Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Принесите мне тему, и я сделаю из вас журналиста

Каким быть принципиально новому профессиональному образованию

А нужен ли нам журфак?

Большинство ведущих журналистов-практиков в диапазоне от Татьяны Митковой и Михаила Леонтьева до покойного Александра Евгеньевича Бовина утверждали: факультет журналистики журналисту не нужен.

В Германии, например, вообще нет факультета журналистики!

Откуда же набираются специалисты? Если брать систему высшего образования, то это два факультета: факультет филологический, что естественно, а второй факультет — редакторский. А ремесло, которое вбирает несколько направлений и специализаций, преподается в местных школах журналистики при крупных газетах.

Выпускники таких школ — очень ходовой товар для СМИ.

С годами профессиональный багаж только наращивается. А потом уже получают дополнительное высшее образование, и не всегда — редакторское или филологическое.

В самом деле, для того, чтобы получить водительские права, надо пойти поучиться в школе, откатать несколько часов с инструктором, и только потом тебе вручат водительское удостоверение. Высшее водительское образование полу­­­­чить невозможно. Нельзя также сказать — бакалавр водительского дела. Это что, недоученный магистр? Есть просто навык, который приобретаешь, а потом им умело пользуешься. Подход к журналистике в Германии примерно такой же.

На журфаке очень кичатся тем, что дают фундаментальное гуманитарное образование. А на практике уровень эрудиции и образованности выпускников ужасает всех работодателей. Студенты не знают даже произведений из школьной программы.

Именно поэтому ректор МГУ Садовничий пошел на беспрецедентный шаг — открытие в университете второго журфака — факультета тележурналистики. Его создание инициировали руководители трех основных телеканалов, обеспокоенные подготовкой кадров для своих компаний.

Конечно, у Малкина, Эрнста и Добродеева значительно больше средств и возможностей, чем у университета. Однако заоблачные цены обучения уже сегодня заставляют предположить, что речь снова идет не об образовании, а об образовательном бизнесе. Или, говоря иначе, происходит слияние образовательного и информационного бизнеса, как теперь стали именовать журналистику.

В РИА «Новости» доучивают сами

Иной путь избрали в РИА «Новости». В агентстве для выпускников, пришедших на работу, создана школа молодых журналистов. В ней приходится доучивать корреспондентов и редакторов.

Обучение, точнее, доучивание проводится с учетом специфики работы в информационных агентствах. Преподавателями же работают сами апээнщики — лучшие корреспонденты и редакторы, фотографы с мировыми именами… Изучаются страноведение и иностранный язык, совершается погружение в информационную журналистику.

За это в РИА «Новости» не только не берут денег, но сами выплачивают солидную стипендию.

Главный редактор Главной дирекции международного сотрудничества Сергей Жирнихин лично руководит школой. Кому, как не ему, знать, какие именно специалисты требуются агентству.

— Вначале у нас было два пути решения проблемы кадрового голода: либо переучивать уже готовых специалистов под работу в информационных агентствах, либо брать молодой контингент, — рассказывает Жирнихин. — Выбор пал на второе.

Желающие должны учиться на 5-м курсе вуза, либо уже закончить обучение, так как работа требует хотя бы четырёх из пяти рабочих дней нахождения непо­­средственно в РИА.

Главным требованиям для «школьников» является наличие не менее двух рабочих ино­­­странных языков. Причём, что особенно оговорено, английский язык — не обязателен. Конечно, помимо этого важно рвение и здоровый интерес к профессии, а именно активность. Как заметил Жирнихин, там, где у всех мягкое место, у нас, журналистов, должен быть пропеллер.

РИА «Новости» подстраховывается. Ученики заключают контракт, который предусматривает, что после обучения они обязаны не менее трёх лет проработать в агентстве.

И это правильно. Не секрет, что даже после окончания факультета международной журналистики МГИМО лишь 10 процентов выпускников идут работать по специальности.

С этого начинается профессия — профессия удивлять, ошарашивать, добывать новости. Но на факультете журналистики этому не учат.

Домжур: «Слово — за нами!»

Пять лет назад в Центральном Доме журналиста была открыта Московская школа международной тележурналистики, рекламы и паблик рилейшнз.

Профессиональная ориентация, практическая журналистика и, конечно, подготовка к творческому конкурсу на факультете журналистики МГУ — таковы главные цели учредителей школы.

Между прочим, ежегодно абсолютно все наши выпускники становятся студентами МГУ. Однако, поступив в вуз, ребята продолжают посещать Домжур, ведь каждое занятие неповторимо, а подобную эксклюзивную информацию, причем от лучших отечественных и зарубежных профессионалов, на журфаке не получишь.

Еженедельно главные редакторы, ведущие телепрограмм, известные журналисты, фотокорреспонденты, режиссеры, операторы проводят творческие встречи и мастер-классы.

Уроки в Домжуре проходят по воскресеньям. На них учат писать статьи, искать темы, не робеть перед телекамерой, владеть микрофоном… Учеба максимально приближена к редакционной жизни. В школе — свои топтушки, планерки, пятиминутки, проводятся учебные пресс-конференции и просмотры.

Я часто повторяю своим ученикам и студентам: «Принесите мне тему, и я сделаю из вас журналиста».

Несмотря на то, что у нас лекционная форма обучения — все собираются в уютном концертном зале ЦДЖ, — с каждым учащимся ведется индивидуальная работа.

Занятия начинаются с того, что новичок приносит 10 тем, о чем бы хотел рассказать в эфире или на полосе. Мы отбираем 1-2 лучшие темы. И одновременно рас­­­сказываем, что такое информационный повод, информационная насыщенность, что необходимо, дабы материал оказался на полосе или в эфире, каковы главные законы репортажа, в чем коварство интервью как жанра, куда лучше пристроить свое творение…

А затем будущий журналист пишет материал. Мы его правим, подсказываем, как улучшить, растолковываем первый закон информации «От главного — к второстепенному!», говорим о композиции, языке, стиле и совместными усилиями доводим до кондиции. А «кондиция» по-нашему — публикация в центральных СМИ.

Уроки телевидения тоже начинаются с азов. Первое задание называется «Автопортрет». Надо не оробеть перед телекамерой, подняться на сцену и рассказать о себе. А еще ответить на главный вопрос жизни: «Почему нравится журналистика?» В следующий раз слушатели готовят мини-программу «Время», состоящую из 3-4 информаций, и сами работают дикторами, авторами и ведущими. За камерой — тоже ученики.

Единственное условие — вся информация не должна соответствовать действительности, иначе говоря, надо талантливо и, по возможности, смешно соврать.

Зачем? Да поручи им делать настоящую программу «Время», и они сразу под копирку перепишут «взрослые» выпуски прямо с экрана. А тут самим требуется пошевелить мозгами, подделываясь под стиль информационного продукта.

А можно ли научить публицистике? Безусловно. Если воспринимать творчест­­во как безграничную свободу.

С этой целью мы заставляем ребят вести дневники. В первую очередь читатель, слушатель и зритель ждут от нас доверительности, ждут правды… А ведь дневник — это разговор с самим собой. А себя самого не обманешь.

Тут мы не обращаем внимания на орфографию. Ждем от наших творцов безоглядности, искренности и бесстрашия. И это у них получается.

В обязательном порядке домжуровцы пишут мне письма. О чем? О жизни, о школе, о России. В письмах они учатся осмысливать происходящее в душе и мире. А разве это не то, что и требуется публицисту?

Меня упрекают, что я нянчусь со своими слушателями. А как иначе? Журналисты — штучный товар!

Сегодня Домжур работает и за отдел практики, и за упраздненный отдел распределения МГУ.

Используя связи и знакомства, пристраиваем талантливых ребят в лучшие телекомпании, радиостанции, газеты, журналы, службы паблик рилейшнз.

Наши мальчишки и девчонки способны работать и работают в «КП», «Коммерсанте», «МК», на НТВ, «Первом канале».

Возрастных ограничений не существует. Наша задача — лишь отыскать вундеркиндов и направить в нужное русло.

Не будем забывать, что лучшей школой для корреспондента любого СМИ, в том числе и электронного, по-прежнему остается газета.

Мы издаем собственную газету «Слово — за нами!»

Публикации в «Слове» — это своеобразные зачеты для учеников.

И газета, и ее электронная версия, тоже зарегистрированная как самостоятельное издание, давно завоевали внимание молодежной аудитории.

Сегодня школьники и студенты не читают газет, а нашу — расхватывают, как горячие пирожки. Некоторые негодуют и проклинают, другие восхищаются, но никто не остается равнодушным.

Мы знаем — журналистика может быть любой, но только не неинтересной.

Такая газета нужна юным журналистам. На ее страницах они обсуждают творческие и молодежные проблемы, знакомятся со взглядами на профессию наших мэтров, получают важную информацию о рынке журналистского труда и журналистском образовании.

Заголовки говорят сами за себя — «Как поступить в МГУ и МГИМО?», «Без взяток и блата», «Как устроиться на работу в журнал, газету, на телевидение, радио?» и т. д.

По сути, «Слово — за нами!» стала молодежным дополнением журнала «Журналист». (Просьба не путать с одноименным журфаковским продуктом.)

Газета распространяется во всех шко­­­­лах Москвы и Московской области, в МГУ и МГИМО, Домжуре и Союзе журналистов России, телецентре «Останкино», оте­­­­чественных и зарубежных СМИ… Нас читают в администрации Президента, Госдуме и Совете Федерации, правительствах Москвы и Московской области…

Теперь «Слово — за нами!» будет издаваться при участии Евразийской академии телевидения и радио. А академики Валерий Рузин, Игорь Тхагушев и Владимир Гусев включены в редакционный совет.

Возвращаясь к проблеме довузовской подготовки, хочется сказать, что именно в этом нежном возрасте должны происходить не только профессиональная ориентация, но и отбор будущих журналистов.

С этой целью мы проводим ежегодный Всероссийский конкурс «Юные журналисты России»… Главная задача — выявить и поддержать молодые таланты. Пока это получается.

Сегодня в Евразийской академии нами создана молодежная секция, организован специальный молодежный конкурс «Дебют».

Как привлечь к их работе молодежь?

Необходима договоренность с журфаком о приеме лауреатов без творческого конкурса. Подобная практика давно существует.

Конечно, у нас есть трудности с реализацией, финансированием, распространением. Будем решать их сообща. Ведь речь идет о принципиально новом журналистском образовании. Каким ему быть, зависит и от нас с вами.

Владимир МЕЗЕНЦЕВ, ректор Московской школы международной журналистики, рекламы и паблик рилейшн

Журналист

4
Рейтинг: 4 (1 голос)
 
Разместил: almakarov2008    все публикации автора
Состояние:  Утверждено

О проекте