Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Перо волшебной птицы

В Рязанском художественном музее открылась редкая выставка; экспонаты – орнаменты по ткани. Автор, Елена Колодкина, этим летом ушла из жизни. Уникальное народное творчество, хранителем которого Елена была на протяжении многих лет, осталось в кружевах, куклах и костюма фольклорных коллективов.

Что пришло с неба.

Коллеги говорят, что Елена жила работой. Дни напролёт проводила в Рязанском художественном училище, где преподавала, но и после занятий засиживалась допоздна. Над пяльцами, а иногда и у старинной прялки, ведь орнаментальная вышивка – как точная наука, заниматься ей надо долго и скрупулёзно, а результата не видно месяцами… Страсть её к делу, к мастерству, очень просто объясняется в старинной легенде, которую Елена рассказала коллегам:

- Давным-давно пролетели над Русью тридцать птиц. Куда и откуда, никто не знал, но оказались птицы волшебными: если девушка находила перо, выпавшее у них, то открывала в себе какой-нибудь удивительный дар. В разных городах объявлялись мастерицы-искусницы, и изумлялись люди, какую красоту они создают своими руками! Такое благословление оставили птицы и на нашей, Рязанской, земле.

Наверно, и у Елены где-то хранилось волшебное перо. Своё призвание она поняла со школьных лет и поступила в художественное училище, в котором со временем стала преподавать.

- У нас кабинеты напротив, через коридор, - рассказывает коллега и подруга художницы Елена Селиванова. – Бывало, Лена приходит ко мне счастливая-счастливая и показывает неоконченную работу, прикладывая к ней новую нить: «Смотри, как ниточка подходит по цвету, какой красивый узор получается!» она была замечательным колористом, чувствовала цвет так, как способны очень немногие.

Знание нитей.

В руках мастерицы любой материал становится прекрасным произведением. Из простых тряпочек Елена скручивала маленьких кукол – это и игрушка, и талисман. Из кусочков материи побольше – сшивала кукол крупнее, которых и одевала в рязанские народные костюмы. Да-да, не в отвлечённые «Русские народные», а точно в такие, в каких ходили девушки из рязанских деревень (а может, и самой Старой Рязани или полумифическом Ижеславле) во времена до татаро-монгольского нашествия, когда летали ещё в небесах волшебные птицы…

Вот поэтому по роду работы Елене Валентиновне приходилось быть и этнографом, и историком. В музеях она изучала, как на старинной одежде сплетаются друг с другом нити. А если знакомые приносили сарафан 150-летней давности Елене в коллекцию, она считала это настоящей удачей. А чтобы лучше понять и передать черты эпохи, шила на старинном «Зингере» с ножным приводом…

Но основное внимание художницы было сосредоточено на вышивке. Узоры на народных костюмах для взрослого человека или на цветных панно в полстены стали её «визитной карточкой», которую узнавали во многих странах.

- Елена работала в счётной технике, - рассказывают коллеги. – Это означает, что, вышивая, нужно считать ниточки: малейшая ошибка - и весь орнамент нарушится. Нужно уметь полностью сосредотачиваться на этом, ведь работа по вышивке на костюме занимает до полугода! И все эти полгода каждую нить нужно буквально «знать в лицо», в нужный момент позволяя ей показаться, в другие – пряча, сплетая с другими нитями...

Но результат такой работы трудно переоценить: готовый орнамент можно рассматривать часами, расходящиеся в стороны разноцветные нити гипнотизируют, воздействуют напрямую на подсознание. Ведь это самое таинственное и символичное из искусств – на языке орнамента люди начали выражать себя тысячи лет назад.

О, светло светлая!

Выставки Елены Колодкиной проходили в разных городах. В 1990-е она получила известность и признание за пределами России – работы с её персональной выставки во Франции европейцы восприняли на ура. Вот только в родной Рязани многие годы творчества почему-то не удавалось организовать выставку.

При этом Елена создавала сценические костюмы, в которых и сейчас выступают наши фольклорные коллективы. Постепенно собирала материал для большого иллюстрированного альбома по искусству вышивания. Разрабатывала коллекцию современной одежды по народным мотивам, которая была представлена на выставке «Экзерсис» и названа «О, светло светлая!»…

Название это – цитата из «Слова о погибели Русской земли», древнейшего памятника литературы. Увидеть и понять красоту родной земли вряд ли возможно, не зная её истории. Елена Колодкина, пожалуй, больше чем знала -чувствовала.

Многие её работы – куклы, костюмы, панно – сейчас можно увидеть на наконец-то открытой персональной выставке в Художественном музее. Альбом, подготовке которого Елена отдала годы жизни, уже готовится к печати. А её ученицы, студентки Художественного училища умеют то, что под силу настоящим мастерицам.

Дмитрий Бантле.
«ТВ панорама» №34 от 1 сентября 2009 года.
0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте