Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Рязанские Святители и Святые, 1193-2007 гг.

Рязанские Святители с 1198 по 1917 гг.
Епископы Муромские и Рязанские

1.АРСЕНИЙ управлялв 1198-1213гг.
Рукоположен во епископа 26 сентября 1198 года из игуменов некоего монастыря. В летописях о нем говорится много хорошего: энергичный, заботливый о пастве, горячий патриот и радетель земли рязанской.
Епископ Арсений был инициатором строительства крепости в городе Переяславле-Рязанском. Точная дата смерти епископа Арсения неизвестна, предполагают скончался он в 1213 году.

1214-1223 гг. достоверных сведений нет

2. ЕВФРОСИН I Святогорец уп. в 1224 - 1237 гг.
В 1224 году упоминается епископ Евфросин I (Святогорец). Предполагают, что он пришел со св.горы Афон или Святогорского монастыря близ Владимира Волынского. Евфросин благословил на битву с Батыем Рязанского князя Георгия (Юрия), а сам покинул город.
Вдень 16 декабря 1237 года, татаро-монгольские полчища хана Батыя подступили к Старой Рязани. В течение пяти дней и ночей жители героически отражали непрерывные атаки. На шестой день захватчики ворвались в город и жестоко расправились с уцелевшими защитниками не щадя ни женщин, ни детей, ни стариков.
Старая Рязань и многие города Рязанского княжества были разграблены и сожжены, храмы осквернены. В боях с татаро-монголами в 1237 году погибли шесть Рязанских князей. Князь Олег Ингваревич Красный был захвачен в плен и угнан в Орду. Уцелел князь Ингварь Ингваревич, находившийся во время нападения врагов в Чернигове.
В сожженной Старой Рязани епископ Евфросин I и Князь Ингварь Ингваревич погребли тела погибших рязанцев, служа панихиды. Останки Юрия Игоревича, Олега Игоревича, Глеба Ингваревича и Давида Ингваревича были захоронены в соборном Борисо-Глебском храме Старой Рязани. Останки Федора Юрьевича, его супруги Евпраксии и их сына Ивана захоронили в их вотчине в селе Красном, на месте которого впоследствии вырос город Зарайск.
Евфросин I помогал Князю Ингварю в делах возрождения Рязанского княжества.

1238 -1283 гг. достоверных сведений нет.

З.ФИЛИПП

4.ЕВФИМИЙ

Оба епископа упомянуты в Синодиках рязанского Спасского монастыря. Других сведений нет.

5. ИОСИФ I уп. в 1284 -1285 гг.
Рукоположен во епископа в 1284 году митрополитом

Максимом. Рязанскую кафедру занимал недолго.

6. ВАСИЛИЙ рязанский уп. в 1285 - 1295 гг. Святой.
Основатель Рязанской епископии.
Василий родился в начале 1200-х годов и в юношеские годы решил посвятить себя служению Богу. Он принял постриг в одном из монастырей, и в 1284 году был рукоположен во епископа митрополитом Максимом (1283-1305). Епископская кафедра Муромско-Рязанской епархии находилась тогда в городе Муроме.
Во время татаро-монгольского порабощения Руси Василий собирал паству. Ободрял и укреплял отчаявшихся, вселял надежду. Василий был мудрым пастырем, столпом чистоты и целомудрия, являлся примером в молитвенных подвигах.
Благочестивая жизнь святителя омрачилась злой клеветой на него. Епископа заподозрили в делах, несовместимых с высоким саном. Разгневанные жители города Мурома хотели убить Василия, но он просил отложить расправу до следующего дня.
Всю ночь молился праведник в Борисо-Глебском храме города.Мурома, а утром, отслужив Божественную литургию, Василий перешёл в Благовещенскую церковь и совершил молебен пред чудотворной иконой Муромской Божией Матери, которой обращены были в Христианство первые муромские язычники в начале 1100-х годов.

Забрав икону Богоматери с собой, епископ Василий подошел к берегу реки Оки с намерением покинуть город Муром. Святитель снял с себя мантию, разостлал

на воде и, встав на нее, поплыл чудесным образом против, течения в город Переяславль-Рязанский (Рязань). По преданию жители Рязани с великой радостью встречали епископа Василия, у Борисо-Глебской церкви.
В городе Переяславле-Рязанском святитель Василий в 1285 году основал новую Рязанско-Му-ромскою епископию, 10 лет управлял ею, сделав Борисоглебский храм соборным.

Скончался Первосвятитель Василий 3 июля 1295 года и был погребён в Борисо-Глебском соборе. В1609 году честные мощи его перенесены архиепископом Феодоритом в Старый Успенский (Христорождственский) собор. Память о св.Василии епископе Рязанском - 3 июля (16 июля ).

Епископы Рязанские и Муромские

1296 -1302 гг. достоверных сведений нет.

7. СТЕФАН управлял в 1303 г.
Епископ Стефан упоминается в 1303 году. Он современник Рязанского князя Михаила Ярославича. Год кончины Стефана неизвестен.

1304-1353 гг. полных сведений нет.

8. КИРИЛЛ

9.МИТРОФАН уп. в 1304 г. Ю.КИРИЛЛ П.ФИЛИПП

12. ГРИГОРИЙ уп. в 1325 г.

Епископ Григорий рукоположен и назначен на рязанскую кафедру митрополитом Петром (1308 -1326). Григорий упоминается в 1326 году среди участников погребения московского князя Юрия Даниловича, убитого тверским князем Дмитрием Михайловичем. Ко времени управления Григория относится спор о южных границах рязанской епархии с епископом Зарайским. Спор разрешен в пользу Рязани. Год кончины Григория неизвестен.

13.ЕВФИМИЙ

14. ФЕОДУЛ

Значатся в Синодиках рязанского Спасского монастыря и кафедрального собора.

15. МИХАИЛ Значится в Синодиках.

16. САВВА

17. КИРИЛЛ уп. в 1334 г.

Рукоположен во епископа митрополитом Фе-огностом (1328 - 1353). Упоминается в 1334 году. Год кончины Кирилла III неизвестен.

18.ВАССИАН

19. ИОСИФ уп. в 1340 г.

20. ГЕОРГИЙ уп. в 1340 г.

21. ВАСИЛИЙ уп.в 1354-1360 гг.

Рукоположен во епископа митрополитом Московским Алексием (1354 - 1378) в 1354 году, вручившим Василию II грамоту о южных границах Рязанской епархии. Год кончины неизвестен.

22. АФАНАСИЙ уп. в 1360 -1378 гг.

Других сведений об епископе Афанасии нет.

23. ФЕОКТИСТ уп. в 1385 - 1387 гг.

Рукоположен во епископа в 1385 году митрополитом Московским Алексием. Принимал участие в судьбоносных переговорах игумена Сергия Радонежского в Княжеском дворце на Кремлёвском холме в Пе-реяславле-Рязанском о заключении вечного мира между Рязанским князем Олегом Ивановичем и Московским князем Дмитрием Донским.

24. ФЕОГНОСТ уп. в 1387 -1389 гг.
Рукоположен во епископа митрополитом Пименом

(1385 - 1390) 15 августа 1387 года во Владимире на Клязьме. Год кончины неизвестен.

25. ИЕРЕМИЯ (Грек) уп. в 1389- 1392 гг.
Рукоположен во епископа в Царьграде митрополи

том Киприаном в 1389 году. Год кончины неизвестен.

26. ФЕОГНОСТ уп. в 1393- 1408 гг.

Рукоположен во епископа митрополитом Киприаном в 1393 году. Феогност II в числе святителей присутствовал в Москве в 1394 году при посвящении епископа Ростовского Григория. Скончался в 1408 году.

27.ЕВФРОСИН уп. в 1410 г.

28. СЕРГИЙ АЗАКОВ уп. в 1423 -1427 гг.
Рукоположен во епископа в 1423 году митрополитом Фотием (1410- 1431). До 1423 года Сергии был архимандритом Симонова монастыря.

1428-1429 гт. достоверных сведений нет.

29. ИОНА уп. в 1430 -1448 гт. Святой общецерковный.
Иона I родился в городе Галиче в благочестивой крестьянской семье. В 12 лет поступил в монастырь послушником, потом принял постриг. Спустя время перешел в московский Симонов монастырь, ревностно исполнял различные послушания. Он пребывал в непрерывных трудах и молитвах, в суровом посте. Любимым занятием инока было чтение и переписывание книг.
Митрополит Фотий. посетив Симонов монастырь, заметил молодого монаха и пророчески предсказал ему великое будущее. Строгая иноческая жизнь, глубокое знание Священного писания сделали Иону известным.
В 1431 году митрополит Фотий рукоположил Иону во епископа Рязанского и Муромского. На Рязанской кафедре известна его миссионерская деятельность: многих из неславянских народов обратил в Христианскую веру.
15 декабря 1448 года Иона I вступил на Русскую Митрополию и от него начался новый порядок избрания пер-восвятителей-митрополитов. Теперь они избирались в Москве Собором русских епископов с согласия великого князя московского. Исчезала зависимость от константинопольских патриархов. Словом и делом митрополит Иона I укреплял Православие в стране, отвергая любые попытки Ватикана насаждать Унию в Святой Руси.
Из жития св.Ионы I известно, что в 1451 году татары неожиданно подступили к Москве и готовились к штурму. Митрополит Иона I с духовенством совершал крестный ход по стенам города, моля Бога о спасении столицы.

Встретив известного своей благочестивой жизнью старца Чудова монастыря Антония, митрополит сказал:

«Сын и брат мой Антоний! Помолись Милостивому Богу и Пречистой Богородице об избавлении города и всех православных христиан!» Антоний ответил: "Великий святитель! Благодарим Бога и Пречистую Его Матерь! Услышала Она твои молитвы и умолила Сына Своего, город и все православные христиане будут спасены по твоим молитвам. Только я один буду убит врагами!»
Едва старец произнес это, как татарская стрела пронзила его. Вскоре, в праздник положения Ризы Пресвятой Богородицы (2 июля), в рядах татар произошло смятение, они в неведомом страхе обратились в бегство.
Скончался св.Иона I в 1461 году. При гробе его стали совершаться многочисленные исцеления. А 27 мая 1472 года мощи митрополита были обретены нетленными и положены вУспенском соборе московского кремля. Общецерковный святой.

Память о святом митрополите Ионе I 27 мая (9 июня) и 15 июня (28 июня).

30. ЕВФРОСИН Звенец уп. в 1448 - 1462 гг.
Рукоположен во епископа в 1448 году. В 1459 году Ев-

фросин присутствовал на Соборе, созванном митрополитом Ионой и имевшем большое значение для Русской Православной Церкви. Собор отверг предложение польского короля Казимира IV поставить на Митрополию вместо Ионы униата Григория, митрополита Литовского. Евфросин скончался в конце 1462 года.

31. ДАВИД уп. в 1462-1471 гг.
Рукоположен во епископа 1 февраля 1462 года

митрополитом Московским Феодосией (1461 -1464). При митрополите Ионе I Давид был казначеем Митрополичьего дома. Скончался в 1471 году.

32. ФЕОДОСИИ уп. в 1471 -1481 гг.
Рукоположен во епископа 8 декабря 1471 года

митрополитом Московским Филиппом (1464 - 1473) из архимандритов Чудова монастыря. Управлял Рязанской епархией до 1481 года и по болезни отказался от кафедры. Скончался в том же году. Похоронен в Архангельском соборе Рязанского кремля.

