повел подстрекательство против антирелигиозников, а позднее в произнесенной проповеди заклинал тех гр-н, которые участвовали в антирелигиозных шествиях с коммунистами и комсомольцами.

Священник села Пителино той же волости Полянский, председатель церковного совета Кирюшин — бывший торговец, имеет двухэтажный дом, церковный староста Швецов Ф.А. — быв. торговец и Никитин Сергей Иванович, вычищенный из советского аппарата. Вся упомянутая кампания заранее готовила массу воспрепятствовать антирелигиозному вечеру, создаваемому волкомом и всей общественностью села. Вели индивидуальную агитацию, придумали сделать ящик, обили бумагой, вырезали в таковом кругообразный колос, а в середине написали Х.В. (т.е. Христос воскресе), а наверху вырезали царскую корону и таковая освещалась изнутри свечкой и повесили на купол церкви. Кроме того, в школе, расположенной в церковной ограде в саду, под воскресенье 5 мая после антирелигиозного вечера для присутствующих демонстрировалась картина, в результате чего на второй день была подожжена школьная постройка и пожаром уничтожен школьный сарай с имуществом работников просвещения.

Также заслуживают внимание действия священника села Темерева, Пителинской волости, Яковлева, который, выступая в с/совете в спорах с избачем Богомоловым, сказал, что наша религиозно-христианская партиях сильнее и чище, чем ваша коммунистическая партия, партия антихриста, которая будет в самое непродолжительное время нести ответственность перед судом божьим. По адресу власти последний также выразился, что это есть власть насилия и грабежа, говорил в присутствии десятка людей. Также он, Яковлев, в своей проповеди заклинал всех крестьян-участников празднования 1-го мая как помогающих кощунствовать в страстные дни, совместно с проклятыми богом большевиками.

В селе Аладьино, Ункосовской волости, поп Зубов при помощи местных кулаков Швырева В.Д. и Кучина И.А. и другие вели агитацию у церкви против контрактации площади под посадку свеклы. В результате работы упомянутой группы крестьяне села Аладьино отказались от контрактации и принесли в с/совет обратно деньги со словами:

«мы не желаем, чтобы из нас сосали нашу теплую трудовую кровь».

В беседе с группой крестьян, где присутствовал священник Зубов, Курепин М.А. сказал:

«сейчас нельзя пикнуть, везде стоят и следят палачи-коммунисты и комсомольцы».

13 мая с.г. в селе Павловском, Чернавской волости, Скопинского уезда была создана сел. хоз. налоговая комиссия, которая выявляла лиц для обложения в индивидуальном порядке. У попа Перехвальского, у дьякона Тормарова были выявлены излишки скрытой земли, ульи и другие объекты, не подвергавшиеся в течении целого ряда лет обложению. Комиссия послала за попом и дьяконом, когда дьякон пришел в с/совет, послышался набатный звон и к зданию

сельсовета быстро начала собираться толпа крестьян с антисоветскими выкриками. Толпа прибывала, не вмещалась в здание сельсовета и, окружив со всех сторон с/совет, кричала:

«не сметь облагать нашего батюшку, всю власть разорвем за него».

С большим трудом толпа была успокоена и разошлась по домам, причем зажиточные направились к попу, где происходило совещание. Несмотря на это, комиссия из Павловского не уехала, а, проводя разъяснительную работу, в то же время приступила к полному выявлению скрытой у попа земли. 15 мая рано утром комиссия вместе с председателем сельсовета Киотовым приступила с раннего утра к измерению земли попа и дьякона. Промерив землю, Тюрьмин возвращался с поля в с/совет и когда шел к с/совету, снова послышался набат и со всех сторон села толпа крестьян повалила к домам духовенства. Встречая по дороге членов комиссии, крестьяне угрожали расправиться с ними за обложение попа и за выявление у него излишков земли. Председателя комиссии окружила толпа более 200 человек и подстрекаемая церковниками и кулаками кричала:

«советская власть — шантрапа, надумали нашего батюшку обижать, не сметь
мерить у него землю,не сметь облагать его налогом,растерзаем за

батюшку».

Среди толпы выделялись кулаки Сафонов, Зайцев, Кузнецов, которые видя, что Тюрьмину удается некоторых успокаивать, снова поднимались кричать в защиту попа. Целый день 15 мая по всему селу собирались толпы крестьян, которые ходили от дома попа до сельсовета и, делая антисоветские выкрики, кричали о том, что не дадут облагать попа налогом. В этот раз особенно разжигала толпу член сельсовета Панукарина Настасья Афанасьевна, которая придя в сельсовет с толпой крестьян, кричала:

«советская власть облагает налогом духовенство потому, что власть не в силах уничтожить религию и делает насилие над религией, нажимая на попов, а власть сама делает неправильно, она сама разоряет крестьян, вымогая от них деньги».

При дневном массовом выступлении особенно выделялся гр-н Купряхин Дмитрий Алексеевич, которого медицинская экспертиза признала психически ненормальным, но действия его являются действиями уголовного характера. Так, например, он в 1927 г. обокрал учительницу Успенскую, в 1928 г. Гришину Евдокию, изнасиловав ее свекровь, обокрал Мелашину Лукерью, пытался обокрасть учительницу Семенову и Убложаеву и ряд других гр-н. Все Павловское население, особенно беднота и середняки, терроризированы Купряхиным, неоднократно просили его выселить, но на это не обращалось внимания. Купряхин при массовом выступлении выступал с антисоветскими демагогическими заявлениями, требовал избить Тюрьмина и не давать возможности облагать налогом попа.

15 мая с.г. в село Заполье, Мосоловской волости, Спасского уезда для ареста подследственного попа Мрежина уполномоченным РГО ОГПУ по Спасскому уезду был командирован сотрудник Спасского уездаппарата тов. Исаев вместе с сотрудником милиции. Данная операция проходила в 6 час. вечера.

После ареста Мрежина, когда его увели в сельсовет для дальнейшего направления, верующие ударили в набат, куда сбежалось до 500 человек,

из толпы посыпались в лиц, проводящих операцию, камни, с криками «отдай батюшку, веди нас всех». Благодаря выдержанного поведения лиц, проводящих операцию, после некоторого шума толпа стала расходиться.

По имеющимся у нас сведениям установлено, что священник Мрежин ранее подготовил монашек, что в случае ареста они должны ударить в набат и требовать,чтобы его не брали, что в данном случае и было приведено в исполнение наиболее активными монашками Караваевой Александрой

Григорьевной и Конобеевой Анной, которые научили ударить в набат дочь церковного старосты Александрову Серафиму, 14-ти лет. Все вышеуказанное подтверждено свидетельскими показаниями. По данному делу арестован священник Мрежин, кроме того предложено арестовать двух вышеуказанных монашек.

По всем указанным случаям нами приняты соответствующие меры.

Зам. Нач-ка РГО ОГПУ (Ландышев)
Ст. Уполномочен. СО (Терский)

Пом. Уполномоченного (Богманов)

ГАРО, ф. 2, оп. 1, д. 15, л. 46-52.
Подлинник

________________

1) Информация о посылке копии этого документа вписана в текст от руки.
2) См. документ № 13.

Публикация: "Рязанская деревня в 1929-1930гг. Хроника головокружения. Документы и материалы"/Москва-Торонто, 1998г.

0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено


Комментарии

В данном документе упоминается священник Зубов, но имени его нет, и больше ни в каких представленных на этом сайте документах я не смогла найти о нем ничего. Возможно это мой прадед Александр Зубов. Только я думала, что он в г.Шацке жил, хотя с. Аладьино не далеко.

Может быть кто-то подскажет, где можно найти информацию о нем.

О проекте