Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Венецианское диво рязанской земли

Белоснежные розы, расцветающие на тонком полотне, воздушные изображения сказочных персонажей... Руки кадомских мастериц могут сотворить что угодно, хотя и кажется порой, что создать такое руками просто невозможно. Настоящая паутинка — без единого узла, но крепкая, так что взрослый мужчина не всегда способен разорвать. Таков он — кадомский вениз.

По легенде, ещё при Петре I привезли в Кадом двух монахинь из венецианского монастыря, дабы они обучили русских женщин делать тонкие модные венецианские кружева. Как же на самом деле всё обстояло, историки доподлинно сказать затрудняются. Есть версии, что вениз научились плести по аналогии с сетями рыбацкие жёны. Так или иначе, но прекрасная ажурная вышивка «белым по белому» (белыми шёлковыми нитками по белому полотну) — уникальный вид рязанского декоративно-прикладного искусства — вот уже три столетия удивляет всех, кто впервые сталкивается с ней.

Задумав поездку в Кадом, я, честно говоря, ожидала встретить видавших виды вышивальщиц, прошедших огонь и воду вместе с древним искусством кадомско-го вениза. Но оказалось, что среди мастериц, занимающихся, как и 300 лет назад, ручным игольным венецианским кружевом, много молодых лиц.

И далеко не все мастерицы, познавшие до тонкостей древнее кадомское искусство, — потомственные кадомчан-ки. К примеру, одна из самых талантливых вышивальщиц — 29-летняя Оксана Герман — приехала в Кадом из Крыма. Её отцу хотелось жить подальше от суеты большого города. И в 1991 году он перебрался вместе с семьёй в Кадом — затерянный уголок рязанской земли. Здесь Оксана закончила школу и швейный техникум. И, как и многие выпускники, решила пойти на местную фабрику. Предложение заняться ручной кадомской вышивкой приняла не сразу.

Пришла, посмотрела, как это делается, и подумала: «У меня никогда не получится». А научилась быстро. Теперь и не представляю, что бы я делала за обычной швейной машинкой...
При мне Оксана с напарницей Наташей вышивали палантин для московской заказчицы. Трудно понять, что же здесь чудо: тонкая, почти эфемерная вышивка или ловкие женские руки, создающие из шёлковых ниток это лёгкое полотно. Пальцы Оксаны движутся так быстро, что иголки почти и не видно. Кажется, что сама нитка, как заколдованная, движется туда, куда укажут ей руки мастерицы.
Сколько же стежков нужно сделать только для одного крохотного элемента? Я уже 50 насчитала...
Правда? — удивилась Оксана, отрываясь от вышивки лепестка.
Наверно, сложно иголкой создавать такую ажурную вышивку?
Уже привыкла. Кажется, что ничего особенного. Вот мы однажды ездили в Скопин на выставку, там одна девушка на коклюшках михайловское кружево плела. Мы поразились: как тут что-то понять можно? А она смеётся: «Мне сложнее понять, как вы одной иголкой можете кружевную вышивку делать».
А на машинке не легче было бы вышивать?
Ручная вышивка совсем по-другому смотрится, даже если рисунок один и тот же. Когда вручную вышиваешь, душу вкладываешь. Потому она и нежнее выходит. Далеко не все готовы сделать это довольно кропотливое занятие своей профессией. Работа эта исключительно женская. На кадомской фабрике работают 125 женщин и всего 10 мужчин. В цехе ручной вышивки мужчины никогда не появлялись. Говорят, что у представителей сильного пола просто не хватает терпения. И если есть мужчина, знакомый с техникой вениза, то это скорее хобби. А чтобы кружевоплетение стало делом жизни — на это способны только женщины. Причём, как показала история, только кадомские женщины.
К нам приезжала одна англичанка, — рассказывает Наташа, — хотела тоже такой вышивке обучиться. Она говорит, что в Европе традицию венецианских кружев забыли, а у нас она из поколения в поколение передаётся.
Однако кадомское кружево только за последние полвека не раз могло уйти в небытие. После Великой Отечественной войны искусство вениза почти забыли. Не хватало художников, способных создать тонкий кружевной образ, не хватало мастериц, способных этот образ воплотить. Только в 70-х годах вениз вернулся в Кадом. Потом были смутные 90-е, когда никто не мог сказать с уверенностью, что будет завтра. Предприятия, у которых закупали ткани для венецианского кружева, обанкротились. Работать продолжали на том, что было в запасе. Затем последовал кризисный 98-й, когда большинство кружевниц просто перешли на другую, более простую и высокооплачиваемую работу. Было время, когда на весь Кадом осталось всего три мастерицы. И всё же вениз звал. Многие кружевницы вернулись за пяльцы. Считается, раз познавший это искусство уже не сможет от него отказаться.
Я гоже 2 года проработала на пошиве, — вспоминает Оксана. — Но потом вернулась. Здесь интереснее, хоть и тяжелее. Вот к концу недели уже и глаза болят от напряжения, а всё равно... кадомский вениз просто завораживает. Смотришь на красивый рисунок—и сразу за работу хочется сесть. А когда готовое изделие видишь, даже не верится, что это ты сделала!

Новый кризис вновь ставит свои условия для трёхвекового искусства. Пока волна безработицы и прочих кризисных явлений не докатилась до затерянного в мордовских лесах Кадома, но если заказов не будет, кто знает, что станет с древним искусством венецианского кружева. Сейчас подходят к концу запасы тканей, закупленных ещё в советское время. Такого же полотна в современной России уже нет.

Не так много и настоящих искусниц. Всего 9 вышивальщиц — это всё, на чём держится кадомский вениз. Чтобы получать более или менее достойную зарплату, кружевницам приходится брать работу на дом. И всё равно их средняя зарплата 6 тысяч рублей, при том что кадомская вышивка известна по всему миру. Её преподносили в подарок на 50-летие Владимиру Путину, посылали как дар королевскому дому Великобритании...

И всё же, несмотря на все трудности, с которыми приходится ежедневно сталкиваться искусным кадомчанкам, никто из них даже не помышлял о том, чтобы взять и поискать счастья в Москве или в Рязани.

Не нравятся мне большие города, — не отрывая взгляда от кружева, сказала Оксана. — Если в гости приезжать — ещё можно. А жить лучше здесь, в Кадоме. Здесь такие места... Здесь душа живёт...

И глядя на кадомский вениз, веришь: живёт душа в рязанской глубинке...

Галина Смирнова

Газета «Панорама города», №11 (668), 2009 г.

Кадомский вениз Оксана Герман уже 10 лет творит чудеса
0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте