Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Культурная жизнь Рязани во второй половине XVIII века

Во второй половине XVIII века российская культура окончательно приняла светский характер, усвоив многие достижения европейской культуры. Однако в условиях сословного строя новые тенденции наиболее ярко проявились прежде всего в жизни дворянства. Простое население, даже в городах, еще длительное время сохраняло культурные традиции допетровской эпохи.

В XVIII веке внешний вид русских городов начал меняться. На смену традиционной бессистемной застройке пришла «регулярная» планировка, которая опиралась на здравый смысл и достижения европейской архитектуры. Улицы городов выравнивались и теперь пересекались друг с другом под прямым углом. Первым образцом такой планировки стала основанная Петром Великим столица Российской империи.

В связи с губернской реформой создавались «регулярные» планы для губернских и уездных городов. В 1780 году императрицей Екатериной II был утвержден «регулярный» план Рязани. Он наметил ту структуру центральной части города, которая сохранилась и сегодня.

После 1780 года начали прокладываться новые улицы. Переносились не только жилые и хозяйственные постройки, но и церкви, монастыри. Новая планировка города привела к перемещению основных центров городской жизни. Торговая площадь Нижнего Посада Переяславля-Ря-занского стала именоваться Старым базаром (в районе современной площади Свободы). И хотя торговля продолжалась, Старый базар утратил значение главного торгового места города.

Дорога со стороны Москвы вела через пригородную Троицкую слободу (через современный район вокруг вокзалов Рязань-I и Рязань-II) к главному въезду в губернский город—Московской заставе. Перед ней стояли закрывающийся на ночь шлагбаум и караульная будка, а также украшенные орлами столбы.

Московская улица шла к площади Нового базара (современная площадь Ленина). Она и стала главным торговым центром города.

От площади Нового базара отходили три улицы. Соборная вела к Успенскому собору. Ильинская площадь (нынешняя Соборная) превратилась в новый административный центр города.

«Регулярный» план Рязани, утвержденный Екатериной II. 1780 год. Реконструкция.
«Регулярный» план Рязани, утвержденный Екатериной II. 1780 год. Реконструкция.

На улице Почтовой располагалась Почтовая контора. Третья улица, отходившая от площади Нового базара, называлась Мясницкой (современная улица Горького).
От Соборной шла под прямым углом Астраханская улица. Она вела на юг и завершалась Ямской заставой, за которой начиналась пригородная Ямская слобода.
Примыкавшие к Астраханской улицы делили эту часть города на прямоугольные кварталы. Параллельно Астраханской слева и справа шло по пять улиц. Пересекали ее четыре крупные улицы. На пересечении Астраханской и Владимирской улиц (современная улица Свободы) в конце XVIII века построили Гостиный двор, где предполагалось разместить лучшие торговые заведения.

Вплоть до начала XVIII века самыми крупными и выдающимися зданиями в России являлись церковные сооружения. Для Рязанского края расцвет церковного зодчества пришелся на конец XVII века. Затем на протяжении половины столетия строительство каменных зданий в городе прекратилось. Лишь после создания Рязанской губернии оно вновь ожило.

Вторая половина XVIII-первая половина XIX веков стали периодом подъема светского каменного строительства. Оно велось под руководством губернских архитекторов, состоявших на государственной службе. Первым из них был И. Г. Сулакадзев. Под его руководством в Рязани возведены два первых каменных общественных здания в стиле классицизма. В перестроенном виде они сохранились до наших дней.

Наулице Семинарской стоит Редутный дом, построенный в 1785 году. Он предназначался для собрания дворянства Рязанской губернии и других общественных мероприятий. На площади Соборной в 1786 году возвели здание, в котором размещались губернские учреждения—«Присутственные места» (сейчас—одно из зданий Обувной фабрики «Рязаньвест»).

В центральных кварталах строились городские усадьбы богатых жителей. Они занимали обширные территории и были окружены хозяйственными постройками. Обязательным элементом этих построек считалась расположенная отдельно от жилых помещений кухня.

Дома большинства горожан оставались деревянными, в традициях древнерусского жилища.

Положительное влияние политики «просвещенного абсолютизма» на жизнь страны особенно заметно на примере развития народного образования. Ко второй половине XVIII века в крупных городах страны, в том числе и в Переяславле-Рязанском, существовали сословные учебные заведения для детей духовенства—духовные семинарии.

Редутный дом. Современное состояние.
Редутный дом. Современное состояние.

Замыслы Екатерины II предусматривали создание во всех городах светских учебных заведений—народных училищ. В уездных городах открывались двухклассные «малые» училища. В каждом губернском городе предписывалось открыть «главное народное четырехклассное училище». Одним из первых в стране стало организованное в 1786 году Главное народное училище в Рязани.

В училища принимались мальчики всех сословий. Обучение в таких заведениях мало привлекало дворянство, потому что не давало их сыновьям преимуществ для прохождения службы. Среди учеников преобладали «разночинцы», то есть представители недворянских сословий. Они составляли около 80% учащихся.

Получив образование, разночинцы могли поступать на государственную службу в качестве мелких чиновников или на частную службу к богатым помещикам и купцам, приказчиками.

Императрица и власти заботились, прежде всего, об образовании и воспитании дворянского сословия. Наиболее распространенным являлось домашнее обучение, когда родители нанимали частных учителей. Некоторые отправляли детей в столичные пансионы и кадетские корпуса.

Почта и телеграф. Здание построено в конце XVIII века специально под почтовую контору. Перестраивалось в XIX веке. Современный адрес—Почтовая, 59.
Почта и телеграф. Здание построено в конце XVIII века специально под почтовую контору. Перестраивалось в XIX веке. Современный адрес—Почтовая, 59.

Большинство рязанцев не имело возможности самостоятельно дать своим детям хорошее домашнее образование, необходимое для успешной служебной карьеры. Число казенных мест в столичных сословных учебных заведениях было ограничено. Поэтому появилась мысль об обучении и воспитании детей малоимущих дворян.

В1787 году в Рязани при Главном народном училище создали Дворянский пансион. Он размещался на первом этаже Редутного дома. Главное внимание уделялось не образованию, а воспитанию детей, которых, в первую очередь, обучали говорить по-французски, танцевать, фехтовать и иметь «благородные» манеры.

XVIII век принес в Россию европейские развлечения—балы и театр. Для проживавшего в Рязани дворянства балы и маскарады проводились в Редутном доме. Желающие их посетить мужчины платили по 12 рублей, а женщины—по 6 рублей в год. Те из благородных гостей, кто не являлся постоянным посетителем, платили за вход 50 копеек.

Вторая половина XVIII века отмечена развитием в России театрального искусства. Рязань стала одним из первых провинциальных городов, где появился театр.

Духовное училище. Одно из первых каменных зданий Рязани постройки конца XVIII века. Перестраивалось в середине XIX века. Сейчас—гимназия №2.
Духовное училище. Одно из первых каменных зданий Рязани постройки конца XVIII века. Перестраивалось в середине XIX века. Сейчас—гимназия №2.

В 1787 году построили специальное деревянное здание для театральных представлений под названием Оперный дом. Первый театр находился у въезда в губернский город со стороны Москвы, на углу нынешних улиц Семинарской и Каширина. Театр содержался за счет губернских властей.

Около половины площади двухэтажного здания приходилось на сцену и служебные помещения. В зрительном зале имелись партер, амфитеатр, ярус лож и галерея. За сценой находились специальные механизмы, позволявшие быстро менять декорации, показывать «полеты» и «превращения» действующих лиц. Освещался театр свечами.

Граф А. В. Салтыков писал о посещении рязанского театра в 1797 году: «Партер был освещен великолепно, платье и белье на судейских женах все было перемыто и перекатано, оркестр был многолюден, и зрителей было человек до ста... Поднялся занавес, и—блеснули прелести Воробъевской! Справедливость требует сказать, что она прекрасна; нежность лица и голос ее удивительны!.. Колпаков, который играл первую роль, имеет большие дарования; остальные не стоят быть упомянутыми».

Инициатива создания театра в Рязани принадлежала рязанскому и тамбовскому генерал-губернатору И. В. Гудовичу. Занимавший должность тамбовского губернатора Гаврила Романович Державин тоже стал проводить театральные представления, которые заинтересовали и самого генерал-губернатора. Г. Р. Державин писал в своих «Записках», что Гудович «зачинил к себе требовать артистов против воли губернатора (то есть Державина—примеч. авторов) в Рязань для устройства там театра и прочих увеселений».

По материалам книги "Мой родной город Рязань"

0
 
Разместил: Рязанец    все публикации автора
Изображение пользователя Рязанец.

Состояние:  Утверждено

О проекте