Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Христорождественский собор г. Рязани

Будьте как дети…

Татьяна Синельникова

Давайте на некоторое время станем маленькими детьми и их глазами посмотрим на те события, которые происходили в жизни нашей рязанской земли много, много веков назад, но которые нам кажутся невероятными. Нам станет немного легче дышать, мы будем добрыми и чистыми и многое поймем…

Есть такие слова в церковной песне, которую поют на малой вечерне: «Красуйся, граде Переславлю Рязанский, имея в себе, яко многоценное сокровище, честные мощи всеблаженного Василия, его же молитвами, яже к Богу Хранит тя от всякого злаго обстояния». Слова молитвы этой уносят нас в далекое прошлое.

История доносит до нас, что сей святитель, был прежде епископом Муромским, но по причине возмущения против него жителей этого города, будто бы за подозрительное житие, он был из него неправедно изгнан. Простим муромцев, ибо не знали они, что творили. Но благодаря этому случаю, этот святой жизни человек приплыл к нам на мантии с иконой Божией Матери именуемой Муромской (или моление св. Василия) сначала в Старую Рязань, а затем в Переяславль Рязанский.

Событие это описано в житии Муромских чудотворцев Константина и чад его, а также в Повести о св. Василии Епископе Рязанском. Нам, современным жителям трудно поверить в такие чудеса: приплыл на мантии, да еще против течения….

Но это еще не все. Доподлинно не известно, когда св. Василий при¬был из Старой Рязани в наш город. Однако до сих пор сохранилось в народе предание о том, что будто бы св. Василий принес в Переяславль два колокола, из которых один был повешен на Борисоглебской колокольне, а другой, при поднятии, упал в Трубеж, и каждый раз, лишь только начинают звонить на колокольне, под водой тоже слышится гул. Может кто-то из живущих ныне слышит этот разговор колоколов?

После смерти Василия Рязанского мощи его были погребены на домовом архиерейском посаде при Борисоглебской церкви, а оттуда по обретении в 1609 году 10 июня архиепископом Феодоритом перенесены в Успенский тогда, позже Рождественский собор. Уже с этого времени святителя стали именовать святым и отправлять ему всенощное пение. И тогда и теперь поем мы святителю величание: «Величаем тя, святителю Отче наш Василие, и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего».

Поэтому-то так было дорого рязанцам место, где почивали всегда его мощи.

Освящение храма в 1874 году…

«Ныне Бог благословил граждан древней столицы княжества Рязанского видеть освящение храма, почти вновь созданного по возобновлении его извне и внутри в настоящем великолепии… Весь город встрепенулся. Долго ждали, и дождались радостного дня. Что было, и что стало! Все преобразилось…. При светлом и высоком куполе, при высоком трехъярусном и блестящем иконостасе, при умеренной температуре, при легком резонансе, мы стояли 23 числа за всенощной, как будто не в прежнем, а совсем в другом соборе…»

Проект Христорождественского собора Рязани

Проект Христорождественского собора Рязани

Так восторженно писал очевидец освящения Христорождественского собора, которое произошло в 1874 году. Сердце его ликовало, как ликовало оно у всех рязанцев. Благодаря стараниям многих лиц, как духовного звания, так и гражданского, любимый собор горожан был воссоздан почти заново. История этого собора уходит в глубь веков. И давайте немного вспомним ее.

В описании святынь нашего города этот храм занимает немаловажное место. Многие историки относят начало построения этого храма далее 1483 года, так как уже в 1485 году в этом храме находился напрестольный воздух, подаренный ему Великой Княгиней Рязанской Анной Васильевной. В настоящее время он бережно хранится в рязанском государственном музее- заповеднике и является украшением его экспозиций. А последние исследования, проводимые в соборе, позволяют с уверенностью сказать, что храм был построен в XIV веке.

Почти каждый владыка, бывший на рязанской кафедре, старался расширить и украсить собор. В 1606 году церковь была заново перестроена при преосвященном Феодорите, в 1753 году Преосвященный Димитрий (Сеченов) не только произвел в ней значительные изменения, но и при нем собор стал называться Рождественским, так как к тому времени уже возвели рядом величавый Успенский. В 1782-1783 годах в перестройку собора внес лепту Преосвященный Симон, а в 1827 году при архиепископе Филарете он снова был переделан и украшен по вкусу новейшей архитектуры. С 1874 года он стал иметь теперешний вид.

Любуясь сегодняшним видом собора, трудно себе представить, каким он был в те далекие времена, и только документы архива могут поведать о былом.

Строился он как Успенский собор, где были погребены в свое время рязанские князья и княгини.

Архимандрит Макарий, исследуя материалы консисторского архива об Успенском кафедральном соборе, писал, что «какого вида был первый храм Успения Божией Матери, это не известно». О времени построения второго храма, в стенах которого сохранились части от первого, Макарий приводит архивные документы: «Предел Епископли вороты церковь Соборная во имя Успения Пресвятыя Богородицы казенная новая, сооружает ее Епископ Митрофан, да в приделе Христова Мученика Федора Тирона». Он же уточняет, что придел Федора Тирона был в XVI веке. «Не был ли он и в прежнем храме?» - Задается вопросом архимандрит Макарий.

26 июня 1606 г. царь Василий Иванович Шуйский прислал в Переяславль Рязанский к Феодориту-Архиепископу Рязанскому по его просьбе каменных дел подмастерьев. Царь приказал смотреть за ними, чтобы церковное дело делали хорошо и крепко и вечно и доделали бы того же года2-пишет архимандрит и считает. Что церковь при Митрофане еще не была достроена.

Степан Дмитриевич Яхонтов считал, что в 1606 году храм имел 5 глав и был крыт немецким железом. Внутри собора было два каменных столба, у правого - было каменное архипастырское место. Внутри храма на правой стороне было 5 гробниц князей рязанских: Федора Ольговича, Ивана Федоровича, Василия Ивановича, Ивана Васильевича и Федора Васильевича Третнаго. На левой стороне - три гробницы Великих княгинь: Софьи Дмитриевны – дочери Димитрия Донского, Анны Васильевны- дочери Василия Темного и Анны. Все они оставили заметный след в истории нашей земли.

В описи, учиненной в 1638 г. Иваном Захарьевичем Ляпуновым вместе со Спасским архимандритом Герасимом, духовским игуменом Иосафаром и протопопом Евстафием, мы увидим более подробное описание: "... на площади подле Архиеписклопля двора церковь Успения Пречистыя Богородицы, камена, о пяти верхах, крыта Немецким железом… Над дверьми в сводах образа с переди, и с полудни, и с севера писаны стенныя письмом, над ними киоты крыты Немецким железом. Пред троими дверьми три рундука о пяти ступенях без папертей, церковныя, трои двери железныя. Придел Феодора Тирона. У правого столпа место Архиепископле каменное; за столпом, пять гробниц каменных, почивают Великие Князья Рязанские, а на них покровы бархатные, ветхи. На левой стороне Царских дверей образ чудотворныя Иконы Пречистыя Богородицы Феодотьевския древняго письма. Пред местными образами свечи на каменных подсвечниках. По стороне северных дверей гробница каменная, а в ней почивает Епископ Василий, над гробницею образ Пречистыя Богородицы Умиления, и тот образ моления Епископа Василия Муромскаго и Рязанского. На левом клиросе столп же каменный, да за столпом три гробницы Великих Княгинь; покровы на них бархатные же, ветхи гораздо».

В 1753 году Преосвященный Димитрий (Сеченов) разобрал каменные столбы и прибавил окна; на место каменных княжеских гробниц поставил деревянные; сделал трапезную часть с накатным потолком и переименовал собор в Христорождественский собор, так как к этому времени уже был возведен новый величественный красный Успенский собор.

Архимандрит Макарий, описывая этот собор, уточняет некоторые детали его построения и внешнего вида. Ведь как сказано выше, об этом соборе написано было много.Так Г. Воздвиженский в своей истории епархии неточно назвал этот собор теплым с 1753 г. Но Макарий уточняет даже такую деталь, приводя документ, где Преосвященный Димитрий (Сеченов) в своей резолюции называет его теплым уже в 1752 г.

В документах 1756 г. указывалось, что иконостас в этом дивном и любимом рязанцами храме пришел в ветхость, и для его украшения предлагалось написать 40 новые икон, в частности икону Рождества Христова. Оконницы в одиннадцати окнах также были ветхи, что было незамедлительно исправлено. Но все со временем приходит в ветхость и требует поновления, для чего необходимы колоссальные средства.

В 1775 г. в Рождественском соборе обвалился каменный свод, и гробницы разрушились - они были сняты и больше уже никогда не возобновлялись.

3 ноября 1781 г. при новом поновлении собора его стены были расписаны «малеванными картинами» и устроен вызолоченный иконостас, который существовал долгое время.

В 1825 г. в соборе стенное писание, как указывалось в архивных документах, полиняло, и весь храм вновь пришел в ветхость. Преосвященный Филарет (Амфитеатров) 25 декабря 1825 г. собственноручно написал на представленном ему плане собора: « По сему плану перестроить и возобновить Соборный Рождества Христова храм да благословит Господь Бог и благодатию Своею да поможет совершить».

В связи с этим в Рождественском храме были разобраны два придела, а стены подняты на два с половиной аршина. Перестройка собора проводилась за средства известного купца Рюмина. Храм был освящен 5 декабря 1826 г. ректором Рязанской духовной семинарии архимандритом Илиодором. Говоря языком тех лет, благоустроения и благоукрашения в соборе продолжали совершаться постоянно.

В 1840 г. были устроены железные решетки около солеи, а в 1860 г. была возобновлена живопись и Царские врата.

Позже в соборе на правой стороне от входной двери под 3 колонной был захоронен преосвященный Симон (Лагов), скончавшийся в 1804 году и архиепископ Амвросий (1809 г.), погребенный на левой стороне против алтаря.

Жемчужина

Как сказано выше, о Христорождественском соборе написано достаточно много как дореволюционными историками, так и современными. О нем можно говорить поэтическим слогом, одухотворенно. Им можно восхищаться как творением рук человеческих. О нем можно просто помолчать, так как это храм - дом Бога Живаго. И чтобы не делало время с этим храмом – он все же остается храмом. И сколько бы о нем не говорили и не писали – сегодня мы вновь вернемся к одной из жемчужин Рязанского Кремля – Христорождественскому собору.

Очень- очень давно, еще в 1860 году член Императорского общества истории и древностей Российских И.Ф.Диттель, побывав в Рязани, был поражен видом Рязанского Кремля. Все: и местность, и архитектурный ансамбль, так гармонировали друг с другом, что в своей книге «Святыни, древности и достопамятности города Рязани» он написал такие строки: «…Местность, на которой построен древний Переяславль Рязанский, представляет, в особенности от княжеского терема, великолепную картину природы. Под этим высоким угловатым холмом, воздвигнутым как будто над бездною, извивается блестящею змеею Трубеж; за ним, влево, живописною группою разбросаны по зеленым лугам белеющие песчаные острова…» На фоне природной, Богом созданной красоты выделялось необычным пятном прекрасное творение рук человеческих, храм, созданный для Бога – соборная церковь во имя Рождества Христова. Каждый из историков по - своему описывает красоту внутреннего убранства храма. К сожалению, сохранилась немного дореволюционных фотографий, где перед глазами предстает его великолепие. Однако скупые официальные документы, дополненные описанием очевидцев, когда-то запечатленные на страницах дореволюционной прессы и в книгах историков, могут дополнить эти пробелы.

После обновления храма в 1873-74 гг. внешне он стал иметь сегодняшний вид. Но кто может увидеть теперь величие иконостаса, который был воссоздан рязанским художником Шумовым Н.В.?

«Алтарь отделяется от храма трехъярусным иконостасом, вызолоченным по полименту червонным золотом… В иконостасе размещены иконы, которые заслуживают особого внимания: в нижнем ярусе по правую сторону вторая Феодотьевская икона Божией Матери в серебряно-вызолоченной ризе,… по левую сторону царских дверей третья икона - Муромская Икона Божией Матери, украшенная жемчугом и цветными камнями в металлическом футляре, вставленная в доску, обложенную серебряно-вызолоченным листом. На сторонах доски изображены два святителя, держащие сию икону – на правой - Иона, митрополит Московский, а на левой - Василий, епископ Рязанский. С этой иконой св. Василий прибыл в Рязань ».

Не менее чудесна и икона Феодотьевской Божией Матери, которая была обретена близ села Федотьева Спасского уезда в 1487 году перенесена в Переяславль и поставлена в соборной церкви. Эту икону благоговейно встречал весь город у церкви Семиона Столпника, где позже была возведена часовня в память об этой встрече. В 1611 году по приказанию архиепископа Феодорита с иконы были сняты два списка, один из которых был перенесен в с. Федотьево, другой – в храм Бориса и Глеба.

Известно, что в 1922 году, когда из храмов забирались ценности для голодающего Поволжья, эти иконы еще находились в кафедральном соборе, затем одна из них поступила в хранилище музея, а другая – Муромская икона Божией Матери - бесследно исчезла. Об этих событиях сохранились архивные документы - неопровержимые свидетельства нашего с вами жестокого прошлого. Вот они:

Из описи ценностей из Кафедрального Собора

г. Рязани 1922 г, мая 2- го дня

1. Серебренная вызолоченная риза с иконы Муромской Божией Матери, принесенная благоверным князем Константином из Киева в Муром, откуда приплыл с Нею в Рязань св. епископ Василий, представившийся в 1294 лето с одним большим и 2-мя маленькими венчиками, на котором одна крупная коронка с 41 мелким камнем и двумя пустыми местами; 6 (шесть) золотых звездочек, на которых по одному разноцветному камню на каждой. Риза формы жемчуга, в которую вставлены снующие звездочки; одна из 7 (семи) камней на голове; две больших звездочки с боков по 34 камня на каждой; на правом плече 2 (два) больших камня и 12 маленьких; на середине звездочка из 7 (семи) камней; на левом плече 2 (две) звездочки и 13 камней каждая, на младенце Спасителя звездочки из 7 (семи) камней; около руки младенца 5 (пять) камней подряд около руки Богоматери внизу 8 (восемь) камней в две линии; внизу золотой крестик якорем. Наверху голубь на серебряных лучах. Икона Чудотворная по заявлению духовенства 7 х 8 вер.

Протокол подкомиссии по изъятию церковных ценностей

от 2 мая 1922 г.

В составе от губкомиссии т. Силуянова, угорисполкома т. Спихнулина, представителей от группы верующих протоиерея Лебедева, гр. Холопова и Яковлева производила изъятие ценностей из Кафедрального собора г. Рязани

Изъятым, оказалось, по описи № 1 шесть предметов, все серебряные без весу, по размерам. По просьбе верующих оставлено: серебрянная. Крест со складня в Успенском соборе, серебрянная. Оправа на Боголюбской Божией. Матери, серебреная риза с иконы « Тайная Вечеря» вследствие того, что снятие ее повлекло бы разлом арки.

Иконы Федотьевской Божией Матери и Иоанна Предтечи испорчены от времени, так же как и икона Муромской.

По заявлению протоиерея Лебедева в описи № 6, 7 не вошла серебреная риза Серафима Саровского весом в 9 ф.36 зол. вследствие чего постановлен вопрос выяснить на месте в губфинотделе посредством справки, в крайнем случае, произвести дознание и следствие.

Верующими была заявлена просьба об оставлении риз с икон Федотьевской Б.М., Иоанна Предтечи и Муромской (небольшой иконы), но комиссия, принимая во внимание распоряжение об изъятии ценностей, не нашла это возможным.

Опись составлена в 4х экземплярах. Все ценности запаковываются, опечатываются печатью отдела Управления Угорисполкома и направляются в Губернский отдел.

Год 1929…

В 1929 году собор был передан окружному архиву для его нужд. Это была еще одна трагедия для многих рязанцев. Вот что писал в своих воспоминаниях С.Д.Яхонтов – первый директор музея и архива: « Эта напряженная работа шла параллельно с борьбой верующих за собор. Что бы сохранить за собой зимний собор – совет соборный взялся сохранить летний Успенский собор. Мне пришлось принять самое деятельное участие в этом крупном деле. У меня в доме собирались ревнители, я и условия ремонта и икон вырабатывал. Средства на спасение треснувшего собора- 48 тысяч должны быть собраны советом по епархии из добровольных жертв по церквам и в кафедральном соборе. Воодушевление было большое…. Когда ОНИ (так у Яхонтова) увидели, что дело пошло на ладу верующих... ГИК нарушил условие: запрещен был сбор по епархии. Помирились и с этим верующие. Но вскоре запрещено было собирать на ремонт и в самом соборе. Представитель комитета запрятан был в тюрьму. С горя Алексеев умер (подрядчик, строитель храма) и пошло! Вскоре и зимний собор был отнят у верующих и закрыт и отдан под архив!!…Это уже настал период гонения на храмы и первое на духовенство! 1929…» И далее: «Так тому стало неугодно это место, и храм исчез, и святая могила святителя Василия занавожена. Нынешние люди Рязани, как, стало быть, непохожи на наших предков, к которым прибыл Первосвятитель!… О, если бы мы ходили « к своей стене (могиле Святителя) с тем чувством, как евреи - к Иерусалимской стене!»

Не правда ли, сильно написал С.Д. Яхонтов о событиях тех лет. Сам истинный архивист, он должен бы радоваться тому, что для документов появилось еще одно здание. Но как человек русский, а значит православный, он был потрясен передачей Христорождественского собора под губернский архив.

Думается, что выдержки из его воспоминаний и дневников поведают нам лучше о том времени, нежели слова человека, не пережившего такой трагедии.

« Осенью 29 года храмы закрывались, колокола снимались, старина не играла роли, а я был приставлен охранять ее. Писал в главнауку, - оттуда - ни да, ни нет. А между тем здесь полная беспомощность сохранить вековые редкости. Я протестовал по долгу службы и совести, толку из этого не выходило, а «морщились». Я донкихотствовал. Нос не по ветру держал и не учитывал своих выгод и изменений в политике и главнауке… Закрыт был зимний собор. Разгромили: но я не принимал участия в погроме. Когда явилось ГПУ и попросило от музея представителя для изъятия годного для музея, я отказался и пошел Фесенко, кажется один. …Это была ошибка, но мне было так больно - нужно было делить добычу- здание, очень пригодное для музея во всех отношениях. Еще в мое директорство на совете было решено, что в случае закрытия собора (слухи постоянно ходили), туда перенесли картинную галерею, чтобы можно было шире развернуть коллекцию. В доме освободились бы два зала, а в соборе света и открытой площади было с избытком, о чем писали в Главнауку. Мне хотелось, по долгу христианина и рязанца отстоять собор... Там гробы князей рязанских там мощи... нашего святого Василия. И вдруг скоро получилось извещение из Моссовета, что ввиду того, что Моссовет, удовлетворяя просьбы заведующего Ряз. арх. бюро Яхкинда, который заявил, что музей отказывается о собора – передает собор архиву…"Разделивша ризы моя себе и об одежде моей меташа жребий». Это для музея был сюрприз. Не даром Мансуров находился с Яхкинд. Все, как всегда. Но я был возмущен и равнодушием музея и наглости Яхкинда… Музей не думал отказываться (от собора)…Через несколько дней от Моссовета последовало извещение, что Моссовет отказывается от своего решения, но пока шла переписка, архив уже навозил в собор и дела в полок... О протесте моем передано было Яхкинду…»

То, что С.Д.Яхонтов в своих воспоминаниях говорит правду и только правду, подтверждают документы архива. В фонде губисполкома имеется выписка из журнала заседания Президиума губисполкома от 25 сентября 1929 года, в которой губисполком просит Главнауку предоставить здание Христорождественского собора под архив. Музейный подотдел МОНО не возражал против такой постановки вопроса, предложив только окрархиву перед заселением сфотографировать объект. Имеется и протест музея. Между прочим, в этом документе написано: «для переоборудования собора в здание гражданского вида архитектуры вышепоименованной особой комиссией предположен его ремонт и указаны источники средств, составлена и утверждена точная смета. Но эти средства могут быть использованы только по музейной линии, а не по линии Ряз. окр. архива. У Ряз. Окр. архива вряд ли найдутся средства на этот предмет»

Видимо, Богу было угодно так, что все-таки в Христорождественском соборе разместил свои фонды окружной архив, у которого не нашлось средств на переделку здания. Но при всем желании новое помещение не могло решить всех проблем архива, так как в нем было уже тогда сосредоточено около миллиона только не учтенных дел. И вот вместо иконостаса – стеллажи с архивными фолиантами, вместо церковного песнопения – обычный рабочий день архивистов. Так день за днем, год за годом.

Не прав оказался Степан Дмитриевич Яхонтов только в одном.

Удивительно! Даже в самые трудные для церкви Христовой годы шли к этому собору люди, чтобы поклониться Первосвятителю земли нашей – епископу Василию Рязанскому.

Здесь под спудом вот уже почти четыре столетия покоятся его мощи. В этом месте упокоения оживают древние сказания, дошедшие до нас в церковных песнопениях и преданиях.

Для рязанцев стена Христорождественского собора, рядом с которой покоились святые мочи Василия Рязанского, была своей «стеной плача». Наверно поэтому и случилось так, что храм вновь стал храмом. Это наши бабушки и дедушки вымолили нам этот праздник души.

И еще одно предание…

И еще одно предание, дошедшее до нас. О нем писал в своей книге «Переяславль Рязанский» историк Дмитрий Солодовников. Мощи Василия покоились и сейчас и покоятся на левом клиросе Христорождественского собора.

Когда при Преосвященном Симоне (Лагове) поправляли Рождественский собор и устраивали гробницу над мощами святого, то хотели открыть гроб, где покоились мощи св. Василия. В этот момент вышло пламя и чуть не опалило присутствующих. Тоже было и при архиепископе Филарете. В свое время на месте погребения было устроено надгробие с изображением святого. Он был изображен почивающим в раке, перед гробницей висело очень красивое паникадило, сделанное в 1678 году.

Ныне Бог благословил…

В адресе, преподнесенном гражданами города Рязани преосвященному Алексию, архиепископу Рязанскому Горожане писали: «Храм сей, имеет и историческую достопримечательность. Над ним пронеслись целые века, а с переменою многих времен и он изменился и в именовании, и в значении, и в пространстве… В нем как в главном святилище, совершался и всенародный молитвенный обряд принятия великокняжеской власти, и раздавался молитвенный вопль к Богу при частых нашествиях врагов, и возносились торжественные хвалебные песни Богу …» И еще, старожил города Рязани писал: «Нельзя забыть… об особенном впечатлении, какое испытывает душа в обновленном соборе, при взгляде чрез царские врата, когда они бывают отверзты, на изображение во весь рост Господа Спасителя нашего, написанного в свету на цельном стекле во все окно, на горнем месте алтаря.

Господь всемилосердый как будто в воздухе стоит, и, взирая на всех служащих и предстоящих во храме, всех благословляет, всех ободряет… Художественное изображение… написано… рязанским художником Шумовым».

Напишут ли что-либо подобное наши газеты, когда из собора переедет в новое здание Государственный архив, так сберегаемый не только силами слабых архивисток, но и волею хозяина храма Василия Рязанского. Смогут ли рязанцы с гордостью сказать, как года-то сказали их предки, что и они отдавали свои средства на восстановление Христорождественского собора, который был всегда сердцем православной Рязани. В разное время разные благочестивые горожане оказывали храму помощь, и среди них: митрополиты Авраамий и Стефан Яворский, архиепископы Симон и Гавриил; купцы: Рюмины, В.Е.Антонов, Г.А.Мыльников, И.В.Трескин, М.А.Крюков, П.А.Хрущев И.Г., Казин и многие другие.

Свой талант вложил сюда художник Н.В.Шумов.

5
Рейтинг: 5 (2 голоса)
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте