Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Цифирные школы

Татьяна Синельникова

Когда вспоминаешь школьные годы, невольно всплывают строки А.С.Пушкина: «Мы все учились понемногу чему - нибудь и как - нибудь…» Можно бы и поспорить с великим поэтом, но история народного образования (назовем это так) в нашей стране настолько интересна и сложна, что требует постоянного ее изучения. Архимандрит Киприан в 1955 г. писал, вспоминая обучение детей в духовных учебных заведениях: «Поколения, прошедшие через такие бурсы и семинарии, обладали таким классическим образованием, которого никогда не могла дать светская школа».

Россия всегда нуждалась в образованных людях, особенно когда надо было воплощать какие-то передовые идеи. Вспомним здесь Петра I, который обратил пристальное внимание и на образование. Указом 1708 г. он предписал «поповым и дьяконовым детям учиться в школах греческих и латинских, которые в тех школах учиться не похотят, и их в попы и дьяконы на отцовы места никуда не посвящать…» Были и другие законодательные акты по этому вопросу, которые, однако, не выполнялись. Тогда был принят указ 1714 г, который предписывал создание в губерниях цифирных школ, т.е. начальных государственных школ для обучения «дворянских и приказного чина дьячих и подьячих детей от 10 до 15 лет, опричь однодворцев…» В нашей губернии возникновение цифирной школы связывают с именем местоблюстителя патриаршего престола Стефана Яворского, который был митрополитом на Рязанской кафедре. Он был сторонником просвещения, и сам был очень образованным человеком.

Много лет назад в Трудах Рязанской Ученой Архивной Комиссии был опубликован материал по истории цифирных школ в Переяславле Рязанском. Автор «добыл» интересные сведения о них в архиве Губернского правления и опубликовал их. В материалах должное отдавалось и Стефану Яворскому, и учителю Павлову, без которого бы, наверно, школы не было.

Возможно после Указа 1714 г. Стефан тотчас бы открыл цифирную школу в Рязани, если бы был прислан учитель. Но учителя не было, а самого его в 1718 г. царь вызвал в Петербург навсегда. Учитель рязанской духовной семинарии, написавший в 1889 г. книгу по ее истории Димитрий Агнцев считал, что Стефан не желал расставаться с Рязанью, поэтому писал Петру: «Буде здесь во Санктпетербурге жить вовсе, то … кому школьные порядки вручить?», т.е. он надеялся, что царь уволит его для заведения школы в Рязани. Но против этого Петр написал, что « школы определены», т.е., что даже в отсутствие Стефана в Рязани будет скоро открыта цифирная школа.

Однако прошло время, прежде чем школа была открыта. Между тем светское правительство очень энергично взялось за осуществление указа. Цифирные школы стали создаваться при архиерейских домах и монастырях, для чего присылались из столицы учителя. Так и в Рязань из С-Петербурга был направлен учитель Петр Павлов. Это было 9 декабря 1721 года. В «Наказе», данном ему, предписывалось «дьячих, подьячих и поповых, и прочих церковного чину, архиерейскому дому и монастырских слуг детей... от 10 до 15 лет учить арифметике, а именно: нумерации, аддиции, асубстракции, мультопликации, дивизии, тройных правил и тройных детрательных как без долей, так и с долями и десятичного счету и деления радиусу квадрата и радиусу куба; а который ученик вышеозначенную науку обучит, тех учить геометрии…» Учителю полагалось за работу с учеников брать по рублю с человека, а « взяток с учеников не брать,... обид и налог никаких никому по прихотям своим не чинить» По окончании обучения ученику выдавалось свидетельство в «твердом» знании наук, преподаваемых в школе. Без этого свидетельства не разрешалось даже вступать в брак.

Учеников, уклонявшихся от учения, велено по «Наказу» наказывать по своему усмотрению, а тех, кто сбегал из школы или был замечен в воровстве, отправляли на расправу к воеводе. Учитель мог потребовать от воеводы трех служителей для школы, квартиру для себя, а для учеников кроме помещения, по три стопы бумаги в год, отопление и освещение. На освещение выдавалось с ноября по февраль по 10 свечей каждый день, кроме воскресных и праздничных дней. Сведения (рапорт) о работе и обучении в школе учитель обязан был подробно отправлять «по третям в год» в С-Петербургскую академию. Учитель Павлов по приезде в наш город представил копию с «Наказа» рязанскому воеводе В.А. Ржевскому с письмом от Г.Скорнякова-Писарева, который заведовал всеми цифирными школами в России. В письме Скорняков-Писарев просил купить «досок учебных каменных» и « прочего инструменту по числу учеников; понеже без того инструменту учеников обучать невозможно».

Духовный приказ должен был подобрать подходящее помещение для школы. Однако из-за отсутствия Стефана Яворского в городе духовный приказ ничего по этому вопросу не предпринял. В связи с этим учитель Павлов стал жаловаться на бездействие рязанской консистории. Тогда по содействию Стефана Яворского место для школы было определено в Странноприимном Симеоновском монастыре, где позже был храм Симеона Столпника (ныне сквер 26 Бакинских комиссаров). Здесь уже по приказу воеводы в 1722 году стали строить для школы две небольших светлицы. Между тем стал производиться набор в школу, который шел трудно. Ведь не смотря на то, что учитель заказал «инструменту» на 200 учеников, в первый год их набралось только 65 человек. Из Москвы были завезено 100 аспидных досок, 101 каменное перо (грифели) и 40 циркулей. К маю 1722 года помещение для школы было устроено и 7 мая в ней началось цифирное учение.

Рязань. Старый базар
Старый базар во время разлива в апреле 1908 г. Здесь находился Симеоно-Столпниковский монастырь. Открытка из набора открыток «Рязань историческая», изданным товариществом «Земля Рязанская» в 1991 году. Открытки были предоставлены В.П. и П.В.Акульшиными, С.М.Мирчетичем, С.В.Чугуновым.

Вид с вала на Старый базар
Вид с вала на Старый базар
Открытка из набора открыток «Рязань историческая», изданным товариществом «Земля Рязанская» в 1991 году. Открытки были предоставлены В.П. и П.В.Акульшиными, С.М.Мирчетичем, С.В.Чугуновым.

Но духовенству не совсем нравилось такое обучение их детей, которые должны были служить в храмах. В силу этого Стефан Яворский предписал воеводе, чтобы дети духовенства были выделены из числа всех прочих учеников и освобождены от обучения в школе. Воевода выполнил приказ не совсем точно: детей священнослужителей стали обучать в школе чтению, письму, пению. А всех прочих - арифметике. В августе 52 детей, родители которых были подчинены Синоду, бежали из школы, и бегство это объяснялось тем, что их родители по духовному регламенту должны были их вести в архиерейские школы. Сам государь утвердил доклад об освобождении детей священнослужителей от арифметического обучения, и в июле 1722 г. 40 детей из духовного сословия были уволены от цифирного обучения. Они учили славянский язык, пение, письмо и основные истины христианской веры, т.е. то, что им было необходимо для их дальнейшей службы. Так было положено начало архиерейской школы, хотя ее становление относится к более позднему периоду.

Цифирная школа стала постепенно пустеть, ведь даже дети подьячих неохотно учились в ней. Павлов с сокрушением доносил начальству, что без детей духовенства обучать в школе просто некого. В связи с этим детям церковнослужителей было вновь предписано не оставлять арифметического учения. К прежним 65 ученикам воевода в том же году набрал еще 31 человек.

Специальную школу для духовенства стал устраивать в том же Симеоновском монастыре приемник Яворского Сильвестр (Волынский). Это было в 1724-1726 гг. Обе школы действовали в Симеоновском монастыре одновременно, но в школе для детей священнослужителей, количество учащихся было значительно больше. Вскоре она была переведена в Духов монастырь. После смерти учителя Павлова (или как его уважительно называли – навигатора Павлова) в 1728 г. цифирная школа была соединена с архиерейской.

5
Рейтинг: 5 (1 голос)
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте