Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Запечатленный миф

О том, как выглядели некоторые древние божества, можно лишь догадываться – тем более непросто их изобразить. Однако в Рязани работает художник, который однажды не побоялся взять на себя такую задачу и погрузиться в прошлое, чтобы со всей возможной достоверностью представить древних славян, их обряды и быт, их богов и героев.

Велес обучает людей (одна из иллюстраций к «Велесовому изводу», 1999 г.).<br />
Здесь и далее в публикации – работы М. ПРЕСНЯКОВА
Велес обучает людей (одна из иллюстраций к «Велесовому изводу», 1999 г.).
Здесь и далее в публикации – работы М. ПРЕСНЯКОВА

С 1996 года Максимилиан Пресняков иллюстрирует книги по истории и мифологии. По его признанию, впервые идея плотно заняться этой тематикой пришла в начале 90-х – когда в руки попала книга славянских мифов, «украшенная» фрагментами картин начала ХХ в. Художник был искренне удивлён отсутствием современных профессиональных работ в этой области:

– Наши понятия о том, как выглядел мир для древних славян – и они сами – долгое время строились на работах трёх художников: Билибин, Рерих и Васнецов. Безусловно, работы их по-своему замечательны, Васнецов и Билибин создали высокохудожественные иллюстрации к русским народным сказкам. Но художники ещё не располагали таким обширным археологическим материалом, теми знаниями по древней истории, которые доступны сейчас.

Дажьбог
Дажьбог

Держательница кольца (Лада)
Держательница кольца (Лада)

Сварог
Сварог

С того момента список книг, над оформлением которых работал М. Пресняков, год от года пополнялся. Сначала это были такие издания, как «Звёздная книга Коляды» (1996-97 гг.), «Велесова книга» (1998 г.), затем «Сказанiя о стародавнiхъ временахъ русскiхъ» (2003 г.) и другие. Его рисунки пришлись по вкусу и авторам, и издателям: сотрудничество с художником продолжается.

В числе работ художника – оформление романа «Олег Рязанский» Алексея Хлуденёва, «Сказаний Ростова Великого» в изложении Александра Артынова, краеведческого издания «Знаменитости г. Сапожка»; некоторых глав истории Иоанно-Богословского монастыря. И других книг, в целом свыше 20, вышедших в московских и рязанских издательствах.

 Буквицы для романа «Олег Рязанский»
Буквицы для романа «Олег Рязанский»

Славянская тематика и в творчестве Максимилиана стала одной из главных, ей нередко посвящены и графика, и живопись. На сегодня из таких картин сложилось несколько циклов: «Языческий календарь», «Ведония», «Древо жизни» и другие.

 Ирийское древо
Ирийское древо

Конечно, прежде чем с такой детальной точностью изображать исторических и мифологических персонажей, художнику пришлось перелопатить гору специальной литературы. Ещё и благодаря этому - хотя никогда и не стремился нарочито «рисовать по-своему» - со временем сложился особый подход и узнаваемый стиль. Из каких же источников берутся настолько точные представления о «преданьях старины глубокой»? Наконец-то художник поделился этим секретом:

– Наиболее основательным источником могу назвать академические труды по археологии, такие как «Археология СССР». В ней по меньшей мере три тома посвящены истории средневековой Руси, но и другие разделы оказались не менее ценны: по раннеславянским древностям, по трипольской культуре, скифам и сарматам, по Кавказу и Средней Азии. Жаль, что сейчас информация о новых находках, открытиях археологов не так систематизируется и многое проходит мимо, оставаясь достоянием узкого круга специалистов. Я считаю, что такую информацию необходимо обнародовать более широко.
Однако интересом к археологии художник не ограничивается. Ежегодные выездные пленэры он использовал как шанс для того, чтобы изучить старинную деревянную резьбу русских городов. А в 2005 году наконец нашёл попутчиков, готовых отправиться с ним в поход на Кольский полуостров – такими энтузиастами оказались двое его студентов из художественного колледжа. Этот уголок Земли не случайно притягивал путешественников, им была уже известна гипотеза, что именно в тех краях, в Заполярье, по мнению некоторых исследователей, находилась легендарная Гиперборея, «которая рядом историков неоднозначно ассоциируется с протославянскими

территориями, страной ариев». «Вот мы и решили сами там побывать, увидеть, как там на самом деле, – объясняет организатор похода (состоявшегося в августе 2005 г.) – Известно, например, что у саамов эта местность считалась священной. И видимо, недаром. Как мы узнали, среди Ловозёрских тундр нередко люди начинают «блуждать в трёх соснах», это факт. И местные спасатели рассказали нам, что среди этих гор и сопок не так уж редко пропадают люди; целые группы туристов при плюсовой температуре замерзали насмерть; с местными рыбаками происходят всякие диковинные случаи».

Гиперборея солнечная.  Эскиз 2005 г.
Гиперборея солнечная. Эскиз 2005 г.

Кроме того, участники похода убедились сами, что на некоторых участках Ловозёрских тундр компас неправильно показывает направление. А замеры дозиметра подтвердили указанные на карте зоны с повышенным радиационным фоном. Иначе говоря, многое указывало на «аномальность» этой местности, благодаря чему она и могла когда-то стать для древних людей священной… (Статья М. А. Преснякова об этом походе в сокращении вышла в сентябре 2008 г. в журнале «Наука и религия»).

Параллельно увлечение мифами воплотилось и в звуке. В 2001-2003 году М. Пресняков с группой музыкантов и художников записывают несколько альбомов. Полное описание этого необычного проекта - под названием "Полёт Арьястейя" (аллюзия на мифического героя Аристея, побывавшего в Гиперборее) - заслуживает отдельного рассказа. Здесь хотелось бы упомянуть, что в проект вошли и записи так называемой «музыки неолита», сыгранной с помощью безладовых инструментов. К сожалению, альбомы так и не прошли настоящей студийной обработки: звучат они хоть и непривычно для современного уха, но порадовали бы ценителей «этно» и медитативной музыки.

Но вернёмся к картинам на исторические темы. «Я ни в коем случае не претендую на то, что мои работы – единственно верный вариант изображения славянского мира, – подчёркивает художник. – Это лишь один из возможных вариантов. Ещё одна попытка художественного осмысления того исторического наследия, из которого буквально вырастает психологическое пространство современного человека».

К тому же нередко приходится делать «поправку» на точку зрения автора иллюстрируемой книги, его видение темы. Так в сумме представлений художника и автора создаётся каждый образ.

– И всё же, до какой степени в иллюстрациях допустима фантазия, если нужна полная историческая достоверность?
– Я бы сказал: не стоит путать фантазию и художественное исследование. Одно дело, когда я иллюстрирую книги – стремясь к максимальной точности изображения. И совсем отдельно от них существуют мои картины-фантазии на славянские мотивы.

Одна из живописных фантазий  – «Восхищение света»
«Восхищение света»

«Пробуждение земли»
«Пробуждение земли»

Впрочем, иногда фантазия, помноженная на интуицию, творит чудеса. Взять хотя бы картины «Магическое поле» и «Небесные стрелы» из цикла «Ведония». Сначала наблюдаешь на них что-то знакомое: холм, на нём некое круговое сооружение из кольев. Ну конечно, это же знаменитый «рязанский Стоунхендж», древнее капище-обсерватория, следы которой найдены археологами на Спасской Луке! Не полное, но заметное сходство. Однако… как выяснилось, эти два графических листа Пресняков написал в 1997 году – а экспедиция археологов на Спасскую Луку отправилась лишь в 2003-м. Видимо, автор картины уже что-то знал о таких сооружениях, но не в Рязанской области (как он объясняет, «и сами по себе известные каменные мегалиты навели на размышления»), переосмыслил это - и создал собственный образ языческого святилища. Но фантазия оказалась предвидением.

Ольга Сидорова
Специально для сайта

Краткие сведения о художнике

Пресняков Максимилиан Анатольевич
Закончил Рязанское художественное училище и Московский академический институт имени Сурикова. С 1996 г. по настоящее время преподаватель Лицея искусств (нынешнее название – Колледж декоративно-прикладного искусства г. Рязани), автор нескольких учебных пособий. Параллельные увлечения: музыкальное, литературное творчество. Реконструктор живописных диорам в Музее дикой природы Окского государственного заповедника.
Постоянный участник рязанских, московских и зарубежных выставок. Ряд работ находится в музейных и частных коллекциях в России и за рубежом.

Контактный адрес: presnyakovmaximilian@yandex.ru

"Город древний" (1998) "Вопрошение" (1997) Боги, пришедшие из Египта ("Артефакты из Зазеркалья", 1998 г.) Портрет художника Касимов. Дом трёх столетий. (2003) Рязань. Ул Свободы. (1998) Убиенная старина. (2003) Рязань уходящая. (2000) "Собрание птиц". (1997) "Макошь" (серия "Артефакты из Зазеркалья", 1999) "На старом городище" ("Артефакты из Зазеркалья", 1998)
5
Рейтинг: 5 (4 голоса)
 
Разместил: Ollga    все публикации автора
Состояние:  Утверждено


Комментарии

Максимилиан, - один из самых самобытных художников Рязани. Интересный, большой мастер и большой труженик. Успехов ему.

О проекте