Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Лазаревская кладбищенская церковь

Татьяна Синельникова

Кто из нас не становится философом, когда
оказывается на каком-нибудь старом кладбище.
Церкви, которые непременно сопутствуют этому
скорбному месту, чаще всего носят название или
Скорбященского храма или Лазаревского - в память
чудного воскрешения из мертвых близкого ученика
Господа нашего Иисуса Христа - Лазаря.

Лазаревская кладбищенская церковь
Лазаревская кладбищенская церковь

В Государственном архиве Рязанской области имеется дело за 1795-1796 годы о переносе из села Канищева церкви на новоотведенное для кладбища место в городе Рязани. Речь в нем идет о кладбище и храме в честь воскресшего Лазаря. Давние времена, давняя история, скажут некоторые. Давняя, но тесно связана с нами, живущими сейчас – ведь там покоятся останки наших предков.

В документах указывалось, что в селе Канищево помещица вдова Наталья Михайловна дочь Хрущева в 1792 году взялась за строительство в селе нового храма, а старый «безденежно» решила отдать в 1795 году в Рязань на новоотведенное кладбище.

Священнослужители Борисоглаебского собора, Никольской церкви, что на посаде, Спаской, что на Яру и Екатериниской должны были письменно подтвердить свое и прихожан согласие, что они и сделали. « … Объявляем, что к построению на новоотведенном кладбищенском месте деревянной церкви, которая переносится из села Канищева, так же и к погребению на том кладбище мертвых тел согласны, тем паче, что оное кладбище определено поблизости дворов наших…»

Вернее всего предположить, что кладбище существовать стало с 1795 года, так как имеется такой документ: «Сего 1795 года в июле месяце подана была прозба к Вашему преосвященству от священников на сей стороне речки Лыбеди состоящих церквей, а именно: Борисоглебского собора, Никольской и Спаской, Екатериниской церквей об отводе другаго кладбищенского места по способности к оным церквам; которое место уже и отведено…» Храм Скорбящей Божией Матери уже стоял к этому времени, существовало и кладбище при церкви.

Духовенство и горожане не только изъявили согласие, но и стали собирать средства для благоукрашения нового кладбищенского храма. Из храма Скорбящей Божией Матери была передана часть денег на строительство нового храма, так как «оная Канищевская церковь и мала и может быть ветха, то потребуется прибавить в лесе и в прочем…» Новостроящийся храм еще не имел своего храмонаименования. В 1796 году храм был готов. Он был деревянным и, к сожалению, о нем не сохранилось почти никаких сведений, кроме описания: «Во имя праведного Лазаря и воскресения его… это строение учинить … с приличием и благопристойности к благолепию церковному, и во всем по подобию прочим православнокатолического греческого исповедания святых церквей. По построению убрать оную церковь иконостасом и святыми иконами искусно писанными… Так снабдить церковными сосудами сребреными, а по крайней необходимости из чистаго олова, алтарными одеждами и священнойцерковнослужительскими облачениями шелковыми и книгами…»

Уже в сентябре 1796 года протоиерей Борисоглебского собора Федор Иванов просил архиепископа Рязанского и Шацкого Симона (Лагова) освятить на прежнем антиминсе новопостроенную кладбищенскую церковь во имя Праведного Лазаря, взяв для фундамента три тысячи кирпича из «разломанной бывшей лентерии» и три средних колокола из Смоленского храма. 1 октября храм был освящен.

Со временем церковь обветшала до такой степени, что службы в ней совершать было невозможно, а надо было, так как храм-то - кладбищенский. Духовные власти пытались возобновить его, призывая к этому граждан нашего города. Но все до времени было тщетно, то есть до появления такой личности, как титулярный советник Максим Вукулович Ракшинский. Наши современники мало, что знают о нем, как, впрочем, о многих рязанцах, некогда живших в нашем городе.

В 1817 году, «движим будучи особенным усердием к храму Божию, а, не менее имея в виду достойное памяти событие 1812 года, что на сем кладбище многия воины, подвизавшиеся на брани за веру и Отечество погребены, приступил» Ракшинский с дозволения преосвященнейшего Феофилакта (Русанова) в том же 1817 году к сооружению вновь каменной церкви. В 25 саженях от старого места ему было дано разрешение на построение нового каменного храма. На месте же прежнего храма был поставлен каменный столб, который до нашего времени не сохранился.

Ракшинский, «не имея избыточного состояния», пожертвовал на строительство огромную по тем временам сумму в 5000 рублей. Пример был показан замечательный, поэтому не отстали от него и доброхоты, которые собрали 15404 рубля. Можно сказать, что храм строился всем миром, так как и на утварь, и на покупку колоколов, и на содержание причта средства поступали со всей Рязани. «Жители города Рязани убеждены будучи примером его Ракшинского отдавали ему … векселя и прочие документы для взыскания по ним в пользу церкви денег» - говорилось в доношении Святейшему Синоду. Это и понятно, ведь церковь строили и украшали кладбищенскую, где нашли свой покой родственники многих рязанцев. Да и отдать дань памяти воинам, погибшим в войне с Наполеоном, каждый рязанец считал за честь. Вот и собралась достаточная сумма на строительство храма у кладбища. Со временем возведена была там и часовня.

Уже в 1818 (по некоторым данным в 1820) году был освящен придел во имя Казанской Божией Матери, а в 1823 году - в честь Афанасия Афонского. В одном из архивных документов написано было в 1823 году: «Вся оная церковь по выстройке оказалась соответственная утвержденному бывшим Архиепископом Фиофилактом плану. Кругом всей церкви сделан тортуар… В сию церковь делается иконостас…» Главы и кресты на церкви и колокольне были вызолочены «червоным золотом» В храме было две печи, одна из которых «израсцовая синей краски, другая – чугунная»

В иконостасе придела преп.Афанасия Афонского, сооруженного на собственные средства Ракшинского, привлекала взоры молящихся икона Спаса Нерукотворного в серебряной ризе с позолоченным венцом весом 226 золотников. В приделе Казанской Божией Матери, устроенном также Ракшинским, на средства одного благодетеля, имя которого осталось неизвестным, были также дивные иконы. Серебряная риза храмового образа была богато украшена мелким жемчугом. В Государственном архиве Рязанской области остался документ, в котором запечатлены все детали самого храма и его икон, а также составлена опись имущества...

В 1822 году к церкви была прибавлена земля в четыре десятины две тысячи сажен, а всего под церковью и кладбищем было в то время шесть десятин, которые состояли в бесспорном ее владении. Главный престол во имя прав. Лазаря был готов и освящен в 1826 году.

В «Рязанских Епархиальных ведомостях» за 1892 год было приведено описание Лазаревской кладбищенской церкви: «… имеет форму удлиненного прямоугольника с алтарным полукружием и с двумя папертями – с южной и с северной сторон, на церкви одна глава. Длина церкви 17, а ширина 5 саженей. Колокольня построена одновременно с нею. Высота ее – около 8 сажень. Церковь разделяется на алтарь, отделенный каменной стеной с тремя пролетами, среднюю часть и трапезу с двумя приделами, отделенную также каменной стеной с пролетом».

«Ведомости» отмечали, что алтарь был «нового устройства». В 1854 году стены в храме были расписаны живописью, что, несомненно, украсило его. Наружный вид так же украшала живопись кругом церкви и в папертях под фронтонами.

В 1900 году причту «Лазарево-кладбищенской г.Рязани церкви разрешено заменить старый иконостас в холодном отделе храма новым, пожертвованным вдовой рязанского купца Ириной Терентьевной Щербаковой.

Когда в 1918 году стали закрываться первые храмы, а в тех, которые еще действовали, стали описывать имущество, была составлена опись и Лазаревского храма. Эта опись дает нам представление о благолепии кладбищенской церкви. Украшением внешнего вида была трехъярусная колокольня, находящаяся в одной связи с церковью, на которой было водружено 6 колоколов. Один колокол весом 216 п. 30 ф. был отлит 15 декабря 1893 года, о чем свидетельствовала надпись на нем.

Полукруглый алтарь с пятью окнами создавал удивительное неповторимое пространство. В среднем окне было натянуто большое полотно, на котором изображен был Господь наш Иисус Христос. Вообще же в храме было достаточно много дивных икон. И пусть они не были очень древними, но почитаемыми были.

Из церковных предметов особое внимание заслуживал напрестольный крест с частичками мощей преподобных отец, почивающих в Киево-Печерской Лавре, найденный в 1880 году на окне алтаря. На кресте была выбита надпись: «Сей крест построен коштом и старанием капитана Гавриила Иванова сына Хрущева и в нем св. мощи преп. Отец Печерских. 1734 г.» Вряд ли, кто помнит теперь об этом кресте, который появился там столь чудным образом.

Известно, что в этом храме были древние иконы, резные из дерева: Вход Господень в Иерусалим, Воскресение Господне, изображение 4 ангелов и деревянный крест с распятием. В 1889 году эти предметы были переданы в Рязанскую губернскую ученую архивную комиссию, которая бережно хранила эти святыни.

На Лазаревском кладбище находили упокоение многие наши известные рязанцы: дворяне, священнослужители, купцы, мещане. Здесь захоронен отец нобелевского лауреата И.П.Павлова, известный на всю Россию церковный композитор Михаил Александрович Виноградов, врачи Подобанский, Штейнлехнер, Скурхович. Здесь на плитах можно было прочитать фамилии известных священников Чельцовых, Кедровых, купцов Ананьиных, Постниковых, Рюминых, Рудаковых.

В 1899 году ставился вопрос об отведении на этом кладбище участка для военного захоронения. Благочинный Петр Павлов (отец И.П.Павлова) вместе со старостой ответили, что на Лазаревском кладбище свободного места для погребения воинских чинов нет. Переписка длилась до 1903 года. И все же Лазаревское кладбище стало местом упокоения для многих нижних чинов, которых хоронили на участке неимущих граждан (был там такой участок). Только в 1903 году был отведен участок земли для военных захоронений у Троицкой церкви в Ново-Александровской слободе. Т.е. на Лазаревском кладбище было много военных захоронений – защитников нашего отечества.

В 1918 году Лазаревская церковь была передана группе верующих, которая действовала до 1929 года. В 1922 году из церкви были изъяты ценности для голодающего Поволжья, а в 1924 году злоумышленники, ворвавшись в храм, украли то, что не успели взять новые власти: три креста, три Евангелия, сосуды серебряные и др.

В отчете о Лазаревском кладбище за 1931 год губздравотдел писал, что все кладбище обнесено кирпичной стеной … Кладбище содержится в большем порядке, чем Скорбященское и не так густо и беспорядочно заполнено могилами… вокруг почти всего кладбища проходит широкая дорожка- аллея, обсаженная липами. С западной стороны кладбища за каменной стеной пригорожено место… для погребения покойников, доставляемых из губернской больницы и городских госпиталей». Из этого же документа мы узнаем, что рядом с Лазаревским кладбищем «как бы выделено из него» находились еврейское кладбище (около ½ десятины) и магометанское (около ¾ десятин). В том же году была проведена перерегистрация могил. Уже тогда на многих памятниках и крестах не было фамилий погребенных, многие памятники были просто украдены, но зарегистрировано было более 2000 захороненных.

29 марта 1939 года было принято решение о закрытии Лазаревской церкви. Здание было передано кинотресту, для того чтобы кирпич был использован на строительство кинотеатра. Но храм еще долго стоял, охраняя покой усопших. В 1964 году перед закрытием Лазаревского кладбища горисполком отмечал, что на нем нет помещения для бытовых нужд, имеющиеся здания были заселены жильцами, которые «замусоривали» кладбище. Решением от 1964 и распоряжением от 1968 года облисполком запретил захоронение на Лазаревском кладбище. Постепенно оно стало приходить в запустение.

5
Рейтинг: 5 (1 голос)
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте