Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

История развития представительного органа власти.

«Золотым» веком демократии являлся XX век. В этом столетии большинство стран мира выбрало именно эту форму власти.

В их числе была и Россия. И не зря. И хотя среди ученых до сих пор идет спор – действительно ли демократия самая лучшая форма государства – многие из них соглашаются с этим утверждением. Ведь только в условиях демократии государство может развиваться во всех сферах общественной жизни – экономической, политической, социальной и духовной. Если искусственно ограничить одну из сфер, то она постепенно отстанет в развитии от других и опора общества станет хрупкой. А это неизбежно приведет к кризису.
Итак, значимость демократии доказана. А, как известно, именно демократия является колыбелью выборных органов, что имеет непосредственное отношение к данной работе. Целью данной работы является изучить представительные органы власти России начала XX века, предпосылки создания, их структуру, порядок выборов в них, деятельность в управлении государством, историческое значение. И на основании этих данных и размышлений сделать выводы о нынешнем состоянии политической системы нашего государства.
Из всего этого вытекает и актуальность данной работы и темы, ее значимость. Нельзя не отметить связь данной работы с уголовно-исполнительной системой, в частности, с Федеральной службой исполнения наказаний, так как данная служба является органом государственной власти. А карательные органы изначально связаны с государством, следовательно, имеют непосредственное отношение ко всем ветвям власти, в том числе и к законодательной, которая является основной рассматриваемой в данной работе. К тому же изучение истории государства и права, в частности такой актуальной темы как представительные органы, повышает правовую культуру и расширяет кругозор сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Следует сказать, что в начале XIX века в России наметилось два направления общественной деятельности, ставившей целью введение представительных органов парламентского типа (ведь, по своей структуре, власть монарха в России была тоталитарна; в других странах мира уже давно не было единоличной власти: в Англии - дуалистическая монархия, в Германии - конституционная монархия и т д.): первая точка зрения заключалась в том, чтобы провести реформу «сверху», с согласия императора и правительства; вторая точка зрения объединяла сторонников революционной борьбы, насильственного изменения строя страны. Проект создания представительного органа был предложен ещё Сперанским в 1809 году. Он предлагал создать Государственную Думу и Государственный совет. Причём выборы в Госдуму должны были осуществляться на основе прямого, тайного и равного голосования, что влекло за собой отмену крепостного права. Идеи Сперанского были реализованы ровно наполовину: Государственную Думу создать не удалось, а вот Государственный совет начал действовать в 1810 году в качестве законосовещательного органа при императоре.
В начале XX века в России складывается предреволюционная ситуация. В стране начинается кризис доверия к власти, кризис в экономике и социальной сфере. Катализатором революционных процессов 1905-1907 годов в стране стала русско-японская война. Основным поводом явилось «кровавое воскресенье», произошедшее 9 января 1905 года. К концу зимы того же года начались крестьянские волнения. Летом 1906 года требования населения поддержали солдаты и матросы. 12 марта 1906 года были подготовлены проект учреждения Государственной думы, пояснительная записка к нему и «Положение о выборах». Однако данный закон не был реализован на практике. В октябре 1905 года в стране началась всероссийская политическая стачка. Премьер-министр С.Ю.Витте обращается к Николаю II с просьбой принять новую программу преобразований. 17 октября Николай II подписывает «Манифест об усовершенствовании государственного порядка». В данном документе определялись следующие принципы: 1) провозглашались гражданские права и свободы населения; 2) определялись правила функционирования Государственной думы (ни один закон не мог быть принят без одобрения думы); 3) избирательные права даровались классам населения, которые до этой поры не имели таких прав.
Правительство определило количество депутатов Государственной думы – 524 человека, а также было составлено расписание распределения членов думы по 135 округам. Губернские и городские избирательные собрания состояли из выборщиков, избранных различным путём. Основное варьирование производилось по слоям населения. Применялся тайный способ голосования в ходе избрания выборщиков и членов Государственной думы. Для избрания выборщиком или уполномоченным требовалось получить не менее половины от общего числа поданных голосов (мажоритарная система выборов – от латинского «major» (большинство)). При равенстве голосов победитель определялся по жребию. Избранным считалось такое лицо, которое получило не менее половины голосов. Если количество избранных членов Думы было меньше специальной квоты, то на следующий день устанавливались довыборы недостающего количества депутатов. Сословное начало, положенное в основание избирательной системы, привело к тому, что один выборщик приходился примерно на 2000 землевладельцев, 4000 горожан, 30000 крестьян и казаков, 90000 рабочих.
Манифест, подписанный Николаем II, дал толчок к развитию парламентаризма и политического плюрализма в России. Постепенно начинают формироваться политические партии. В истории политическая жизнь страны в то время представлена следующими движениями: центристы, левый фланг и правый. К правому флангу относились такие движения, как «Союз Михаила Архангела», «Союз русского народа» и другие партии. Всего монархический лагерь насчитывал несколько десятков союзов и организаций, рекрутировавших своих членов из самых разных слоев населения. Центристы были представлены «Союзом 17 октября», «Конституционно-демократической партией», «Трудовой партией». Левый фланг заняли представители радикального направления: социал-демократы, социалисты-революционеры и др.
Выборы в первую Государственную думу проходили в период революции и социальной напряжённости. Первая дума была созвана 27 апреля 1906 года. Ее самой многочисленной фракцией были кадеты – 179 депутатов. Октябристы насчитывали 16 депутатов, социал-демократы - 18. От так называемых нацменьшинств было 63 представителя, беспартийных - 105. Внушительную фракцию составляли представители аграрной трудовой партии России – представители крестьянства, или, как они тогда назывались, "трудовики". Фракция насчитывала в своих рядах 97 (а по другим данным 107) депутатов, и эту квоту практически сохранила все созывы. Председателем первой Думы был избран кадет С.А.Муромцев.
Выборы во II Думу прошли 20 февраля 1907 года, когда революционное движение уже пошло на спад. Дума всё более раскалывалась на несколько лагерей: всё более усиливается правый (монархический) лагерь, кадеты потеряли более половины своих мест. В то же время выросло количество депутатов от левых партий. Председателем Думы был Федор Александрович Головин. Дума была распущена в ночь на 3 июня 1907 года.
Формируются органы системы, которая получила название в истории «Третьеиюньская политическая система». Результатом переворота стало издание нового «Положения о выборах в государственную думу», которое разработал новый премьер-министр Пётр Столыпин. Теперь, по этому «Положению», сокращалось количество представителей от низших сословий. Итогом выборов стало резкое сокращение количества оппозиционных депутатов, зато стало больше монархистов (в том числе крайне правых экстремистов типа В.М. Пуришкевича, заявившего с думской трибуны: "Правее меня - только стена!"). Только «октябристов» в Думе было – 153 депутата.
Третья Дума, единственная из четырех, проработала весь положенный по закону о выборах в Думу пятилетний срок - с ноября 1907 года по июнь 1912 года. Состоялось пять сессий. Эта Дума была значительно реакционнее двух предыдущих. Об этом свидетельствовал и партийный расклад. В третьей Думе было 50 крайне правых депутатов, умеренно правых и националистов - 97. Появились национальные группы: мусульманская - 8 депутатов, литовско-белорусская - 7, польская - 11. Председателем Думы избрали октябриста Н.А. Хомякова, которого в марте 1910 года сменил крупный купец и промышленник А.И. Гучков.
Четвертая, последняя в истории самодержавной России, Дума возникла в предкризисный для страны и всего мира период - канун Первой мировой войны. С ноября 1912 по октябрь 1917 года состоялось пять сессий. По составу IV Дума мало отличалась от третьей, разве что в рядах депутатов значительно прибавилось священнослужителей. Председателем четвертой Думы весь период ее работы был крупный екатеринославский землевладелец, человек, обладавший масштабным государственным умом, октябрист М.В.Родзянко. Обстановка не позволила четвертой Думе сосредоточиться на крупномасштабной работе. Ее постоянно лихорадило. Проработала Дума недолго. 16 декабря 1916 года была вновь распущена. Возобновила деятельность 14 февраля 1917 года в канун февральского отречения Николая II. 25 февраля опять распущена. Больше официально не собиралась. 6 октября 1917 года Временное правительство постановило Думу распустить в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание. 18 декабря 1917 года одним из декретов ленинского Совнаркома была упразднена и канцелярия самой Государственной Думы.

За короткий период своего существования (1906-1917) Государственная дума не успела проявить себя в качестве законодательного органа власти. Однако сам факт создания представительного органа власти в России был уже очень значимым в истории страны. Появление всесословного выборного органа политической власти и политического плюрализма могло подтолкнуть Россию к парламентской конституционной монархии или даже к республике. И подтолкнуло бы, если бы не Октябрьская социалистическая революция. Судьба распорядилась иначе. Период забвения парламентаризма продолжался почти 70 лет и закончился крахом социалистической системы и установлением в стране демократии. Россия, оправившись от перестроечной разрухи, постепенно становится на путь уверенного развития, движения вперед. И далеко не последнюю роль в этом играет и нынешний парламент - Федеральное собрание РФ. На первый взгляд, у Государственной думы начала XX века и Федерального собрания конца века мало общего. Однако в основу современного парламента были положены те же принципы, что и в парламенте начала века.

Выполнили: Шавырин М., Макаров А.

Научный руководитель: к.ю.н., заместитель начальника кафедры теории государства и права, международного и европейского права Илюхин А.В.

Список использованных источников:
1.Всемирная история. Канун первой мировой войны. Под ред. А.Н.Бадак. Минск. 2000.
2.Исаев И.А. История государства и права России. М. 2008.
3.Коковцов В.Н. . Мемуары и размышления. Минск. 2004
4.Кирьянов И.К., Лукьянов М.Н. Парламент самодержавной России: Государственная Дума и ее депутаты, 1906 - 1917 Пермь: Изд-во Пермского университета, 1995.
5.Ольденбург С. Царствование Николая II. М. 2007.
6.Омельянчук И.В. Социальный состав черносотенных партий в начале XX века;
7.Очерки по истории выборов и избирательного права. Под ред. Ю.А.Веденеева. Калуга-Москва. 2002.
8.Политические партии России: история и современность. / Под ред. проф. А. И. Зевелева, проф. Ю. П. Свириденко, проф. В. В. Шелохаева. – М.: “Российская политическая энциклопедия” (РОССПЭН), 2000
9.«Полный сборник платформ всех русских политических партий с приложением высочайшего манифеста 17 октября 1905 года и всеподданнейшего доклада С.Ю.Витте». М.: Государственная публичная историческая библиотека России, 2001.
10.Радзинский Э. Николай II. М. 2007

11.Ю.П. Титов. История государства и права России М.: Проспект 2003. – С. 252.

Интернет-источники:

12.Официальный сайт Государственной Думы РФ

5
Рейтинг: 5 (1 голос)
 
Разместил: almakarov2008    все публикации автора
Состояние:  Утверждено

О проекте