33. СИМЕОН уп. в 1481 - 1496 гг.

Рукоположен во епископа в 1481 году митрополитом Ге-ронтием (1473 -1489). После смерти митрополита Терентия более года Митрополичья кафедра оставалась не занятой. Новый митрополит Зосима (1490 - 1494) был из архимандритов Симонова монастыря и тайным последователем Новгородско-Московской ереси. Епископ Симеон присутствовал на Соборе 1490 года, который осудил новую ересь, а еретиков отлучил от церкви и предал анафеме.
В1485 году Рязанской княгиней Анной Васильевной в Старый Успенский (Христорождественский) храм передана пелена, где на тафте с помощью шитья разноцветными шелковыми и золотыми нитями изображена Тайная вечеря.
Помимо художественных качеств, на пелене шитьем сделана надпись ценная как документ, и как свидетельство высокого уровня образования местной высшей власти:
«В лето 6993 (1485) Индикта 3, сей воздух создан бысть в церковь Успенье Святой Богородицы в граде Пере-славле Рязанском замышленьем Благородныя и Благо-верныя и Христолюбивыя Великия Княгини Анны, и при ея сыне Благородном и Благоверном к Христолюбивом Князе Иоанне Васильевиче Рязанском, и при Епископе Симеоне Рязанском и Муромском; а кончен сей воздух в лето 94 (1486) Сентемврия 30 дня на память Святаго Священномученика Григория Великия Армении».

При епископе Симеоне в 1487 году произошло важное событие: явление чудотворной иконы Божией Матери Фе-одотьевской. Епископ Симеон скончался в конце 1496 года и похоронен в Архангельском соборе Рязанского кремля.

34.ПРОТАСИЙ уп.в 1496-1516 гг.
Рукоположен во епископа в 1496 году митрополитом Московским Симоном (1496 -1511). В 1500 году скончался Великий князь Рязанский Иван Васильевич, а в 1501 году скончалась мать его, Великая княгиня Анна Васильевна. Погребение их в Старом Успенском (Христорождествен-ском) соборе и отпевание совершал епископ Протасий.
Он присутствовал на Соборе 1503 года, который подтвердил возрастной ценз для белого духовенства при постановке их на службу (священник должен быть не моложе 30 лет, диакон -25 лет, иподиакон - 20 лет).
Постановление Собора запрещало священно-служе-ние всем вдовым священникам и диаконам. Им дозволялось исполнять должности чтецов и певцов в церкви. В этом же постановлении говорится о лишении сана священно-служителей, ведущих недостойную жизнь.
На Соборе 1504 года, созванном Великим князем Московским Иваном III, епископ Рязанский Протасий вместе с епископами Суздальским и Пермским поддержали Иосифа Волоцкогов вопросе осуждения и наказания последователей новгородско-московской ереси.
Если раньше к еретикам принимались мягкие меры, то Собор 1504 года пошел на крайние: несколько человек было казнено, остальные высланы в дальние монастыри.

После смерти митрополита Симона Протасий присутствовал при поставлении Московского митрополита Варлаама летом 1511 года. Рязанскую кафедру Протасий оставил в 1516 году по старости, а скончался в апреле 1520 года.

35. СЕРГИЙ уп. в 1517 -1521 гг.
Рукоположен во епископа из архимандритов Андроникова монастыря 12 февраля 1517 года митрополитом Варлаамом (1511 -1522).
При епископе Сергии в 1521 году Рязанское княжество теряет самостоятельность и присоединяется к Москве. В Рязань направляется наместник - окольничий Хабар Симский.
Последний Рязанский князь Иван Иванович стоял за самостоятельность княжества, настраивая своих бояр против Москвы, и вступил в тайный сговор с крымским ханом Магмет-Гиреем. Вызванный хитростью в Москву, Иван Иванович был взят под стражу. Позднее он бежал в Литву, где следы его теряются.
При нападении в 1521 году крымских татар,Хабар Симский собрал рязанских бояр к епископу Сергию и велел поклясться на кресте в верности Великому князю Московскому.

Рязанскую кафедру Сергий II возглавлял до 1521 года, но погребен не в Рязани. Дата смерти и место захоронения его неизвестны.

36. ИОНА уп. в 1522 -1547 гг.

Рукоположен во епископа из игуменов Юрьев-Новгородского монастыря 23 марта 1522 года митрополитом Даниилом (1522-1539). Присутствовал на Соборах 1525 и 1531 годов созванных митрополитом Даниилом. Эти Соборы через споры и полемику осудили Максима Грека.

Новый митрополит Макарий (1543 -1563) в феврале 1547 года провёл Собор, причисливший к лику святых 14 просиявших на Руси чудотворцев: 5 чтимых повсеместно и 9 местночтимых. Рязанской епархии принадлежат новые святые: Князь Константин Муромский с чадами Михаилом и Федором, Князь Петр и княгиня Феврония Муромские. Собору предшествовал огромный труд Макария и епископо-в,том числе и Ионы II, по сбору материалов и доказательств прав на канонизацию представленных святых.
Иона II перевёл Рязанскую епископскую кафедру из Борисо-Глебского собора во "Владычной слободе" в Старый Успенский (Христорождественский) собор на Кремлёвский холм. Борнсо-Глебский храм стал приходским.

В Рязанском кремле, на бьюшем Княжеском дворе, Иона II построил каменные палаты и церковь Усекновение главы Иоанна Предтечи. Обращался епископ Рязанский к царю Ивану Васильевичу Грозному с просьбой о помощи: «В большой и малой Мещере многие церкви от татарской войны запустели». Скончался Иона II в начале 1548 года и похоронен в Архангельском соборе Рязанского кремля.

37. МИХАИЛ уп. в 1548-1551 гг.
Рукоположен во епископа из архимандритов Чудова монастыря 22 апреля 1548 года митрополитом Московским и Всея Руси Макарием. В 1550 году участвовал в Соборах - церковном и Земском, созванных царем Иоанном Васильевичем Грозным. Пока Владыка Михаил пребывал в Москве, в Рязани произошел небывалый случай самовольного, без его благословения, построения рязанскими священниками деревянных: Входоиерусалимс-кой, Воскресенской и Вознесенской церквей в городе.

Скончался Михаил в конце 1551 года и похоронен в Архангельском соборе Рязанского кремля.

38.КАССИАН уп. в 1551 -1554 гг.
Рукоположен во епископа в начале 1551 года из иноков одного из заволжских монастырей митрополитом Макарием. В том же году Кассиан участвовал в "Стоглавом Соборе" (Стоглав), поставившем задачу обновления русской церкви.
Кассиан участвовал в Соборе 1553 года по поводу ереси Башкина. Сам Кассиан, воспитанник заволжских старцев, на еретиков смотрел не очень строго, и критически относился к труду Иосифа Волоцкого "Просветитель".

Рязанскую кафедру покинул по болезни (был разбит параличом) и удалился в Кирилло-Белозерский монастырь на покой, где скончался 21 октября 1556 года Похоронен там же.

39. ГУРИЙ Лужецкий уп. в 1554- 1562 гг.
Рукоположен во епископа из игуменов Троице-Сёргиева
монастыря 17 марта 1554 года митрополитом Макарием.
В 1555 году по велению царя Ивана Грозного Гурий направился из Переяслвля-Рязанского в город Муром. Там в 1553 году начат, а в 1555 году закончен был новый каменный Благовещенский храм.
Иван Грозный, для храма послал иконы, книги, колокола, ризы и другие предметы церковной утвари. Епископ Гурий освятил новый храм и установил там раку с мощами св.князя Константина и чад его Михаила и Федора. Некоторое время Гурий жил в Муроме и служил в храмах.

Год смерти епископа Гурия неизвестен, похоронен он в Архангельском соборе Рязанского кремля.

40. АКАКИЙ уп. в 1562 -1563 гг.

41. ФИЛОФЕЙ уп. в 1563 -1570 гг. Рукоположен во епископа из архимандритов Симонова
монастыря в 1563 году по желанию царя Ивана Грозного. Осенью 1564 года крымский хан Давлет-Гирей осадил Рязань. Среди горожан, мужественно оборонявшихся, находился епископ Филофей, который воодушевлял рязанцев.
Оборону возглавлял боярин Алексей Басманов с сыном Федором и 5 октября хан Давлат-Гирей отступил. В начале 1565 года в составе делегации Филофей ездил в Александровскую слободу упрашивать Ивана Грозного вернуться в столицу, которую Государь покинул с учреждением опричнины.
Филофей присутствовал на Соборе 1568 года, осудившем митрополита Филиппа II (1566 - 1569). Митрополит неоднократно обвинял в жестокости царя Ивана Грозного и поплатился за правду. Царь сослал Филиппа II в заточение в Тверской монастырь, где 23 декабря 1569 года митрополит был задушен Малю-той Скуратовым. Филипп II причислен к лику святых.

За поддержку Филиппа II епископ Филофей был лишен Рязанской кафедры. Где и когда он скончался, неизвестно.

42. СЕРГИЙ уп. в 1570 - 1572 гг.

Точной даты поставления Сергия III на Рязанскую кафедру нет. Предполагают, что рукоположен он во епископа осенью 1569 года. Известна его миссионерская деятельность в Шацком крае. О годе и месте кончины епископа Сергия III сведений нет.

43. ФЕОДОСИИ Вятка.

С 1566 года Феодосии - архимандрит Спасо-Анд-рониевского монастыря. В ноябре 1570 года переведен в Троице-Сергиев монастырь и назначен духовником царя Ивана Грозного. О епископском служении Феодосия в Рязани сведений нет, однако имя его находится в рязанских Синодиках.

44. ЛЕОНИД Протасьев уп. в 1574-1584 гг
Рукоположен во епископа из игуменов Иосифо-Волоколам-
ского монастыря в 1573 году митрополитом Антонием (1572 -1581). При Леониде иеромонахом Матфеем продолжалась миссионерская деятельность в отдалённом Шацком крае.

В 1573 году Матфей крестил много мордвы, а в 1584 году основал Николаевский Чернеев монастырь. Обитель основана для утверждения Православия среди неславянских народов. Леонид присутствовал на Соборе 1578 года, причислившего Иосифа Волоцкого к лику святых. Присутствовал на Соборе 1581 года при постановке на кафедру нового митрополита Дионисия (1581 -1586). В 1588 году Леонидом составлено житие Василия Блаженного и похвальное слово ему. Сведений о дате кончины и месте захоронения епископа Леонида нет.

Архиепископы Рязанские и Муромские

45. МИТРОФАН уп. в 1585 -1598 гг.
Рукоположен во епископа в 1584 году митрополитом Дионисием. Предполагают, что Митрофан был архимандритом Троице-Сергиева монастыря.
В январе 1589 года он присутствовал на Соборе при постановке патриарха Иова (с 1586 г. - митрополит, с 26 января 1589 г. по 1605 г. - патриарх). В 1589 году Митрофан возведен в сан архиепископа.

В Рязани он начал перестраивать обветшавший Старый Успенский (Христорождественский) кафедральный собор.Скончался Митрофан в начале 1598 года.

46.ВАРЛААМ уп. в 1598-1601 гг.
Рукоположен во архиепископа в июне 1598 года патриархом Иовом. В августе 1598 года Варлаам подписал вместе с другими церковными иерархами и боярами Соборную грамоту об избрании на царство Бориса Годунова. Присутствовал на коронации в Успенском соборе.
В 1600 году Варлаам обратился к царю Борису с просьбой о расширении Рязанского архиерейского двора в Коломне. При частых поездках в Москву этот двор был необходим для отдыха. Борис Федорович исполнил просьбу Варлаама. Архиепископ Варлаам скончался 17 февраля 1601 года, но где погребён неизвестно.

1602 г. достоверных сведений нет.

47. ИГНАТИЙ Грек уп. в 1603-1605 гг.
Бывший епископ Кипрский. Назначен на Рязанскую кафедру патриархом Иовом в 1602 году. Сведений о его деятельности в Рязани нет. 24 июня 1605 года возведен Дмитрием Самозванцем в степень патриарха (лжепатриарха) без соборного избрания.
В 1606 году лжепатриарх Игнатий сведен с престола и заключен в Чудов монастырь. Скончался в 1640 году в Вильне, куда бежал от преследования русских.
48.ФЕОДОРИТ уп.в 1606-1617 гг. Святой мест-ночтимый. Рукоположен во архиепископа в 1606 году патриархом Гермогеном (1606-1612). В том же году Феодорит присутствовал при избрании и венчании на царство Василия Ивановича Шуйского. Участвовал в перенесении мощей убиенного царевича Димитрия из города Углича в Москву.
В Рязани в 1607 году Феодоритом освящен перестроенный Старый Успенский (Христорождественский) собор. В этот храм 10 июня 1609 года от Бори-со-Глебской церкви Феодоритом торжественно перенесены мощи св. Василия, епископа Рязанского.
По указанию Феодорита в 1611 году с чудотворной иконы Феодотьевской Божией Матери были сделаны два списка. Один список отправлен в село Феодотьево, где икона Богоматери чудесным образом явилась, а другой установлен в Борисо-Глебской церкви.
В феврале 1613 года в Москве архиепископу Рязанскому Феодориту поручалось взойти на Лобное место, и спросить собравшихся "Желает ли народ Государя Михаила Фёдоровича Романова?". Народ ответил утвердительно.
Шестнадцатилетний царь Михаил Фёрорович находился с матерью инокиней Марфой в Ипатьевском монастыре города Костромы. В марте 1613 года в составе послов Земского собора Феодорит направлен был в Кострому. В Ипатьевском монастыре послы объявили Михаилу Фёдоровичу о волеизъявлении народа.
На отказ Михаила Федоровича архиепископ Феодорит, стоявший перед царем с чудотворной иконой Фео-доровской Божией Матери, сказал: "Не противься воле Божией. Не мы предприняли сей подвиг, но Пречистая Бо-жия Матерь возлюбила тебя, устыдись пришествия Ея".
Этой иконой архиепископ Рязанский Феодорит благословил Михаила Федоровича на царство.По велению Феодорита в Костроме с чудотворной иконы был сделан список для Рязанского Троицкого монастыря.
В разгар смут, неустойчивости, волнений Феодорит открывал св.мощи Василия, епископа Рязанского, заботится о храмах и иконах, соединял и укреплял паству; пробуждал в народе дух патриотизма.

Скончался архиепископ Феодорит 10 сентября 1617 года и похоронен в Архангельском соборе Рязанского кремля. Местночтимый святой.

49. ИОСИФ уп. в 1617-1620 гг.
Рукоположен во архиепископа из архимандритов Пско-

во-Печерского монастыря в 1617 году. В июне 1619 года по указу Царя Михаила Федоровича Иосиф III встретил в Можайске Филарета Никитича Романова, отца нового Царя и будущего патриарха, который возвращался из польского плена. В этом же году Иосиф присутствовал на Соборе при возведении патриарха Филарета Никитича (1619-1633). Скончался Иосиф в 1621 году и похоронен в Архангельском соборе Рязанского кремля.

50. АНТОНИЙ уп. в 1621 -1637 гг.

Рукоположен во архиепископа в 1621 году патриархом

Филаретом. В день 21 апреля 1621 года Антоний дал письменный наказ боярскому сыну Лариону Озерову ехать в свою вотчину для наведения и поддержания порядка "Крестьян от посторонних людей и от всяких обид беречь" - записано в наказе и далее указывались правила взимания налогов, порядок разрешения споров и прочее. Других сведений об архимандрите Антонии нет. Скончался он 15 февраля 1637 года и похоронен в Архангельском соборе Рязанского кремля.

51. МОИСЕЙ уп. в 1638-1651 гг.
Рукоположен во архиепископа из иноков Троице-Сергиева монастыря 10 января 1638 года патриархом Иосифом I. Моисей часто бывал в храмах и монастырях Рязанской епархии на богомолье и при архиерейском служении. Летом 1638 года он был на богомольев Николо-Радо-вицком и Успенском Ольговом монастырях; в феврале 1639 года - на богомолье в Зарайске; в сентябре 1640 года - на богомолье в Троице-Сергиевом монастыре; в сентябре 1641 года - на богомолье в Солотчинском и Николо-Радо-вицком монастырях; летом 1643 года - на богомолье в Ни-коло-Радовицком и Богословском монастырях.

Скончался Моисей 15 февраля 1651 года, погребен в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры.

52. ДАВИД уп.в 1651г.

53. МИСАИЛ уп. в 1651-1655 гг. Священномученик местночтимый Рукоположен во архиепископа из иеромонахов новгородского Деревяницкого монастыря 13
апреля 1651 года патриархом Иосифом.
Родился Мисаил в Новгородском крае, принял постриг в Деревяницкой обители и ревностно нес послушание. Даровитого, благочестивого инока заметил митрополит Новгородский Никон (впоследствии патриарх). Приблизив Мисаила к себе, Никон рассказал о нем царю Алексею Михайловичу. По смерти владыки Моисея Мисаил рекомендован на рязанскую кафедру. После рукоположения и получения грамоты он прибыл в Рязань.
Свою деятельность Мисаил начал с грамоты Шацкому и Кадомскому духовенству о запрещении употребления крепких спиртных напитков. Во время служения на Рязанской кафедре Мисаил постоянно заботился об укрепле-нии нравственных и духовных основ жизни народа.
При архиепископе Мисаиле в 1653-1655 годах зодчим Ю.К.Яршовым в Переяславле-Рязанском на Архиерейском дворе построены каменные палаты с церковью Усекновения главы Иоанна Предтечи, ставшей домовой церковью Рязанских архиереев.
В 1654 году по царскому указу архиепископ Ми-саил начинал свои миссионерские поездки в города:-Касимов, Кадом, Шацк, где среди неславянского населения мудро и гибко проповедовал веру Христову. В первую поездку Мисаил крестил свыше 4 тысяч человек. И вторая поездка увенчалась успехом.
В 1655 году в начале марта Владыка отправился в Шацкий край для крещения мордвы. Продолжая свой нелегкий труд, он жил в селе Березове. В день 1 апреля 1655 года на пути к деревне Ямбирно его окружили язычники. Свита разбежалась, а Мисаил стал убеждать возбужденных людей, но один из них выстрелил во владыку излука.
Стрела угодила прямо в сердце. Истекающего кровью Мисаила посадили в сани и привезли в село Аг-ломазово, где он попросил поставить перед ним образ Спасителя и молился со слезами перед ним.
Скончался Владыка Мисаил 10 апреля, завещая похоронить себя близ Чернеева монастыря. Но по указу Государя мощи Мисаила были торжественно перенесены в Рязань, в Архангельский собор. Современник замечает, что при перенесении тело Мисаила было целым и невредимым, хотя прошел целый год со дня смерти.

Местночтимый святой.

0
 
Разместил: Рязанец    все публикации автора
Изображение пользователя Рязанец.

Состояние:  Утверждено

О проекте