Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Салих Ерзин: хватка дельца, сердце мецената

Имам-мухтасиб Набережных Челнов Алфас хазрат Гайфулла обратился к председателю топонимической комиссии городского исполкома Набережных Челнов с просьбой присвоить одной из улиц города имя известного татарского предпринимателя и мецената Салиха Юсуповича Ерзина. «Вечерка» решила узнать о подробностях жизни этого человека и обратилась к родственнику известного мецената, проживающему в нашем городе, Рафаату Хамзеевичу Ярлыгаеву.

– Рафаат Хамзеевич, говорят, Салих Ерзин был родом из касимовских татар. Интересно узнать, какова история этой этнической группы...

– Действительно, Салих Ерзин был выходцем из так называемых касимовских татар, которые вписали свою строку в историю Руси. В середине ХV века Касимовское ханство, основателем которого был царевич Касим, сын первого казанского хана Улу-Мухаммеда, входило в состав Руси. Царевич с большой группой подданных, в числе которых были казанские ремесленники, торговцы, представители духовенства и даже князья (мурзы), бежал из Казанского ханства к русскому царю Василию Темному и обосновался на территории, которая впоследствии стала называться городом Касимовым. На протяжении 200 лет Касимовское ханство защищало юго-восточные рубежи Руси. Однако после покорения Казанского, Астраханского и Сибирского ханств касимовские владения на Оке потеряли значение пограничной зоны. А после смерти престарелой ханши Фатимы-Султан в 1681 году это царство прекратило свое существование. Наступили тяжелые времена – Петр Первый «приписывал» касимовских татар к тяжелым работам по заготовке корабельного леса. Некоторые в результате политических обстоятельств сменили веру – так возникли в России такие знаменитые фамилии, как Куприн, Мичурин, Тургенев, Юсупов, Чаадаев, Карамзин и другие. Момент национального возрождения касимовских татар, проживающих в Рязанской и Тамбовской губерниях (а именно там располагалось ханство), пришелся на вторую половину ХIХ века. Здесь возникли первые медресе, первый татарский театр, широкое распространение получили татарская торговля, гостинично-ресторанный бизнес и благотворительность. Всем известное Касимовское Мусульманское Благотворительное Общество зародилось именно в это время. Свой высокий статус общество получило в какой-то мере и благодаря меценатской деятельности Салиха Юсуповича.

– Насколько нам известно, он родился не в семье миллионеров...

– Салих Юсупович действительно имеел крестьянские корни – родом из старинного села Азеево Тамбовской губернии. Еще будучи мальчиком, он попал в Москву – в лавку татарского купца, торговавшего пушниной. Салих показал себя расторопным малым и, поднаторев в торговом деле, получил место приказчика. Потом купец, который питал симпатию к честному и трудолюбивому парню, отдал за него свою дочь. После смерти тестя Ерзин стал богатейшим представителем московского купеческого сословия. Кстати, купеческое звание он получил в 1867 году, а в 1887-м вместе с семьей был возведен в почетное потомственное гражданство. В начале ХХ века, в 1905 году, Ерзин основал фирму «Восточный торговый дом Салих Ерзин и сыновья», которая занималась торговлей хлопком – его оптом привозили из Бухары. Он также торговал шелком, кожей, мехами и другими дорогими товарами. Уже в 1910 году в его собственности находились крупные мерлушечные заведения, многочисленные магазины и торговые лавки, восемь домовладений в Замоскворечье в районе Татарской слободы. А контора Ерзина располагалась в одном из красивейших особняков дома купца Губонина – Салих Юсупович приобрел его у обанкротившегося купца.

– Но в большей степени имя Салиха Ерзина известно не из-за его капиталов, а благодаря его благотворительной деятельности...

– Да, Ерзин был человеком с размахом. Масштабность его личности в полной мере отразилась в его милосердных делах. Семейные предания гласят: когда он раздавал милостыню, у дома выстраивалась огромная очередь. Это свидетельствует о том, что слава о щедрости Ерзина шла по всему городу и не только среди московских татар. Говорят, что иногда и русские бабушки повязывали платки как татарки и примыкали к просителям. Городовые, следящие за порядком в очереди, обращали внимание Ерзина на эти уловки. Но Салих Юсупович никогда не прогонял страждущих из числа православных и наравне с другими давал каждому по три рубля денег и шесть аршин ситца. Это считалось неслыханной щедростью по тем временам.

Но он не только заботился о нищих, Салих Юсупович большое значение придавал поддержке духовности и культуры. Так, в 80-е годы он отдал значительные денежные суммы на реставрацию Исторической мечети Москвы, выделил немалые деньги на строительство кирпичной ограды вокруг Даниловского мусульманского кладбища в Москве. Кроме того, Ерзин построил мечеть в родном селе Азеево, поддерживал азеевское медресе. Наибольшую известность Ерзин получил благодаря своему участию в финансировании строительства Московской Соборной мечети, а в 1903 году Ерзин полностью взял на себя финансирование ее строительства. Мечеть возводилась по проекту архитектора Н. Жукова и открылась в 1904 году. Эта грандиозная постройка могла вместить в себя одновременно до трех тысяч человек. Ерзин умер в 1911 году. О его благих делах долгое время никто не вспоминал. Только в 1999 году на фасаде Московской Соборной мечети появилась мемориальная доска с его именем.

– Как сложилась судьба Ерзиных после революции?

– У Салиха Ерзина было 10 детей. Большинство из них после революции эмигрировало на американский континент. О своих родственниках за рубежом я узнал от доктора исторических наук Абрара Каримуллина. Он показывал фотографии Ерзиных, проживающих в США. Что касается моих близких родственников, то их судьбы сложились не совсем благополучно. Дед по маминой линии погиб в Гражданскую войну. Бабушка с мамой в 1921 году выехали в Узбекистан к брату деда – он был представителем Санкт-Петербургского банка «Надежда». Вплоть до хрущевского потепления о своих корнях в семье говорить боялись. А в середине 50-х годов сведения о дореволюционном прошлом стали всеобщим фамильным достоянием. Мне лично о моем великом прадеде рассказала бабушка. Я думаю, хранить память о нем должны не только в узком родственном кругу. Сейчас много говорится о возрождении меценатства. Полагаю, пример Салиха Ерзина для этого весьма подходит.

Эльвира МУХАМЕТДИНОВА

0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте