Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Обретенные при раскопках в Царском Селе человеческие останки являются мощами первого священномученика ХХ века Иоанна Кочурова

После состоявшейся недавно в Санкт-Петербурге пресс-конференции благотворителей Царского Села, посвященной подготовке к его 300-летию, в некоторых СМИ появились «сенсационные» сообщения об останках священника, уроженца Рязанской губернии, обнаруженных при раскопках фундамента взорванного большевиками собора святой великомученицы Екатерины. Корреспондент «Воды живой» обратился за разъяснениями к благочинному Царскосельского округа, настоятелю Софийского собора протоиерею Геннадию Звереву.

— Отец Геннадий, действительно ли останки, найденные при раскопках на Соборной площади Царского Села, — это мощи первого священномученика ХХ века Иоанна Кочурова?

— Да, перед восстановлением Екатерининского собора на центральной площади нашего города были проведены раскопки. Археологи открыли исторический фундамент храма, на котором теперь возводятся новые кирпичные стены. В крипте были найдены останки, которые позже были идентифицированы.

— Где проводились экспертизы?

— Антропологические исследования проходили в Институте материальной культуры РАН. Нам помогли также эксперты-криминалисты из ГУВД по Санкт-Петербургу и области.

— Этих исследований оказалось достаточно?

— Да. Знаете, в какой-то момент мы устыдились: Господь дал нам святыню, а мы возим ее по светским учреждениям и проверяем на подлинность. Да и старцы сказали — мало вам, что ли, что святого казнили и затем глумились над его захоронением в 1939 году, подкладывая взрывчатку в крипт собора, где он был упокоен.

— Останки были сильно повреждены взрывом?

— Пострадали и сам святой, и его мощи. Череп был раздроблен на несколько частей. Но мне не хотелось бы копаться в этих подробностях. Вот в документах криминалистов есть описания, говорится — «череп без нижней челюсти» — и тому подобное. Но для нас это святыня, понимаете? Мы ее обрели, молимся перед ней, прикладываемся. Это близкое нам, дорогое, трепетное, и говорить об этом милицейским языком нельзя.

— Поэтому вы и не объявляли громогласно об этом значимом событии?

— Боялись ажиотажа. Наши СМИ из всего могут сделать шоу, все превратить в объект рекламы. И опять же, начали бы копаться... Обратите внимание — мы, люди церковные, все время словно бы оправдываемся перед ними и как будто бы должны им что-то доказывать — вот икона чудотворная, от нее бывают настоящие чудеса и исцеления, вот мироточение — оно настоящее, а не поддельное... Мы секуляризируем наши святыни.

— Трудно с вами не согласиться. Это ведь и верующим свойственно. Как ни вспомнить, глядя на многих православных, что мы, «род лукавый и прелюбодейный», ищем чудес...

— А чудеса рядом с нами, они — в самой Церкви, и, прежде всего, в ее Евхаристии. Да, Господь нас предупреждал об опасности поиска чудес и их «оправдания». И если Он сам явился на землю и люди Ему не поверили, то что же мы, грешные, можем кому-то доказать?

— И не будем пытаться. Просто люди интересуются — где и когда можно приложиться к мощам?

— Они находятся в алтаре Софийского собора. По праздникам мы выносим их для всеобщего поклонения — приходите, прикладывайтесь. 13 ноября этого года, в день памяти святого, впервые он был с нами — какое было приподнятое настроение у всех! Позже, когда сделаем раку, и будет построен Екатерининский собор, перенесем мощи туда. В нижнем помещении храма будет музей и усыпальница Иоанна Кочурова — как у святого Иоанна Кронштадтского в Иоанновском монастыре.

— Это будет в 2010 году, когда Царскому Селу исполнится 300 лет. К тому времени знаковая для города Соборная площадь, где на мощах святого долгие десятилетия стоял памятник Ленину — главному гонителю Церкви в ХХ веке, полностью поменяет свой символ, вернет свое духовное значение. Тогда можно будет говорить о действительном возрождении любимой загородной резиденция русских государей?

— Думаю, что уже сейчас, когда возводится величественный храм-доминанта Царского Села, об этом можно говорить. И площадь стала менять свой «знак» несколько лет назад, когда мы, наконец, снесли этого коммунистического идола, а при падении он раскололся на части и у него отлетела голова. Вот тогда и началось преображение.

Справка:

Священномученик протоиерей Иоанн Кочуров родился в 1871 году в Рязанской губернии. По окончании Петербургской духовной академии был направлен на миссионерское служение в Алеутскую и Аляскинскую епархию. Присоединял к Православной Церкви униатов и католиков, его трудами был построен новый храм в Чикаго в честь Пресвятой Троицы.

В 1916 году отец Иоанн стал приходским священником Екатерининского собора Царского Села. За день до мученической кончины в октябре 1917 года во время артиллерийского обстрела города (где находились казачьи отряды генерала Краснова) он служил в храме молебен о прекращении братоубийственной брани. После него, несмотря на обстрелы, прошел крестный ход. 31 октября/13 ноября большевики ворвались в Царское Село, за бесстрашную проповедь священник был арестован и подвергся избиению, затем его, полуживого, красногвардейцы волокли по шпалам к аэродрому, где на глазах сына-гимназиста расстреляли. Тело убитого пастыря было перенесено в Екатерининский собор и погребено по просьбе прихожан в усыпальнице.

Отец Иоанн стал первым священномучеником, пострадавшим от коммунистов после революции. Святейший Патриарх Тихон, лично знавший батюшку, писал его вдове: «Храним в сердце твердое упование, что украшенный венцем мученичества, почивший пастырь предстоит ныне Престолу Божию в лике избранников верного стада Христова».

Канонизирован Русской Православной Церковью в 1994 году.

Патриархия.ru

5
Рейтинг: 5 (1 голос)
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено


Комментарии

Изображение пользователя admin.

13 ноября - день памяти Священномученика протоиерея Иоанна Кочурова

Священномученик протоиерей Иоанн Кочуров родился 13 июля 1871 года в селе Бигильдино Данковского уезда Рязанской губернии в благочестивой и многодетной семье сельского священника Александра Кочурова и его супруги Анны. Его отец многие годы успешно совмещал своё приходское служение с исполнением обязанностей законоучителя Бигильдинского народного училища.

Следуя стопам отца, юноша поступил в Данковское Духовное училище, а затем в Рязанскую Духовную Семинарию, которую закончил в 1891 году. В этом же году он поступил в Петербургскую Духовную Академию. По окончании Академии отец Иоанн в соответствии с его давним желанием был направлен на миссионерское служение в Алеутскую и Аляскинскую епархию. Здесь он был рукоположен в сан священника преосвященным Николаем, епископом Алеутским и Аляскинским, и назначен настоятелем церкви святого Владимира в городе Чикаго.

Уже в первые три года своего приходского служения отцом Иоанном были присоединены к Православной Церкви 86 униатов и 5 католиков, а число постоянных прихожан в храмах Чикагско-Стриторского прихода возросло до 215 человек в Чикаго и 88 человек в Стритоле. При обоих храмах работали детские церковные школы. Трудами отца Иоанна был построен новый храм в Чикаго в честь Пресвятой Троицы.

Возведение нового храма благословил Святитель Тихон, будущий Российский Патриарх. Деньги на его постройку были собраны отцом Иоанном в 1900 году во время отпуска в Россию. В 1907 году отец Иоанн вернулся на родину и приписан к клиру Преображенского собора города Нарвы. В этом же году он стал исполнять обязанности законоучителя Нарвских гимназий. С ноября 1916-го года отец Иоанн назначается приходским священником Екатерининского собора Царского Села.

С первых месяцев отец Иоанн зарекомендовал себя не только как ревностный и благоговейный совершитель службы Божией, но и как красноречивый эрудированный проповедник, собиравший под своды Екатерининского собора православных христиан со всех концов Царского Села.

30 октября 1917 года во время артиллерийского обстрела Царского Села в Екатерининском храме отцом Иоанном был совершён особый молебен. После него, несмотря на продолжающийся обстрел, прошёл крестный ход с чтением нарочитых молений о прекращении междоусобной братоубийственной брани, на котором батюшка в проповеди призывал взволнованный народ к спокойствию в виду грядущих событий.

31 октября 1917 года отряды большевиков вступили в Царское Село, оставленное казаками. Священники были арестованы. В тот же день отец Иоанн за бесстрашную проповедь подвергся избиению, а затем его, полуживого, красногвардейцы долго волокли по шпалам, к царскосельскому аэродрому. Там на глазах сына-гимназиста его расстреляли. Смерть батюшки не была мгновенной...

Убийцы таскали его за волосы, предлагая друг другу «прикончить как собаку». Тело убитого пастыря было вечером доставлено в часовню Дворцового госпиталя, оттуда перенесено в Екатерининский Собор, где 4 ноября 1917 года было совершено отпевание. Погребли батюшку по просьбе прихожан в усыпальнице под Собором, который был, затем взорван в 1939 году, Через три дня, не выдержав потрясений, скончался и его сын, 17-летний юноша.

Отец Иоанн стал первым священномучеником, пострадавшим от коммунистов после революции. Святейший Патриарх Тихон, лично знавший отца Иоанна, писал его вдове: «Храним в сердце твёрдое упование, что украшенный венцем мученичества, почивший пастырь предстоит ныне Престолу Божию в лике избранников верного стада Христова». Канонизован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 1994 году.

Юлия Богомолова
КП-Тула
О проекте