Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Церковь Святаго Духа

Татьяна Синельникова

Церковь Святого Духа. Фото Т.Шустовой
Церковь Святого Духа. Фото Т.Шустовой

В Евангелие от Матфея сказано: «Всякий грех и хула простятся людям; а хула на Духа не простится людям (5.31) Наверно поэтому много храмов на Руси было посвящено Третьей Божией Ипостаси - Святому Духу. Желая прославить Вечного Творца, Вездесущего, Всеведующего и Всемогущего, люди выбирали для строительства храмов дивные места. Так и наш храм Святаго Духа или Духовской, как его иногда величали в народе, стоит на крутом берегу, и бескрайние речные просторы простираются перед его окнами-глазами.

Об этой небольшой, но удивительно царственной церкови написано не очень много трудов. А причин к тому нет, ведь и время ее построения, и архитектурное решение уносит нас в глубь веков.

Когда-то на этом месте находился Духов монастырь, возникший еще в 15 веке. В 1505 году княгиня Агриппина «дала в дом сошествия св. Духа игумену Макарию» села и деревни «с нивами и пожнями, и с землею борною и с бобры». Богатеть бы монастырю да процветать во Славу Божью, да беда - пожары часто напоминали о себе.

В 1514 году весь монастырь погорел, но был восстановлен. В 1724 году 5 мая указом св. Синода было велено «малобратныя монастыри и пустынки сводить с прочими в совокупление», и Духов монастырь был приписан к Троицкому монастырю. В самом же монастыре «положено было быть школе». Указом св. Синода 1727 года Духов монастырь, наравне с прочими, был оставлен на прежнем месте и в том же положении. К сожалению, об этом периоде существования монастыря сохранилось мало документальных свидетельств.

В 1783 году пожар вторично истребил монастырь и в 1787 году был упразднен. Братия была переведена в Скопинский Троицкий монастырь. Дело в том, что многие правители царственного дома не всегда равнозначно относились к монастырям и их насельникам. После Петра Великого сохранилось такое предубеждение, что монахи «поядали чужой хлеб». И удивительно, что монастырь этот не был упразднен в 1764 году, когда на территории Рязанской епархии было закрыто много монастырей.

Известно, что до 1764 года за монастырем состояли вотчины, а настоятелями в нем были сначала игумены, потом архимандриты.

Духовская церковь, которая осталась как памятник тому, что здесь был когда-то монастырь, первоначально построена в 1642 году архиепископом Моисеем Рязанским при игумене Севастиане. Это было видно из надписи над входом в храм. Мастером построения этого храма был Василий Харитонов сын Зубов из Соли Галицкой. Однако и этот храм простоял до очередного пожара.

Это случилось в 1783 году. Огонь причинил большой вред храму, но не только огонь. Время тоже сделало свое дело. Однако тут же нашлись доброделатели и храм был восстановлен. Как отмечал И.Добролюбов, строители сделали все, чтобы «вполне был сохранен характер древней архитектуры».

В Государственном архиве Рязанской области сохранилось дело за 1789 год о перестройки этой церкви. В документах имеются и описание ее, и сметы, и переписка с княгиней. Вообще храм этот получал много подарков и, в основном, от женщин.

Симон (Лагов) епископ Рязанский в1789 году писал: «Текущего января 28 дня получили мы три письма из Москвы от ея сиятельства княгини Козловской и Бригадирши Александры Владимировны тысячу рублев ассигнациями на возобновление церкви бывшаго духова монастыря… того ради определяем, первое: сумму оную … консистории принять в збережение так, чтобы оная не токмо не могла пропасть от похищения, но и ни на что иное не была трачена».

Деньги действительно не были потрачены зря, и на эти средства храм был обновлен. В июле того же года в докладе сообщалось, что «она (церковь) приходит каменною работою во окончание, исключая олтарь и трапезу подмазать, полы наслать и две печи класть».

А через несколько месяцев было дано точное описание всех работ, которые были произведены. Во-первых, был переделан алтарь, так как он «был слаб, что весь клонился к падению». В настоящей были переделаны окна и двери, поправлены стены, кресты, главы. Трапеза была вся вновь переделана, так как была «в большой ветхости». Вся церковь была «покрыта в два теса». Поправлена была и колокольня, которая сильно наклонилась. Внутри алтарь был выкрашен «под анфрес с маслиными по пристойности месте иконными штуками». Как указывалось в документе, в трапезе оставалось сделать «для предела… два иконостаса, один по желанию вкладчицы во имя мученицы Александры, а другой по прежнему, во имя Сергия Чудотворца». К этому описанию прилагались план и фасад, но, к сожалению, эти документы в деле отсутствуют.

В материалах за 1799 год храм этот описывается так: «каменная, ободном этаже Сошествие Святаго Духа з двумя пределами Сергия Радонежского и святыя девы Александры».

Клировые ведомости за 1915 год повествуют о том, что престолов в ней было три: главный – во имя Сошествия Святаго Духа на апостолов, во имя Сергия Радонежского чудотворца и во имя Св. мученицы Александры. Утварью была достаточна. Для священнослужителей почетным гражданином города Рязани и церковным старостой Димитрием Панкратовичем Морозовым в 1910 году был построен дом, который составлял собственность церкви. Свою должность Морозов исполнял с 1902 года. Кажется, сведений немного, но они весьма интересны и поучительны для людей. Не государство строило храмы, но люди. На свои кровные средства. И разрушали храмы тоже люди…

Вообще же об этой церкви в документах советского периода имеется достаточно много сведений. Храм, который находился на берегу речки Лыбеди и реки Трубежа, недалеко от красавицы Оки привлек в первую очередь внимание водников, которые решили сделать в нем свой клуб. Но до этого момента с 1919 года по 1929 год группа верующих приняла церковь под свой покров. Деятельность их была очень заметной, ведь в этом районе жили старые рязанцы в своих частных домиках. Они были верующими людьми… Только это продолжалось недолго.

Сначала храм (как и многие другие) был обследован на предмет размещения в нем склада под зерно, затем это зерно воцарилось в церкви, и только после этого было принято постановление Мособлисполкома о его закрытии. Это было в 1930 году. В этом же году водники получили храм себе и начали переделывать его под свои нужды. Они написали просьбу в вышестоящие инстанции, желая быстрее сломать колокольню и снести купол, чтобы разместить там свой клуб. В темпе делалась сцена, на которой вскоре стал выступать хор водников. Очевидцы говорили, что хор пел прекрасные русские песни. Молодые женщины, все больше приехавшие из деревень, одетые в народные костюмы, как они ощущали себя на сцене, которая некогда была алтарем? Ведь у многих из них еще сохранялись воспоминания о благодати сельских храмов?

Позднее, сюда стали бегать дети с окрестных улиц, так как в клубе стали показывать фильмы.

В настоящее время в храме размещается библиотека историко-архитектурного музея заповедника «Рязанский кремль».

5
Рейтинг: 5 (1 голос)
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте