Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Из деятельности Пронского уездного Отдела народного образования в первые годы советской власти (1918-1919гг.)

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Выпуская настоящую брошюру, Пронский Уездный Отдел Народного Образованья имеет целью и надеется ввести всех граждан уезда в курс тех мероприятий, которые проведены и намечаются к проведению в жизнь в самом ближайшем времени.

Из последующих статей и отчетов каждого подотдела и секций можно видеть ту работу, которую провел Уездный Отдел за период со дня организации до настоящего дня. Давая отчеты о сделанном и планах на будущее неминуемо приходится осветить и те условия, в каких на¬ходился уездный отдел при проведении в жизнь своих мероприятий и об имеющихся в его распоряжении силах и средствах.

Настоящую задачу я беру на себя, но заранее оговариваюсь, что полной картины дать не смогу по причинам, во первых: необходимости ограничить статью размером, и во вторых — что вступление мое в уездный отдел образования произошло сравнительно недавно.

Касаясь прежде всего технического аппарата работы нужно сказать, что за неимением хороших технических работников в самом начале, при организации Отдела, само по себе понятно, что отдел не мог так хорошо работать как ныне, да и теперь, следует оговориться, что работа его тормозиться тем же обстоятельством, хотя и не так остро, как в начале. Большинство работников еще слабо и не вполне уяснило всей важности совершаемой работы.

Руководители отдела зачастую принуждены производить работу на ощупь, за свой риск, не имея достаточных указаний из центра и надлежащего опыта в данном направлении и лишь пролетарское чутье не дает им сбиться с правильного пути; было много, конечно, и ошибок, но, но счастью они не имели фатального значения. Одно лишь можно поставить в упрек: сделано много упущений в том смысле, что многое можно было создать, чего не было создано (оговариваюсь, что это мой личный субъективный взгляд).

Итак, приступая к поставленной мною задаче, я прежде всего, как предпосылку к обрисовке полной картины условий работы ставлю указание на ту экономическую разруху, которая сопровождала нас во все время нашего творчества, тот громадный недостаток всех необходимых материалов (бумаги, письменных принадлежностей, новых пособий, учебников, полное отсутствие строительных материалов и т. д.), что, безусловно, очень тормозило и тормозит созидательную работу Отдела.

Обратим внимание на финансовое положение Отдела со дня его организации. Местных средств, не было, а центр почти не отпускал или если и отпускал, то сравнительно мало. В данное время средств отпускается больше, но очень неравномерно. Как пример, можно привести следующее: во втором полугодии 1918 г. за один день до закрытия кредита были высланы крупные суммы, естественно, в один день использовать их не представлялось возможным, а на следующий день кредиты были закрыты—или следующее—по некоторым параграфам отпускаются крупные средства, как-то на обувь, мануфактуру, учебные пособия, но по этим параграфам использовать всех средств не представляется возможным, т. к. на рынках материалов почти не имеется.

На организационные же нужды денег почти нет, хотя потребность в них громадная. До сего времени с января месяца на Волостные Отделы не было отпущено ни одной копейка, а единственной опорой Уездного Отдела на местах, где должны группироваться все местные культурные силы, есть волостные отделы. Точно так же обстоит дело с школьным строительством. Много школ находится в таком состоянии, что нет возможности заниматься в них, но до сих пор не выслано ни одного гроша на ремонт их и на постройку новых. Требуют различных смет, сметы посылаются и дальше ни с места. Такая неравномерная и несвоевременная высылка средств очень затрудняет работу отдела, к тому же можно добавить, что за все время существования отдела из местных средств Уисполком отпустил мизерную сумму на дело Народного Образования—всего тысяч тридцать. Несмотря на то что на одном из Уездных Съездов Советов была принята резолюция об отпуске 10% со всех поступающих местных средств на дело Народного образования (к слову сказать, Уисполком даже истратил на свои нужды 100 тысяч рублей специальной ссуды на дело народного образования).

Рассмотрим теперь, что оставило земство в наследство Уездному Отделу Народного образования: из построек — небольшое количество (около полутора десятка) школ, где можно заниматься с грехом пополам; около полусотни развалившихся хибарок и — остальные школы—в наемных крестьянских избах. Так, если взять Долматовскую школу, как пример, то можно придти в ужас от этой школы: у хорошего хозяина скотина находится в лучшем помещении. А таких школ 90%.

Что же касается до наследства оставшегося в виде учительских сил, то похвалиться также нельзя. Учительский кадр был мало подготовлен. Почему же не было хорошо подготовленного учительского кадра?

Когда всмотришься внимательно в условия учительской жизни в Пронском уезде, то станет вполне понятно почему хорошего, в смысле подготовленности, учительства не было. Пронский уезд был глух и заброшен, это тот самый медвежий угол о котором можно было писать в романах, где находили приют истрепавшиеся баричи, где шум столичной суеты был для них недоступен, местное же земство состоявшее из большинства или самодуров помещиков или из пронских ямщиков, расплачивалось с учительством с удивительной неаккуратностью и такими мизерными окладами, что более менее культурные учительские силы бежали из „богоспосаемых" здешних мест, а оставались лишь неудачники, недоучки, которым деваться больше было некуда или те, которых связывали другие обстоятельства и у которых учительская должность была лишь прикладным занятием.

Существует много рассказов прямо анекдотических про расплату земства с учительством; получка жалованья зависела, как говорят, или от доброго расположения начальства, или от того, была ли накануне карточная игра у того, кому расплатой ведать надлежит и каковой ее результат. Часто учительские денежки расплывались и по дырявым земским карманам и в результате большая половина учительства по полугоду была в задолженности у учительского благодетеля местного пронского торговца Швидлера.

Ясно что при таких невозможных обстоятельствах хорошего учительства быть не могло. Незадолго до революции влилось немного лучше подготовленного учительства из числа учениц местной гимназии, которые, рассуждая по существу, тоже не достаточно были подготовлены, но и это было большим плюсом. Для полной обрисовки картины можно добавить, что благодаря некоторым уездным заправилам разработка и проведение школьной сети по Пронскому уезду от других уездов Рязанской губернии отстала на одиннадцать лет.

Вот земское наследство. С какими же силами уездному отделу пришлось принять его?

Сил не было, да и теперь их мало и громадным тормозом в работе отдела служило и служит недостаток работников специалистов, несмотря на то, что уездный отдел принимает все меры к привлечению таковых. Такой же и более острый недостаток чувствуется в работниках честных и преданных пролетариату. В первое время большинство технических служащих поступало на службу с целью лишь „заработать", но не работать и в тоже время часто совершенно незнакомых ни с делом, за которое они брались, ни с задачами отдела, и только малое количество попадалось людей знающих дело и еще меньше преданный революции и даже в данное время это наше больное место: нет сознания переживаемого момента и серьезного, вдумчивого отношения к делу.

Так и имеющиеся специалисты больше требуют, чем дают, ибо они за частую не отказались еще от привилегий рухнувшего буржуазного строя и сознание, что они специалисты, люди нужные для работы сплошь да рядом заслоняют идейную сторону дела.

Но теперь мы с уверенностью можем сказать, что многие уже поняли те великие задачи, какие преследует Советская власть в деле Народного образования, поняли с кем они должны идти, откликнулись на наш призыв и работа безусловно станет интенсивней и продуктивней.

Много тормозило и тормозит успешности в работе местные специфические Пронские условия, а именно: неудобное расположение для уезда железнодорожного пути, который проходит по одному концу уезда и вдалеке от уездного центра; не имение с волостями телефонной связи, никуда не годные большие и проселочные дороги, недостаток лошадей (от усиленных частых мобилизаций) и корма для них — благодаря этим причинам получается громадная оторванность уездного центра от волостей уезда. Много затормозили работу частые и многочисленные мобилизации, оторвавшие лучшие молодые силы на фронт.

Большим минусом в работе отдела было небрежное отношение уисполкома и укомпарта к отделу; произошло это, очевидно, и от заваленности в работе или от не совсем точного понимания задач Советской власти — ибо Советская власть может лишь базироваться на культурной, просвещенной и образованной массе пролетариев, как царизм и капитализм базируется на темноте и невежестве.

Вот та краткая картина условий сил и средств, при которых пришлось оперировать уездному отделу Народного Образования. Из дальнейших статей и отчетов моих товарищей по коллегии вы увидите более точно и более ясно всё что можно было сделать и что сделано.

Ник. Петрашкевич.

Доклад заведующего Уездного Отдела Народного Образования тов. Петрашкевича сделанный на 10-м Съезде Советов о деятельности Пронского отдела Народного Образования с 1 января по 1 июня 1919 года.

На предыдущем съезде Советов т. Винокуров (мой предшественник) делал доклад о деятельности уездного Отдела за целый год, так что в данный момент мне нужно дать отчет лишь за 3—4 последних месяца. Этот срок для осуществления чего-нибудь широкого, что давало бы реальные видимые результаты, слишком малый, принимая, конечно, во внимание наш далеко еще не налаженный аппарат и громадный недостаток, как материалов, из чего можно творить, так и людей способных творить новое.

1) Конструкция Отдела.

Первое внимание мое было обращено на конструкцию Отдела, как центрального для уезда движущего аппарата; необходимо было присмотреться к существующим порядкам, чтобы выделить ценные принципы для созидательной работы и отбросить непригодные, как по технике дела, так и по требованию жизненных условий. И вот, при ближайшем знакомстве с Отделом, я пришел к заключению, что при существующей конструкции его чего-нибудь осязательного реального и живого сделано быть не может по той простой причине, что работа сводилась к единоличным усилиям и, конечно, успех мог зависеть от чисто случайных причин, т. е. на сколько то или другое лицо было более или менее добросовестно и деятельно. Для меня понятие „школа" и школьная деятельность стоят в особой плоскости. Нужно понимать школу не только как коллектив детей, на которых должно воздействовать: школа включает в себя и детей, и армию педагогов, и даже само общество (как заинтересованные в воспитании своих детей родители, так и заинтересованные в общественном значении школы все живые культурные силы); ученик в школе действует, работая над самосовершенствованием во всех отношениях, а педагоги, общество и органы власти содействуют ему, подготовляя условия для его самосовершенствования и самодеятельности.

Отсюда ясно, что работа по созданию новой школы не может выражаться в форме единоличных усилий, а должна быть работой коллектива и тесного контакта с могущими творить трудовыми элементами. В силе этого мною было приступлено в первую очередь к организации работы Отдела на коллективных принципах, для чего созданы были школьная, внешкольная и дошкольная коллегия при участии лучших местных сил в качестве советчиков и помощников в работе. В две недели раз коллегии регулярно дают отчет в своей работе и результаты труда их подвергаются коллективному обсуждению, в сильной степени способствующему выработке руководящих начал и, практического применения их. Результаты такой постановки работы Отдела и конструкции его настолько осязательны и очевидны, что дают чувствовать себя даже за короткий период времени, и в ближайшем будущем несомненно выльются в здоровые формы, которые будут очевидны для всех заинтересованных в деле народного образования.

Добавлю еще, что такой коллективизм работы общностью интересов сближает всех без различия школьных работников и воспитывает их самих в духе социалистического творчества: чувствуя себя не только исполнителями предписаний сверху, а творцами, они отдают максимум своих сил строительству новой школы и новой жизни.

2) Характеристика работы подотделов.

Теперь перейду к характеристике работы по подотделам. К 1-му января Пронский Отдел Народного образования состоял лишь из следующих подотделов: общего, школьного, внешкольного и только что организовывающегося счетно-финансового. Но жизнь и рост запросов трудового населения на образование непрерывно выдвигали новые неотложные задачи, и деятельность Отдела с каждым днем развивалась все шире и шире. В настоящее время в Отделе имеются следующие подотделы: общий, школьный, внешкольный, дошкольный, счетно-финансовый, школьно-строительный, школьно-санитарный, хозяйственный, справочно - статистический и социального воспитания, при чем некоторые подотделы распадаются еще на секции, например: внешкольный — на театрально-художественную, музейно-библиотечную и т. д.

3) Школьный подотдел.

К началу отчетного года всех функционирующих школ в городе и уезде было: I ступени—158 с 314 учащими и 11,861 учащимися и II ступени—2 с 18 учащими и 271 учащимися, Вновь открыто в отчетный период 1 школа I ступени и 1 школа II ступени в Старожилове с 10 учащими и 116 учащимися; дабы уменьшить количество учащихся на 1 учащего в школах I ступени было добавлено 45 комплектов. Таким образом, к 1 июня всех школ состоит: I ступени—159 и II ступени—3.

4) Об учительстве.

Для хорошей школы нужен прежде всего хороший учитель это истина. Пронский Уезд своим историческим прошедшим в этом отношении был поставлен в наихудшие условия. Здесь никогда не было основного хорошо подготовленного кадра учителей, и старый земский учитель, ставший во многих местах прекрасной легендой идейного народника и идейного человека труда, здесь не значатся в списках прошедшего. Земские средства здесь как-то аккуратно расхищались „земскими деятелями", они с избытком ползли в атласные дырявые карманы, но никак не шли по назначению для неотложных и действительных нужд местного трудового населения.

В силу этого ни в каком уезде учителя не получали такого микроскопически малого жалованья, как здесь (15—17 рублей в месяц); да и то задерживалось по полугоду и даже году; и конечно в силу этого учительство, как профессия, могло быть здесь только подсобным заработком: учителями были или грамотные из местных крестьян путем самообразования, или короткой подготовки добывшие себе звание на учителя школы грамоты или церковной школы, или же жизненные неудачники — изгнанный семинарист, не пристроившийся к более выгодному делу интеллигент, дочь священника или учителя и т. п. В последние годы кадр учительства разбавился главным образом, правда подготовленными отчасти в образовательном отношении, но совершенно не подготовленными в педагогическом воспитанницами местной женской гимназии. Естественно, большинство такого состава учительства оказалось совершенно неподготовленным к восприятию принципов трудовой школы и посильному проведению ее в жизнь.

В виду этого Отделом Народного Образования, было устроено два съезда учащих: 1-й январский (трехдневный) для ознакомления с принципами Единой Трудовой Школы и мерами проведения этих принципов в жизнь, и 2-й— майский (трехдневный) для ознакомления с методами ведения экскурсий и весенних занятий на воздухе; на последнем съезде была прочитана лекция об изучении родного края и об организации музея его.

Эти съезды показали, что учащие, несмотря на все трудности проведения в жизнь трудовой школы, уже приступили к её частичному осуществлению, и выразили уверенность, что при дружном сотрудничестве с органами Советской власти дело создания новой школы пойдет вперед. Отдел возлагает большие надежде на имеющие быть в Пронске учительские курсы в июне, августе и половине сентября этого года; через эти курсы пройдет в два цикла все уездное учительство и подготовляющиеся к учительской работе с осени. По содержанию программы их курсанты должны получить ценную подготовку как в образовательном и педагогическом, так и в общественно-политическом отношениях.

Для ознакомления с трудовыми процессами учащих были две командировки (30 человек) на специальные курсы в Рязань; с осени этого года подобные курсы будут правильно функционировать круглый год в самом Пронске, на каковые учащие будут направляться очередями по 30—40 человек, и для каковых частью оборудованы уже, частью оборудуются специальные мастерские: столярно-токарная, слесарная, переплетная, сапожная и портновская.

В ближайшем будущем в Пронске будут открыты годичные курсы по подготовке „красных" учителей, на что уже частично поступают средства, кадр курсантов будет формироваться исключительно из трудового населения.

Для пополнения знаний учащих путем самообразования, Отделом открыты в уезде 10 районных учительских библиотек, заключающих в себе книги по вопросам педагогики и политики, каждая библиотека рассчитана на 2 волости. Отдел не может похвалиться количественным составом этих библиотек, но бедность их в этом отношении обусловливается исключительно бедностью нашего книжного рынка в настоящее время.

Все получаемые новые педагогические журналы Отделом рассылаются по волостям для широкого распространения среди учительства.

С осени настоящего года Отделом будут созданы две показательно-экспериментальные школы, посещая которые учащиеся могли бы наглядно видеть результаты применения новых приемов обучения и, наконец, самые способы трудового обучения и формы коллективного строя школьной жизни. Само собой разумеется, что учащиеся этих школ будут подобраны из лучшего состава и самые школы будут оборудованы так, чтобы могли действительно служить показательным целям.

Отдел сознает, что им мало было сделано для более тесной связи с уездом и объединение работ его. Но это произошло главным образом, благодаря слабости средств передвижение по уезду (чисто техническая сторона), и отчасти за недостатком подготовленных работников для этой цели, плату волостным заведующим — не платили 6 месяцев. Это без¬условно больной вопрос для Отдела и меры к скорейшему разрешению будут приняты в первую очередь: кадр школьных инструкторов на первое время будет увеличен до 6 человек, работа их все время будет протекать в уезде; многого в этом отношении (мы) ожидается и от объединения самих учащих в формируемый теперь „Союз школь¬ных работников социалистической культуры", имеются сведения, что ячейки этого союза успешно создаются на местах; в го¬роде учительство вошло в него в полном составе.

Ясно, что при существовании объединения школьных работников и всех деятелей культуры, искания новой школы пойдут более нормальными, коллективно выработанными, путями, и через этот союз при уездном объединении его школьная работа будет носить характер организованной, стройной и дисциплинированной работы.

Все вышесказанное говорит довольно ясно, что уездным Отделом Образования принимается все возможное для него и его материальных средств по перерождению и созданию вновь трудового учительства для трудовой школы.

В этом процессе перерождения учительства Отдели руководствуется не только приемами обучения, но и изучения. Отделу хотелось знать, как само учительство смотрит на себя и свои работы и задачи, что подвигает его на неуверенность или колебания, какие вопросы волнуют его, в каких отношениях стоит оно к местному населению и как относится к нему население, какие меры по созданию новой школы оно считало бы необходимым провести в первую очередь, в какие формы выливались его искания, как вообще оно относится к текущему моменту.

Само собой разумеется, что все такие сведения лучше всего добыть интимным путем, таким путем, при котором человек, забитый старым режимом и еще не приспособившийся к новому или почему либо неуверенно чувствующий себя в нем, мог высказаться свободно, открыть полно свое внутреннее содержание и вы¬яснить подлинное свое лицо. С этой целью Отделом была выработана форма анонимной анкеты, ответы на которую получены были в начале мая. Данные этой анкеты чрезвычайно ценны во многих отношениях и ценны по самому принципу - «если ты хочешь творить уверенно, сначала изучи".

Ученик и общество.

По данным только что упомянутой анкеты здесь вырисовывается иногда довольно таки грустная картина. Ученик в духовном отношении находится под двойным влиянием: школы и семьи. И так как школа вообще в настоящее время переживает процесс перелома, то этот перелом невольно болезненно иногда отражается на ученике. Новая школа ученику не может не нравиться: ведь она освободила его от рабской дисциплины, от слез при системе отметок, от болезненного напряжения и чувства страха перед экзаменом, от необходимости изучать сухую и ненужную ему грамматику с ее „ятью" и прочей чепухой; она освободила его от необходимости насиловать исключительно памятью для изучения хронологий, правил и исключений к ним, изжитых давным давно мертвых текстов священного писания и всевозможных ненужных ему басен и имея из области истории, географии и закона Божия; она указала ему на мир, который принадлежит ему и который ему нужно изучать, на общество, в котором он будет активным работником и на необходимость изучения его. Она признала в нем не номер входящего и исходящего журнала школы, а человека с настоящими его обязанностями и настоящими правами. И дети полюбили школу, не смотря на все ее несовершенства, иначе и быть не могло.

Много доказательств этому, вроде отчета учащихся II ступени об экскурсии на Истьинский завод. Правда, заметны частичные уклонения в сторону своеволия и неправильного толкования понятия „свободная школа", но ведь это вполне естественно для переходного времени вообще и переходных форм и несовершенства самой школы. И это неопасно: развитие коллективной жизни детей скоро и естественными путями сгладит неровности школьной жизни их.

Гораздо важнее не недооценивать влияние родителей на учащихся; ведь нельзя не сознаться, что многие из родителей недовольны были из-за удаления предметов религиозного культа, что многие из родителей относятся отрицательно к принципам новой школы и ее образовательным и воспитательным приемам. Отдел (мы) будет бороться за душу детей неустанно, как путем привлечения всех культурных поборников новой школы к содействию с нами, так, главным образом, посильным подъемом самой школы на ее должную высоту, чтобы она сама говорила за себя — то путь длительный, но верный и лучший.

Завтраки и одежда.

Теперь о практических мероприятиях по отношению к детям, следовательно и о самой школе.

В виду позднего открытия кредита на горячие завтраки и снабжение обувью провести это в жизнь в более или менее полном объеме не удалось.

Технический подотдел, получив 200 000 рублей, лишь мог оборудовать в части школ подлежащий инвентарь для приготовления этих завтраков, т. е. устроил печи, вмазал котлы и приобрел нужную посуду. Бесплатною одеждою и обувью, в виду недостатка мануфактуры и кожевенного товара снабжено очень немногое количество учеников, хотя кооперативу (Хрущевскому) на это было выдано 400,000 руб.

Учебные пособия.

Стремясь к снабжению школы учебными пособиями Отделом командированы были представители в Москву и Петербург для приобретения книг, бумаги и др. школьных пособий; всего приобретено на сумму 205,000 руб.; пособия выдаются школам бесплатно из склада П. У. У. Н. 0. Сейчас мы создали более налаженный аппарат по приобретению означенных пособий, но успех его, вам понятно, будет завесить от состояния нашего производства и нашего рынка.

Работа технического подотдела.

Технический подотдел — наше самое больное место, в силу сложившихся хозяйственно-экономических условий жизни уезда. Многие школьные помещения представляют из себя нечто невероятное; тесная неприспособленная изба, тесины на пеньках вместо парт и также же примитивные приспособления для сиденья, только немного пониже. И в таких школах занятия производятся в две смены; как же они влияют на здоровье детей? И таких школ 33%. Но за отсутствием и дороговизной материала, а также дороговизной и недостатком рабочих рук, школьное строительство движется очень и очень медленно, выражаясь главным образом в форме заплат на прорехи.

Внешкольный подотдел.

Работа внешкольного подотдела за отчетный период представляется в следующем виде. В целях дать населению и широким массам крестьянства разумное развлечение и художественные познания организована театральная секция, которая ставит спектакли в городе, устраивает их в волостных кружках, подбирает и снабжает их пьесами, гримом и париками, готовит декорации и дает им советы и указания. Большим препятствием служит недостаток в литературе целесообразного, отвечающего запросам трудящихся, репертуара, но недалеко то время, когда народный театр будет преследовать не только цели развлечения, но и планомерного социалистического воспитания пролетариата. Организован духовой оркестр.

Музейно-библиотечная секция.

Чтобы спасти от разрушения и сосредоточить в распоряжении Отдела все наиболее цепное в художественном отношении, а также библиотеки, находящиеся в бывших помещичьих усадьбах, при внешкольном подотделе организована музейно-библиотечная секция, приготовлено помещение, и музей начинает оборудоваться; книги же поступают в центральную библиотеку для общего пользования.

Курсы для взрослых.

С 5 мая начали функционировать в Пронске организованные внешкольным подотделом курсы для взрослых по бухгалтерии, коммерческой арифметики и новым языком (французскому). Основная задача этих курсов —дать возможность слушателям приобрести или пополнить познания по указанным предметам.

Дошкольный подотдел.

Дошкольный подотдел для Отдела новый, он только что сформиро¬ван в зачатке Деятельность его пока выразилась в следующем:

а) В г. Пронске открыт детский сад, зарегистрировано пока 30 человек; дети эти вошли в число детей на площадке для игр, каковую всего посещает до 70 детей; занятия с ними с 9 до 1 часа дня (по солнечному времени) при детях находятся 3 руководительницы.

б) Чтобы дать возможность детям рабочих больших городов летнее время побыть ближе к природе и запастись здоровьем, а также местным школьникам слабого здоровья укрепить его Отделом приготовлены 3 колонии: в с. Старожилове на 250, Плоском на 50 и Рудневе на 20 человек.

Все дети будут помещены в специально приготовленные для них помещения, получат стол а по возможности и белье; им даны будут руководители для занятия играми, экскурсиями и т. п., а в плохую вести занятия в помещении (о яслях).

Комиссия о несовершеннолетних.

Исходя из принципа о не вменении несовершеннолетним в вину их проступков, так как у них недостаточно развит ум, освещающий отношение к жизни, не окрепла совесть, определяющая отношение личности к обществу, и не сформировалась подчиненная уму и совести воля, проводящая действие личности в жизнь, проступки несовершеннолетних детей должны быть рассматриваемы с особой точки зрения, в виду чего для рассмотрения дел о них Отделом организовано особая комиссия о несовершеннолетних. (Предполагается колония и школа дефективных).

Заключение.

Заканчивая настоящий доклад, я выражаю твердую уверенность что призванный властью и требованиями новой социалистической жизни, на борьбу с одним из главнейших врагов народа — темнотой, Отдел, Образования при настоящей конструкции его и направлении коллективной деятельности, сознательно и добросовестно выполнить свой долг перед трудовыми массами.

Доклад об экскурсии на Истинский завод, прочитанный учащимся I сов. шк. С.Н. Поповым 26 февраля 1919г.

Доклад.
Зав Отд. Нар. Обр. Н. А. Петрашкевича на 11 Уездном Съезде Советов, 21 ноября 1919 года.

Товарищи! В виду того, что работа съезда слишком затянулась и в моем распоряжении имеется немного времени, я постараюсь в самыхкоротких словах обрисовать положение дела Народного Образованияв уезде.

С самого начала великой октябрьской революции Советская власть положила в основу своей деятельности широкое развитие целой сети культурно-просветительных предприятий, направленных как к ликвидации невежества среди огромного населения, так и организации трудового свободного воспитания в духе коммунистических идей подрастающего поколения. Она отдавала себе вполне ясный отчет в том, что чем шире развито будет дело Народного Образования, чем более сознательно и критически население будет относиться к тем грандиозным историческим событиям, в водоворот которых было ввергнуто оно стихией революционного движения, тем более друзей и ревностных защитников приобретет оно в среде рабоче-крестьянских масс, тем труднее будет предателям, пользующимся темнотой и невежеством, делать свое грязное дело, подрывая работу Советской власти по осуществлению социалистического строя.

И, однако, несмотря на то, что делу Народного Образования Советская власть придавала такое огромное значение, члены волисполкомов не всегда с должным вниманием относились к работе местных органов Отд. Нар. Образования. Нередко имели место случаи мобилизации волисполкомами заведующих волостными Отделами Нар. Обр. для тех или иных работ (учет урожая и т. п.). Такие мобилизации препятствующие правильной работе органов по Нар. Образ., конечно, не должны иметь места.

Наряду с этим, первым препятствием, которое явилось плодом сплош¬ного недоразумения, приходилось при работе преодолевать и второе— это недостаток работников и культурных сил на местах, этот недостаток все растет и грозит принять угрожающие размеры и борьба с ним—есть самая неотложная задача уездного Отдела. Этот недостаток особенно остро ощущается в школах. Здесь не хватает нам до 100 новых учителей. Нередки случаи, когда на одного учащего в школе приходится более 60—80 человек, хотя по положению о Ед.Тр. Школе полагается их не более 25—40.

Чтобы облегчить этот учительский кризис Отдел предполагает в самом непродолжительном времени организовать кратковременные педагогические курсы для подготовки красных учителей. Здесь люди, вышедшие из недр рабочее - крестьянских масс, воспитанные в духе коммунистических идей, должны приобретать всё эти навыки, которые необходимы для трудового воспитания пролетарских детей.

Подобного рода курсы, тоже краткосрочные, предполагаются и для подготовки работников по внешкольному образованию. Считая, что в деле внешкольного образования главное значение отводится театру, что тяга к этому театру в среде деревенского населения сильнее всего, Уездный Отдел в первую очередь и предполагает устроить театрально-инструкторские курсы. Такие курсы необходимы именно потому, что при том огромном воспитательном значении какое имеет театр, и при том интересе, которое проявляет по отношению к нему население.

Крайне нежелательны случаи пламенных постановок, какие за не имением опытных руководителей встречаются на местах и подрывают самую идею театра.

Для осуществления этой же задачи при Пронском Уездн. Отд. организуется постоянная труппа, которая вырабатывает определенными репертуар, и будет устраивать спектакли и в уезде.

Несмотря, однако, на этот недостаток культурных сил, работа уездного Отдела все-таки не прекращается. За отчетный период нами открыто до 100 новых комплектов при школах и организовано до 30 новых школ первой ступени по просьбе населения и 2 школы второй ступени.

Кроме того, организовано целый ряд детских садов в уезде и в городе. Недоброжелательное отношение к учреждениям дошкольного воспитания со стороны населения, которым пришлось столкнуться на первых порах, в настоящее время вполне сгладилось и Уездн. Отд. с удовлетворением констатирует тот факт, что уездное население именно нужды этих садов, где собраны дети от 5 до 7 лет, удовлетворяет в первую очередь. При 2 городских детских садах, которые являются показательными, организованы Отделом 6-ти нед. курсы для подготовки руков. детскими садами. На эти курсы опять таки принимаются лица, рекомендованные волкомпартами, волсоветами и др. сельскими организациями.

Для урегулирования школьной работы и скорейшего осуществления принципов новой школы, Уездн. Отд. организована коллегия из разъездных школьных инструкторов, на которых возлагается работа не только по объезду школ, но и по политическому воспитанию народных масс.

Считая, что новые школы обязаны не только воспитывать и обучать детей, но и обеспечивать их всем, необходимым, Уездный Отдел приложит все усилия к тому, чтобы снабдить школьников обувью и мануфактурой, и, не смотря на тяжелые условия, усилия эти увенчались успехом. В настоящее время на складе Отд. имеется 30,000 арш. мануфактуры и 1,000 пар. обуви, которая будет распределена в самом ближайшем будущем по школам.

По числу учащихся этим комплектом можно будет удовлетворить до 60% всех школьников. Кроме мануфактуры и обуви с большими трудами удалось Уезд. Отд. достать значительное количество литературы и учебных пособий. Правда, этих запасов не хватит для того, чтобы снабдить все школы в достаточном количестве, но о таком снабжении в настоящий момент, конечно, не может быть и речи.

Были предприняты шаги для обеспечения школьников врачебной помощью. С этой целью Уездным Отделом предположено организовать в городе бесплатную амбулаторию для школьников с зубоврачебным кабинетом.. Инструменты и медикаменты для этого кабинета Отделом уже закуплены в Москве и доставлены в г. Пронск.

На ряду с этим, Отд. предпринимал меры и по организации дела социального воспитания, им предпринято обследования всех детей, которые нуждаются в социальном воспитании. Сюда отнесены круглые сироты, полу-сироты, детей, у которых родители утеряли трудоспособность, у которых родители с явно преступными наклонностями и, наконец, детей- преступники и дефективные.

Это обследование дало ужасающие цифры. Лишь только в пяти волостях указанного рода категорий детей оказалось около до 1300! Многие данные указывают на то, что положение многих детей безвыходно и для них необходимо немедленное же устройство детских домов. Таких детских домов предположено организовать, целую сеть, при том различного типа, приноровленных к индивидуальным особенностям ребенка (сюда входят детская санаприют для дефективных детей и для нормальных детей).

Организация этих приютов предположена в самое ближайшее время. Средства на это из центра в размере 1 500 000 уже отпущены. Кроме приютов для городских школ предположено организовать общежитие и бесплатную столовую, так как большинство школ находится в крайне тяжелых условиях.

В деле внешкольного образования необходимо упомянуть о создании уездного центрального музея по изучению местного края. В этом музее имеются следующие отд.; историко-археологическое, этнографо-экономическоё и естественно-историческое и, кроме того, кабинет наглядных пособий и работ по фотографии и микроскопии.

Вот всё те мероприятия, которые удалось осуществить Уездному

Отделу заканчивая свой доклад и предлагая членам съезда ознакомиться с вышеуказанными учреждениями, я выражаю твердую уверенность в том, что в дальнейшем население будет сочувственно относиться к работе Уездного Отдела и идти на встречу всем начинаниям Отдела Народного Образования и тем облегчат борьбу с могущественнейшим врагом—невежеством и темнотою, которые являются самыми сильным союзником буржуазии и лучшим орудием закрепощения народных масс. Только широкое развитие дела народного образования может закрепить все завоевания октябрьской революции и утвердит Советскую власть.

Единогласно принимается резолюция:

Заслушав доклад о деятельности Пронского Уездного Отдела Народного Образования и всецело одобряя все его мероприятия, как в области созиданий новой социалистической культуры путем строительства трудовых школ, коммун, так и ликвидации безграмотности и невежества среди взрослого населения и политического воспитания народных масс, Съезд считает необходимым указать на следующее:

1) Считая, что дело народного образования связанного ликвидацией безграмотности и невежества народных масс и воспитанием в школах новых стойких граждан социалистической советской республики—является второй после ликвидации войны и победы над мировой буржуазией, самой важной задачей Советской власти, Съезд считает необходимым, чтобы все органы власти на местах интересам школы и делу народного образования уделяли должное внимание и не тормозили работы его органов.

2) Признавая, на ряду с ликвидацией безграмотности—необходимость самой широкой и планомерной работы по политическому воспитанию народных масс—Съезд считает необходимым провести мобилизацию всех культурных сил деревни для организации в Уезде изб-читален, школ для взрослых, народных чтений и театральных постановок и проч. мероприятий внешкольного просветительного характера.

3)Только идя таким путем и вовлекая широкие народные массы в строительство новой культуры—можно создать условия благоприятные для воспитания путем участия в производительном труде их пролетарских детей, будущих стойких граждан социалистического общества и для организации новой трудовой школы - коммуны, которая явится единственным фундаментом нового государственного строя.

Но на ряду с постановкой дела воспитания детей внешкольного возраста — на обязанности Отдела Народногр Образования должна лежать забота об охране детей более раннего возраста, о создании для них более благоприятных условий, благодаря которым в настоящее время в связи с разными продовольственными затруднениями дети могли бы свободно развиваться, не испытывая по возможности ни каких лишений. Для этой цели необходимо развитие сети детских садов и детских домов, в которые должны попадать прежде всего дети, лишенные семьи.

Докладывая о всех указанных мероприятиях, Съезд считает нужным в заключение обратиться к учительству с тем, чтобы оно приняло более активное и энергичное участие в выполнении широких и грандиозных задач, поставленных Советской Властью в деле Народного Образования. Только идя рука об руку с самим населением и вовлекая это население как в дело школьного строительства, так и в политику, содействуя работе партийных ячеек, можно будет создать единый, мощный авангард Красной Армии просвещения из рядов пролетариата, который кладет прочный фундамент нового социалистического строя и проложит путь к новой жизни.

4)Устроить в непродолжительном времени „Неделю Просвещения".

Доклад руководительницы Пронского детского сада (сентябрь 1919г.)

Из деятельности Пронского дошкольного подотдела в 1919г.

Продолжение следует

0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте