Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Первое в Рязани женское учебное заведение

В 1848 году в течение двух с половиной месяцев в Рязанской губернии свирепствовала холера. Последствия эпидемии были ужасны: число жертв достигло 13477 человек, в том числе 155 – из числа священнослужителей епархии. Бесприютность детей, оставшихся после смерти родителей, поразила чадолюбивое сердце архиепископа Рязанского Гавриила.

Следуя указанию Провидения Божия, – в свои шестьдесят пять лет! – он приступил к устройству училища для обездоленных дочерей духовенства. Для осуществления этого замысла не имелось никаких средств и источников, кроме надежды на участие и содействие христолюбивых и сострадательных благотворителей.

архиепископ рязанский Гавриил Городков

20 мая 1850 года Высокопреосвященный Гавриил обратился к своей пастве с трогательным воззванием к пожертвованиям на устроение женского духовного училища. Он описал бедственное положение сирот духовенства, обычно наследующих от родителей своих одно лишь сиротство без способов к пропитанию.

Духовенство отнеслось к его призыву с ревностью и усердием, охотно жертвуя из личных средств и располагая к пожертвованиям светских благотворителей. В значительной мере это было обусловлено глубоким уважением и любовью паствы к личности Владыки, а также тем, что он подавал всем добрый пример многочисленными личными пожертвованиями.

В результате переписки Преосвященного Гавриила с синодальным начальством, продолжавшейся около года, последовал Указ Святейшего Синода от 15 мая 1851 года за № 3716, разрешавший открыть училище для девиц духовного звания, что было подтверждено и в отношении Обер-Прокурора Синода графа Протасова от 7 апреля 1852 года за № 3794.

К этому времени было собрано на устроение и содержание училища 11480 рублей, которые были положены в основу капитала. Для училища было отведено место за Спасским монастырем, рядом с архиерейским садом, с присоединением усадьбы соборного звонаря Федора Оливкова (за 600 рублей у него был куплен дом со всеми надворными постройками).

По просьбе Гавриила, губернский архитектор Н.И. Воронихин составил план двухэтажного деревянного дома с кухней и подвалом для припасов. 5 июня 1852 года заложен был и в то же лето выстроен дом для училища (на месте разобранного дома Оливкова).

1 января 1853 года в честь открытия «Рязанского училища девиц духовного звания» – первого в Рязани женского учебного заведения – состоялся крестный ход из кафедрального собора. При открытии в училище принято было 20 сирот и 8 пансионерок; через два года их количество удвоилось (40 сирот и 15 пансионерок); в 1870 году количество воспитанниц достигло 99; из них 89 содержались на училищные средства, составлявшие в среднем от 8 до 9 тысяч рублей в год.

Рязанское женское духовное училище содержалось полностью на епархиальные средства. Поэтому основной заботой Преосвященного Гавриила было изыскание материальных средств на его содержание, каковые поступали из разных источников:
– проценты с основного капитала училища;
– ежегодные пожертвования монастырей и белого духовенства по пригласительным листам, доставляемые причтами всей Епархии;
– остаточные суммы от редакции «Рязанских Епархиальных Ведомостей»;
– ежегодные взносы из сумм Епархиального попечительства о бедных духовного звания;
– чистая прибыль от продажи просфор из училищной просфоропекарни;

– пансионерские взносы.

Проценты с основного капитала были главным источником содержания училища. Основание неприкосновенному фонду Гавриил положил своим личным пожертвованием в 1000 рублей.

Женское духовное училище было открыто, но дом долго еще не был окончательно отделан. Обшили его тёсом, окрасили двери, полы и окна только в 1856 году. На устроение при училище церкви не хватило средств. Воспитанницам приходилось ходить в другие церкви, за реку Лыбедь, что было крайне неудобно, особенно в осеннее и зимнее время.

Высокопреосвященный Гавриил неоднократно ходатайствовал в Святейший Синод о разрешении заимствовать деньги на постройку церкви из сумм Рязанского попечительства, но всякий раз прошения отклонялись, и ему не суждено было осуществить свою заветную мечту.

Не удалось сделать этого и его преемнику Смарагду. Деревянная церковь на каменном фундаменте была устроена Преосвященным Иринархом только в 1865 году.

Святитель Гавриил постоянно проявлял отеческую заботу о своём детище. Он ежегодно вносил деньги за содержание двух сирот. Большая часть училищной библиотеки состояла из книг, подаренных им лично. Не было праздника, в который он не прислал бы какого-нибудь подарка. А к праздникам Рождества Христова и Пасхи с подарками каждой воспитаннице посылал деньги на гостинцы. «Оне сиротки, – говорил он, – их некому приласкать, отца и матери нету». Дети платили ему искренней любовью и, завидев его, радостно восклицали: «Отец наш идет!».

Помимо материальных благодеяний, неоценимыми были труды и заботы его о благоустроении любимого детища: лично и непосредственно занимался он как учебными, так и хозяйственными вопросами духовного воспитательного заведения. Кротость, любовь и ласка к людям соединялись в нем с твёрдым характером, необыкновенным уменьем работать и знанием условий действительной жизни.

Владыко следил за постановкой преподавания, часто посещал уроки и беседовал с воспитанницами, поощряя усердных, ободряя застенчивых и робких. Чтобы доставить развлечение сироткам, он приказал выкопать пруд на училищной усадьбе, устроить купальню и держать лодку для катания воспитанниц; устроить на училищном дворе обширное холодное помещение (нечто вроде сарая с окнами) для зимних прогулок в морозное время, игр и занятий гимнастикой.

Училище предназначалось для воспитания дочерей духовенства, чтобы они, став матушками, могли разумно заниматься домашним хозяйством и сообщать своим детям «первоначальные познания о науках, нужных для них при вступлении в училища».

Устав училища регламентировал преподавание предметов: Закон Божий со священной историей и кратким объяснением литургии; язык русский и церковно-славянский (чтение на славянском и русском языках по церковной и гражданской печати и письмо); чистописание и рисование узоров; первые четыре действия арифметики и счисление на счётах; русская история и география; краткая всеобщая история; церковное пение; рукоделие в разных видах и нужнейшие сведения по огородничеству, садоводству и другим отраслям сельского хозяйства. Занятия безвозмездно проводили преподаватели духовной семинарии, духовного училища и других учебных заведений.

Девочек приучали к домашнему труду и ведению хозяйства, дабы подготовить достойных супруг служителей алтаря Господня и попечительных матерей, которые могли бы воспитывать детей своих в правилах благочестия и благонравия. Им внушали важность и святость любви к Богу и ближнему, прививали правила доброй христианской нравственности: дух кротости, подчинённости, благотворительности, трудолюбие, привычку к порядку и аккуратности.

Первой начальницей училища была вдова военного протоиерея Татьяна Поликарповна Светлова, первой воспитательницей – дочь её, Людмила Светлова, «образовавшаяся в высшем заведении».

Светлова была женщина умная, энергичная, заботилась о благоустройстве училищного корпуса, о снабжении воспитанниц достаточным столом, одеждой и обувью, совместно с дочерью проводила чтения и беседы с воспитанницами. По увольнении Светловых из училища (1856), ни о каких чтениях не могло быть больше речи – сами надзирательницы и воспитательницы не имели к этому ни охоты, ни подготовки.

Начальницей училища с 1 октября 1856 года по 1 августа 1861 года состояла вдова священника Александра Ивановна Гусева.

При архиепископе Гаврииле сироты получали поистине отеческую заботу и ласку. А по окончании курса обучения он устраивал воспитанниц замуж за выпускников Духовной семинарии.

Более-менее сносной оставалась жизнь в училище и после 1858 года – года оставления святейшим Рязанской кафедры. Удалившись на покой в Ольгов монастырь, он продолжал опекать любимое детище. После кончины Гавриила (1862) школа стала влачить жалкое существование, так как его преемники считали училище скорее приютом, чем учебным заведением.

Архиепископ Смарагд, будучи хорошим администратором, упорядочил отчётность и ввёл порядок приема в училище только тех, кто уже умел читать и писать. Будучи человеком властным, решительным и грозным, он не проявлял особого благоволения к училищу. Все его резолюции по училищным делам сделаны в суровом тоне; замечания перемежаются выговорами.

За три года Смарагд сменил весь женский персонал училища. Он счёл необходимым точно определить их служебные обязанности особой инструкцией. Строжайшие выговоры за разные упущения и недосмотры неоднократно получала начальница училища Александра Гусева, и 1 августа 1861 года была уволена. Её сменила вдова священника Александра Матвеевна Смирнова, остававшаяся в этой должности до 6 августа 1877 года.

В училище были заведены строгие порядки: воспитанницы не могли покидать территории училища. Воспитательницы надзирали за ученицами и обучали их грамоте. Учительницы рукоделия не только обучали кройке и шитью, но имели обязанность нести постоянный надзор за воспитанницами: быть вечером и утром при молитве их и со старшими из них спать в одной спальне, для присмотра за девицами во время ночи.

Стол у воспитанниц был самый скромный и незатейливый: чёрный хлеб, картофель, крупа гречневая, пшено, горох, огурцы. Рыба и мясо бывали изредка, чай и белый хлеб – только для больных. При недостаточном питании и санитарно-гигиенических условиях девочки часто болели. Тем не менее, принятые в училище были счастливы: в течение 6 лет их не только содержали, но учили и воспитывали, а по окончании курса устраивали в замужество.

В 1868 году Преосвященный Алексий уволил почти всю прислугу из училища, переложив домашнюю работу на воспитанниц. Безвозмездное преподавание снижало его качество и занятия стали проводиться нерегулярно. Бывало, что осенью и в весеннюю распутицу училище оставалось совсем без преподавателей – пройти пешком на конец города по глубокой глинистой грязи было решительно невозможно, и извозчики не брались ехать туда ни за какие деньги.

В таких условиях воспитанницы получали явно недостаточный объём знаний для того, чтобы по окончании училища занять самостоятельное положение в жизни; к тому же училище уже не соответствовало духу времени, поэтому встал вопрос о его преобразовании.

Указом Святейшего Синода № 973 от 31 марта 1876 года разрешено было преобразовать Рязанское училище девиц духовного звания в Епархиальное женское училище. Постановлением сентябрьского съезда духовенства была создана комиссия из священников Иоанна Алякрова, Фёдора Успенского и Николая Зелятрова, с участием ректора духовной семинарии протоиерея Василия Гаретовского, которым предписано было «привесть училище девиц духовного звания в действительное преобразование с наступившего года…»

На это постановление съезда Преосвященный Алексий наложил резолюцию: «лучше не поспешать, чтобы иметь время избрать и начальницу и инспектора и наставниц, и добрым порядком открыть училище в преобразованном виде уже в 1877 году». После таковой резолюции съездом было решено отложить этот вопрос до будущего учебного года.

Преобразование училища было осуществлено с прибытием в Рязань Преосвященного Палладия. Начальницей училища он назначил прошедшую по конкурсу Варвару Макаровну Хупотскую, дочь священника, окончившую курс в Рязанском училище девиц духовного звания, и имевшую звание домашней учительницы по русскому языку.

Председателем училищного Совета был избран преподаватель греческого языка Рязанской духовной семинарии священник Феофилакт Антонович Орлов, который смело и ревностно взялся за реформирование женской духовной школы.

Феофилакт Антонович Орлов
Феофилакт Антонович Орлов

Рязанская епархия приняла решение о постройке для училища нового каменного корпуса, так как в старом деревянном доме давно уж было тесно и неудобно. Возведение нового здания началось 24 июня 1879 года на Владимирской улице, на возвышенном, лучшем в городе месте – на усадьбе, купленной у надворного советника И.М. Кедрова.

По словам инспектора классов Епархиального училища А.И. Лучинского, Феофилакт Антонович «приступил к постройке нового здания для Епархиальной школы совершенно без определённого фонда и без средств наличных, без помощников и даже при ироническом взгляде на это дело… Два года этот неутомимый деятель, по справедливости самоотверженный и редкий в наше время служитель одной лишь высокой идеи, – морально, физически и материально работал до забвения себя и своих личных, даже насущных, интересов над своим любимым детищем… С раннего утра до тёмной ночи, без отдыха, успевая только просидеть уроки в Духовной Семинарии и наскоро пообедать, он присутствует при производстве работ; вечером отправляется на окраину города в реформируемую им старую школу, чтобы наблюсти за выполнением своих реформ, а ночью пишет витиеватые пригласительные и благодарственные письма к благотворителям. Письма эти рассылались не только по всей Рязанской губернии, но и во все концы земли Русской…».

Всего за 1878 – 1882 годы отцом Феофилактом собрано было 45 тысяч рублей. За четыре года в «Рязанских епархиальных ведомостях» было опубликовано более тысячи фамилий с указанием пожертвованной суммы каждым благотворителем.

Он неоднократно прибегал к собственным сбережениям, когда случались задержки с поступлением денег. В общей сумме его личные взносы за 22 года службы в училище составили более двух с половиной тысяч рублей.

Ф.А. Орлов руководил всеми работами по проектированию и строительству здания. Следил за поставками добротных материалов, за неукоснительным исполнением работ земляных и каменных, кирпичных, печных и штукатурных, плотницких, столярных, кузнечных...

Стоит отметить, например, что доски для полов приготовлены были из лесного материала наилучшего достоинства – редкой толщины, плотности и смолянистости, – поставлявшегося из лесов Саровской пустыни.

Епархиальное женское училище Рязани

Возведенный за два года корпус поражал современников своими размерами, красотой и великолепием, калориферной системой отопления, что было новшеством для Рязани. Из сообщения в журнале «Рязанские Епархиальные ведомости» (1881): «Корпус трехэтажный, о 202 окнах, крытый железом, главным фасадом обращен на зимний восток, по концам имеет выступы, с лицевой стороны меньшие, а с задней большие… Стоя на возвышеннейшем, лучшем и срединном в городе месте, для зрителя он красуется со всех сторон, господствует над всеми зданиями города и как бы венчает город. При входе в корпус на равном расстоянии от концов его, с лицевой стороны, устроено большое парадное, с асфальтовым помостом и железною на толстых чугунных колоннах кровлею, крыльцо. Отсюда через двойные, изящной работы, двери, глухие снаружи и стеклянные внутри, – вход в обширную, с полом из подольских плит, переднюю или швейцарскую. Из сей комнаты ведет вверх во второй и третий этажи – красивая, широкая, из подольских плит, лестница... Каждый этаж корпуса, по направлению длины его, разделяется на две половины широким, высоким и светлым корридором... Верхний этаж включает в себе 6 обширных комнат спальных, 2 комнаты для воспитательниц и кладовую, средний – церковь, актовый зал и 10 классных комнат».

На первом этаже были размещены: канцелярия училищного совета, приемная зала, библиотека, больница и столовая, квартиры начальницы, экономки и кастелянши, кладовые. Здание отапливалось шестью амосовскими печами, устроенными в обширных подвалах дома. Здесь же располагались кухня, буфет и просфоропекарня.

Кухня в подвале Епархиального женского училища
Кухня в подвале Епархиального женского училища

На фронтоне красовались эмблемы-символы, олицетворявшие Веру, Надежду и Любовь, напоминая каждому о Евангелии, о помощи обездоленным, о любви к людям. В центре здания (над парадным крыльцом) располагалась двухсветная, с хорами, церковь Покрова Пресвятой Богородицы, с богатым и изящным пятиярусным иконостасом, работы рязанского художника-иконописца Н.В.Шумова.

рязанское женское епархиальное училище

1 октября 1881 года училище было переведено в новое здание. 22 октября состоялось торжественное освящение училищного храма и корпуса. Заблаговременно были заготовлены и разосланы печатные приглашения следующего содержания: «Совет Рязанского Епархиального женского училища, извещая Вас, что постройка нового здания для оного училища и церкви в оном, по милостивому промышлению божию, благополучно доведена до конца, благопочтительнейше приглашает Вас к участию в радостнейшем для нас торжестве освящения церкви и здания, имеющем быть 22 сего октября – и общей молитве благодарения Невидимому Зиждителю и Благодателю Богу за благополучное выполнение предпринятого во имя Его дела, (подпись Председателя Совета).

На торжество освящения приглашено было высокое начальство и духовенство города, а также все благочинные и многие священнослужители Епархии. Но совершилось оно без личного участия устроителя училища Феофилакта Антоновича Орлова, который отбыл из Рязани в ночь на 22 октября.

Освящение домовой церкви Покрова Пресвятой Богородицы совершил Преосвященный Августин, епископ Михайловский, викарий Рязанской Епархии в присутствии преподавателей, воспитанниц и воспитательного персонала, духовенства, почетных гражданских чинов и именитых граждан. Священник Николай Зелятров, исполнявший должность инспектора училища, произнёс подходящее к данному случаю и празднеству слово.

Богослужение закончилось молебным пением Пресвятой Богородице. В дар училищу были вручены икона Божьей Матери в серебряно-вызолоченной ризе и в киоте и портрет Высокопреосвященного Палладия.

Усадьба училища, занимавшая целый квартал, была отделена от улицы красивой каменной оградой с решеткой из металлического кружева. Вокруг корпуса раскинулся фруктовый сад с липовыми аллеями, беседками и скамьями для отдыха. Он с каждым годом все более и более разрастался и значение его для закрытого учебного заведения трудно переоценить. Здесь воспитанницы могли гулять в любую погоду, весной и летом занимались приготовлением уроков на свежем воздухе. С наступлением зимы в саду устраивали прекрасный каток.

С переездом в новое здание Рязанское епархиальное училище было преобразовано из трехклассного (два года в каждом классе) в шестиклассное (один год в каждом классе). Приём в училище стал производиться ежегодно (а не один раз в два года). Число воспитанниц стало быстро увеличиваться: в 1881 году их было 272, в 1884 году – 489 человек, в 1909 году – 741, в 1918 году – 880 человек.

Училище давало среднее образование в объеме гимназического курса. Учебный год начинался 17 августа приемными испытаниями и преэкзаменовками, которые продолжались до 28 августа, классные занятия начинались с 1 сентября. В конце года проводились переводные испытания.

В качестве обязательных предметов изучались: Закон Божий, русский язык, история литературы, теория словесности, чистописание, арифметика, основы геометрии, природоведение, физика, история, география, дидактика, церковное пение, рисование и черчение. Уставом предусматривалось изучение педагогики с прохождением педагогической практики в образцовых школах.

Сергей Андреевич Пырсин, учитель рисования
Сергей Андреевич Пырсин, учитель рисования

Кроме обучения обязательным предметам, воспитанниц обучали гимнастике и рукоделию, иностранным языкам: французский и немецкий (по желанию); музыке: фортепиано и скрипка (по выбору). Степень успешности воспитанниц в музыке определялась экзаменами, проводившимися два раза в год: перед рождественскими каникулами и в конце учебного года. Экзамены проводились комиссией из учительниц музыки в присутствии членов Совета. За отличные успехи воспитанниц награждали нотами.

Урок пения
Урок пения

С 1907/08 учебного года в 4–6 классах были введены уроки кройки и шитья, которые оказались весьма полезными и успешными, что показали экзамены в конце года. В 1908/09 учебном году для 5-6 классов было введено преподавание гигиены (два урока в неделю). Кроме того, воспитанниц обучали ведению домашнего хозяйства, приготовлению пищи, уходу за детьми и их лечению.

Руководство осуществлялось начальницей училища и инспектором классов. Преподавателей было 24, воспитательниц 12, помощниц воспитательниц – 3, учителей игры на рояле – 4, учителей игры на скрипке – 2; церковный староста, эконом, письмоводитель, врач и фельдшер.

Епархиальное училище сохранило основную заповедь училища девиц духовного звания – воспитывать благонадежных спутниц служителей алтаря Господня. Постановка надлежащего религиозно-нравственного воспитания оставалось основной задачей и заботой учебно-воспитательного персонала. Ученицы исправно присутствовали на утренних и вечерних молитвах. В воскресные и праздничные дни, при богослужении в домовой училищной церкви, они сами исполняли всё церковное чтение и пение.

В течение всего Великого поста по средам и пятницам они присутствовали на литургии преждеосвященных Даров. Обязательно говели, исповедовались и приобщались святых тайн перед праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы, на первой (или на страстной) седмице Великого поста.

Непосредственное наблюдение за поведением воспитанниц было обязанностью начальницы училища лично и через воспитательниц. Особое внимание обращалось на усердное и благоговейное исполнение воспитанницами православно-христианских обязанностей и на развитие в них добрых навыков: благоприличия, трудолюбия, скромности, почтительности.


Выпускницы 1905 года с воспитательницей Марией Степановной Симфониной

Выпускницы 1905 года с воспитательницей Марией Степановной Симфониной

Подпись на обороте фото
Подпись на обороте фото

Чтобы приучить будущих матушек к хозяйственным занятиям, практиковался порядок дежурства воспитанниц на кухне, где они не только записывали количество принимаемых из кладовой и употребляемых в дело продуктов, но и принимали посильное участие в приготовлении завтраков и обедов.

Воспитанницы получали здоровую, разнообразную, хорошо приготовленную пищу. Кушанья подавались на роскошной посуде. Расписания блюд не только рассматривались Советом училища, но предоставлялись на усмотрение Его Преосвященства, который внимательно следил за благоустройством ученического стола.

С заботами о приготовлении здоровой пищи соединялись заботы о соблюдении порядка и чистоты во всем училищном здании – как важных и необходимых условиях для сохранения здоровья и доброго настроения живущих в нем учащихся и учащих.

Требования чистоты, опрятности и аккуратности во всех отношениях простирались на весь образ жизни и личные занятия воспитанниц, что служило средством воспитания привычки, способной сохраниться на всю последующую жизнь. К этому здесь призывала сама обстановка. Великолепные реакриационные залы и огромные светлые коридоры предоставляли большой простор для воспитанниц в перемены. Классы были высоки и просторны, классная мебель удобна и красива. Ватерклозеты и умывальницы устроены роскошно и содержались в порядке.

Епархиальное женское училище имело хороший кабинет природоведения и замечательную библиотеку, насчитывавшую 9909 учебников и учебных пособий; в фундаментальной библиотеке числилось 2836 названий книг в 4881 томах. То есть всего в наличии было 14790 экземпляров книг. Совет училища регулярно рассматривал и утверждал списки приобретаемых книг и приборов для физического кабинета.

В библиотеке Епархиального женского училища
В библиотеке Епархиального женского училища

Покупались книги не только религиозно-нравственные, но и сочинения Некрасова, Пушкина, Гоголя, Толстого, Грибоедова, Достоевского. В библиотеке имелись сочинения под редакцией П.П. Семенова-Тян-Шанского «Россия: Полное географическое описание нашего Отечества». «История государства Российского» Н.М. Карамзина, «Очерки по истории русской культуры» П.Н.Милюкова, «Очерки истории смуты в Москве» С.Ф. Платонова.

Из периодических изданий выписывались: «Церковные ведомости» с приложением, «Рязанские Епархиальные ведомости», «Христианское чтение», «Церковный вестник», «Богословский вестник» с приложением, «Православный собеседник», «Странник», «Божья нива», «Родник», «Детский отдых», «Путеводный огонек», «Задушевное слово».

Обращалось надлежащее внимание и на здоровье воспитанниц. Во всех помещениях воздух освежался в достаточной мере. В свободное от занятий время девицы гуляли в училищном саду, а в хорошую погоду там и занимались. На заднем дворе был выстроен флигель для бани и прачечной.

Училищная больница в 1894 году была переведена в новое просторное здание. Главной стороной своей больничный флигель обращен был к солнцу; находился он в тихом, уютном месте училищного сада, перед куртиной хвойных деревьев, что благоприятно действовало на улучшение здоровья и расположение духа больных.

Печи во всех больничных комнатах были голландские, из лучшего кафеля, в середине здания устроен вентиляционный камин, к которому проведены вентиляционные каналы из всех помещений больницы, двери сделаны из лучшего липового дерева и отполированы. Медикаменты получали из Москвы от Феррейна, а лекарства приготовлял врач вместе с фельдшерицей. Только в экстренных случаях сложные лекарства получали из местных вольных аптек.

С переводом больницы в новое здание, в освободившемся помещении 24 сентября 1895 года была открыта образцовая одноклассная церковно-приходская школа для девочек, где проходили педагогическую практику ученицы выпускного класса. В 1900/01 учебном году школа была переведена в новое здание, построенное на средства училища. Здание школы каменное, одноэтажное, с подвальным помещением для раздевальни.

В церковно-приходской школе Епархиального училища
В церковно-приходской школе Епархиального училища

С целью расширения кругозора и совершенствования эстетического развития воспитанниц в училище устраивались внеклассные чтения и беседы. Например, в 1905 году преподаватель географии Дмитрий Григорьевич Наумов провел чтения по темам: «Франция и французы», «Страна восходящего солнца», которые сопровождались показом световых картин с видами Парижа: его соборов, улиц и бульваров, Лувра, Эйфелевой башни, Наполеона Бонапарта, сожжения Жанны-д-Арк на костре; видами статуи Будды, чайного дома, храма в Токио, харакири, японок и японца со слугой, японского придворного толмача…

Дмитрий Григорьевич Наумов, учитель географии
Дмитрий Григорьевич Наумов, учитель географии

Урок географии сопровождается показом «световых картин с помощью волшебного фонаря»
Урок географии сопровождается показом «световых картин с помощью волшебного фонаря»

Большое внимание уделялось письменным работам. Темы сочинений были различными: на богословские темы, по всеобщей и русской истории, литературе. Для развития охоты к писанию сочинений лучшим воспитанницам выдавалась награда книгами. Для развития литературного вкуса учениц и доставления всем приятного и полезного развлечения в актовом зале училища проводились музыкально-литературные вечера.

Ежегодно под руководством преподавателя словесности Александра Николаевича Собчакова устраивались циклы литературных вечеров для разных классов и возрастов. На них представлялись лучшие произведения классиков: сцены из «Полтавы», «Скупого рыцаря» и «Бориса Годунова» Пушкина, «Ревизора» Гоголя, а для малышей – гениально живописные басни Крылова и стихи Некрасова, Никитина, Майкова. Так, 19 марта 1909 года устроен был вечер по случаю празднования 100-летия со дня рождения Н.В. Гоголя, 11 октября 1911 года – А.В. Кольцова.

Александр Николаевич Собчаков
Александр Николаевич Собчаков

А.Н.Собчаков пользовался всяким случаем для чтения образцовых произведений отечественной литературы, чтобы расширить круг познаний учениц по предмету. Он занимал своими лекциями свободные часы (за отсутствием на уроке преподавателя по болезни). Так поступал он всегда, все 15 лет своей службы в училище.

В училище ежегодно устраивались роскошные рождественские ёлки для учащихся церковно-приходских школ города. Например, на новогоднем вечере 28 декабря 1912 года присутствовали 650 детей из 10 школ и все получили гостинцы.

В числе внеклассных занятий воспитанниц были хоровое и сольное пение, гимнастика и танцы, а также игры на открытом воздухе и катание на коньках.

Рязанское училище было самым крупным из епархиальных училищ обширной Российской империи. Несмотря на строгие приемные испытания, число воспитанниц из года в год увеличивалось и к концу ХIХ века достигло семисот, что вызвало необходимость в пристройке.

Иван Степанович Цеханский, архитектор
Иван Степанович Цеханский, архитектор

Закладка здания была освящена 3 сентября 1898 года (автор проекта Иван Степанович Цеханский). В 1899 году построили подвальный и первый этажи, куда переведены были столовая, кухня, буфет и просфоропекарня.

Обширный пристроенный корпус соединялся с основным зданием тёплой галереей на уровне второго этажа. Здесь были размещены библиотека, читальный зал, актовый зал и церковь. Актовый зал сообщался с церковью посредством широких дверей, которые открывались в дни праздничных богослужений.

Корпус-пристройка (1900 г.).  Большую часть второго  и третьего этажей занимала Покровская церковь.
Корпус-пристройка (1900 г.). Большую часть второго и третьего этажей занимала Покровская церковь.

Новый роскошный храм, занимавший около трети этой пристойки, был освящен Преосвященным Мелетием 1 октября 1901 года.

В церкви пели два хора: на правом клиросе – под управлением регента Василия Левитова, на левом – под управлением воспитанниц 6 класса. На богослужении ученицы стояли рядами: ближе всех к алтарю первоклассницы, за ними – по порядку – все остальные классы, в актовой зале молились прихожане с улицы.

Василий Никитович Левитов, учитель пения и регент церковного хора
Василий Никитович Левитов,
учитель пения и регент церковного хора

Эта замечательная по красоте и акустике церковь, хор ангельских голосов, благоговейное и назидательное служение в храме сем протоиерея Александра Ивановича Лучинского – его благозвучное чтение, отчетливость в произношении священных молитвословий и поучений привлекали сюда жителей окрестных улиц. Чтобы училищную церковь мог посещать каждый желающий, в новом корпусе был устроен отдельный вход с крыльцом и тамбуром.

В помещении прежней церкви было сделано перекрытие между этажами; на втором этаже устроена классная комната, на третьем – спальни.

Настоятель Покровской церкви протоиерей  Лучинский –<br />
инспектор классов и преподаватель Закона Божьего
Настоятель Покровской церкви протоиерей Лучинский –
инспектор классов и преподаватель Закона Божьего

В 1913-м году к основному корпусу инженером-архитектором Антоном Семеновичем Кандиновым была сделана пристройка (по правому крылу, в глубь двора), в которой разместились учебные комнаты и подсобные помещения.

В 1915 году в училище был открыт седьмой, в 1916 – восьмой классы (с математическим и словесно-историческим отделениями) с целью подготовки учителей не только для церковно-приходских школ, но и учебных заведений более высокого уровня. С 1899 года в Совете училища можно было экстерном сдать экзамен на звание учительницы церковно-приходской школы.

Рязанское Епархиальное женское училище, превратившееся за четыре десятилетия своего существования из приюта для сирот в крупнейшее учебное заведение города и всей Российской империи, выполняло общегосударственные задачи просвещения народа и внесло неоценимый вклад в культурное развитие Рязанского края.

Рязань, епархиальное училище

Взращивая идеальных «матушек», оно исправно служило кастовым интересам духовенства. Всякий согласится с тем, что быть ободрением и утешением пастыря церкви в его великом, многотрудном и часто весьма тернистом служении – само по себе дело великое.

Но далеко не все епархиалки выходили замуж: оставаясь в девичестве, они становились на школьную дорогу и проходили этот путь усердно и с честью. Некоторые из них, окончив высшие женские курсы, преподавали в гимназиях и епархиальных училищах.

Выпускница 1911 года Валентина Александровна Любимова, окончив Московские высшие курсы, преподавала в школах, работала в Наркомпросе, заведовала Московским отделом народного образования. Известна как детский писатель, драматург, лауреат Государственной премии.

Валентина Любимова, выпускница 1911 года
Валентина Любимова, выпускница 1911 года

В 1918 году Епархиальное женское училище было закрыто. Замечательное по архитектуре и удобству здание с прилежащими к нему службами и садом было передано Рязанскому учительскому институту. 15 октября 1918 года он был преобразован в педагогический институт – первое высшее учебное заведение на Рязанской земле.

Ныне в старых величественных стенах располагается главный корпус Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. Здание сохранило свои основные архитектурные элементы и входит в число самых красивых построек нашего древнего города.

Н.Б. Чельцова.

Выпускницы епархиального училища:

Аманова Мария - 1905
Аманова Мария - 1905

Ансерова Наталья-1905
Ансерова Наталья-1905

Вишневская Лада-1903
Вишневская Лада-1903

Климентовс. Людм.Ив.1902
Климентовская Лидия - 1902

Львова М.-1903
Львова М.-1903

Мелерова М.-1889
Мелерова М.-1889

Окаемова Анна-1905
Окаемова Анна-1905

Орлова Варвара-1905
Орлова Варвара-1905

Павлинова В.-1905
Павлинова В.-1905

Палецкая Юлия-1905
Палецкая Юлия-1905

Поспелова Евгения-1905
Поспелова Евгения-1905

Радимова Лидия-1905
Радимова Лидия-1905

Селиванова Зинаида-1902
Селиванова Зинаида-1902

Серезевская Лидия -1905
Серезевская Лидия -1905

Тобролюбова Софья-1905
Добролюбова Софья-1905

Тресвятская Валент-1905
Тресвятская Валентина-1905

Филатова Зинаида-1905
Филатова Зинаида-1905

Алявдина Александра,вып 1911 г
Алявдина Александра,вып 1911 г

Богданова Варвара,вып.1911 г
Богданова Варвара,вып.1911 г

Великодворская Анна, вып 1911 г
Великодворская Анна, вып 1911 г

Дегтянская Вера, вып.1911 г
Дегтянская Вера, вып.1911 г

Добродеева Антонина, вып.1911 г
Добродеева Антонина, вып.1911 г

Кастрова Мария, вып. 1911 г
Кастрова Мария, вып. 1911 г

Климентовская Зинаида, вып.1909 г
Климентовская Зинаида, вып.1909 г

Константиновская Александра, вып.1911 г.
Константиновская Александра, вып.1911 г.

Кореннова Мария, вып.1911 г
Кореннова Мария, вып.1911 г

Лагова Анна, вып.1911 г
Лагова Анна, вып.1911 г

Миловзорова Зинаида, вып.1911 г.
Миловзорова Зинаида, вып.1911 г.

Муравлянская Вера, вып.1911 г
Муравлянская Вера, вып.1911 г

Парнасова Александра, вып. 1911 г
Парнасова Александра, вып. 1911 г

Пегосова Анна, вып.1911 г
Пегосова Анна, вып.1911 г

Пехлецкая Елизавета, вып. 1911 г
Пехлецкая Елизавета, вып. 1911 г

Постникова Екатерина, вып.1911 г
Постникова Екатерина, вып.1911 г

Смирнова Ольга, вып.1911 г.
Смирнова Ольга, вып.1911 г.

Солнцева Клавдия, вып. 1911 г
Солнцева Клавдия, вып. 1911 г

Стародубровская Мария - 1909
Стародубровская Мария - 1909

Тородцова Мария, вып. 1911 г
Городцова Мария, вып. 1911 г

Бальзамова Мария и Сардановская Анна, вып. 1912 г
Бальзамова Мария и Сардановская Анна, вып. 1912 г

Загорская Екатерина, вып.1907 г
Загорская Екатерина, вып.1907 г

Климентовская Екатерина
Климентовская Екатерина

Левитова Надежда, вып.1916 г
Левитова Надежда, вып.1916 г

Разцветова Анна, вып.1901 г
Разцветова Анна, вып.1901 г

Рясская Инна Кирил-1911
Рясская Инна Кирилловна - 1911

Савицкая Надежда, вып.1917 г
Савицкая Надежда, вып.1917 г

Свистова Т., вып.1911 г
Свистова Т., вып.1911 г

Тапинская Сима, вып.1911 г
Тапинская Сима, вып.1911 г

Тмитревская Антонина, вып.1913  г
Дмитревская Антонина, вып.1913 г

Троицкая В., вып.1911 г
Троицкая В., вып.1911 г

Успенская Надежда, вып.1911 г
Успенская Надежда, вып.1911 г

Фиалкина Надежда, вып.1911 г
Фиалкина Надежда, вып.1911 г

Филонова А., вып. 1911 г
Филонова А., вып. 1911 г

Чижова Мария, вып.1911 г.
Чижова Мария, вып.1911 г.

Чувиковская Варвара-1912
Чувиковская Варвара-1912

См. также: Архивные фотографии выпускниц Рязанского Епархиального училища

5
Рейтинг: 5 (2 голоса)
 
Разместил: Нина Борисовна    все публикации автора
Состояние:  Утверждено


Комментарии

Об истории Рязанского епархиального женского училища можно прочитать и на сайте "Рязанское епархиальное женское училище".

http://museum-reu.narod.ru/seminaristen/seminaristen.htm

О проекте