Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Разрушенное прошлое Рязани

Разрушение конфессиональных памятников в нашем городе протекало поэтапно. Первоначально, после 1917 года, ликвидировались купола, кресты, верхние ярусы колоколен. Помещения перепрофилировались под склады, мастерские, клубы, гаражи, тюрьмы. Если спустя какое-то время исторический объект уже чем-то не устраивал городские власти, на его месте строилось более современное здание. Иногда поступали коллективные письменные просьбы от наиболее ярых сторонников атеизма о стопроцентной ликвидации пережитков духовного прошлого. В 1950-х страна взяла курс на полное уничтожение православной веры, именно тогда окончательный демонтаж храмов вошел в свою пиковую фазу.

К советскому периоду в истории нашей страны можно относиться по-разному: одни вздыхают по нему с ностальгией, других при упоминании Советского Союза пробирает неприятный озноб. Кроме субъективных эмоций, существует и целый ряд фактов, характеризующих период с 1917 по 1991 годы как с положительной, так и с отрицательной стороны.

К сожалению, именно с политикой коммунистической партии связано массовое уничтожение по всей стране памятников архитектуры конфессионального назначения. Конечно, и в наши дни уникальные строения бездарно гибнут под равнодушными взорами горожан и правящих структур, но причины тому несколько иные. Такого циничного и варварского отношения к соборам, монастырям и церквам, как в период с 1917 по 1964 годы, пожалуй, в стране не было никогда.

Попробуем разобраться, насколько ощутимой для областного центра с точки зрения уникальности его архитектуры стала ликвидация некоторых православных храмов.

Уникальное трио

Несомненно, одной из главных потерь Рязани стало уничтожение церкви Воскресения Господня, располагавшейся некогда в центре современной площади Свободы. Построенный в 1683 году знаменитым архитектором Яковым Бухвостовым, храм стал одним из первых образцов нового декоративного стиля, получившего впоследствии название «нарышкинское барокко».

Как отмечает в книге «Рязань. Историко-архитектурный очерк» академик Михаил Ильин, «подобное решение для 1683 года должно быть признано исключительно редким, т.к. применение таких форм архитектурной композиции, а также характерного убранства имело место лишь в конце 80-х годов XVII в. До сих пор самым ранним храмом, в архитектуре которого было применено распространенное впоследствии композиционное решение в виде «восьмерика на четверике», считался храм под Москвой близ села Усово, заложенный в 1684 году».

После 1917 года церковные главки и колокольня были разрушены, а колокола, иконы и прочая церковная утварь реквизированы. Уцелевшая часть храма до 1950-х годов выполняла роль торгового павильона и склада. В период антицерковной политики Н.С. Хрущева здание было стерто с лица земли стенобитными машинами.

В 1693 году на улице Семинарской началось строительство еще одного уникального памятника рязанской архитектуры – Владимирской церкви. Авторство собора достоверно не известно: М.А. Ильин приписывает создание храма Я.Г. Бухвостову, Г.К. Вагнер склоняется в пользу другого известного русского зодчего – Осипа Старцева.

Повторяя своим объемом форму креста, во внешнем декоре храм соединил традиции древнерусского стиля (кокошники под кровлей) с веяниями нового времени (два ряда больших окон с наличниками и треугольниками-сандриками разорванной формы). Для русской архитектуры конца XVII века Владимирская церковь представляла, бесспорно, интересное композиционное новшество. Здание полностью разрушено после 1917 года.

На той же улице Семинарской недалеко от сегодняшней проходной приборного завода располагалась каменная шатровая церковь Николая Чудотворца, датированная 1566 годом. В XVIII веке на нее была ориентирована запроектированная по генеральному плану улица Никольская (сегодня – ул. Павлова).

В народе храм носил прозвище Николы «Долгошея», что указывало на оригинальные формы его завершения: высокий шатер, поставленный на кубе без обычного восьмерика. Происхождение храмов подобного типа до конца не выяснено. Существует версия, что такими «шатрами» были отмечены города, через которые прошло войско Ивана Грозного в победном походе на Казань. Схожие постройки представлены в Москве, Коломне, Муроме и Нижнем Новгороде.

В XIX веке Никольская церковь была перестроена в неорусском стиле, чуть позже разобрана по причине разрушения древнего дубового фундамента и, как следствие, появления трещин на стенах. В 1904 году, частично повторяя формы XVI века, храм отстроили вновь. После октябрьской революции здание церкви перепрофилировали под нужды пролетариата, сегодня остатки былой уникальности используются заводом в качестве подсобного помещения.

Разобранные монастыри

Печальная участь постигла в XX веке женский Казанский монастырь (квартал между улицами Фурманова и Затинной) и мужской Симеоновский монастырь (пл. 26 Бакинских комиссаров). И хотя с точки зрения архитектуры значительной ценности постройки XIX столетия не представляли, общий облик нижнего посада с утратой обозначенных комплексов понес весьма ощутимую потерю.

Наш еженедельник уже неоднократно рассказывал о трагической судьбе Казанского монастыря, поэтому повторять историю его превращения в концлагерь и колонию для беспризорников, наверное, нет смысла. Отметим лишь, что в обезглавленном в начале XX века кафедральном Казанском соборе (возведен в 1870 г.) сегодня возобновлены службы, а существенно реконструированная надвратная церковь святой Варвары (1870 г.) является жилым домом. Сохранились фрагменты северо-восточной башни, монастырской стены, а также ряд других построек.

Симеоновскому монастырю повезло значительно меньше. Все храмы на его территории были разрушены до основания, из комплекса построек до наших дней сохранились только два сопутствующих здания, возведенных в XIX веке. Нельзя не упомянуть о том, что основанный еще в XVII веке монастырь уже через два столетия был капитально перестроен, в результате чего потерял прежнюю архитектурную ценность.

Именно в Симеоновской обители по указу Петра I в 1722 году была открыта первая в городе цифирная школа.

С 1400-х годов на территории Рязанского кремля существовал Свято-Духовский мужской монастырь, его упразднение в 1787 году – одно из немногих, не имеющих абсолютно никакого отношения к политике советской власти. Вместе с тем, восстановление хотя бы части стен и башен монастыря придало историко-архитектурному музею-заповеднику дополнительный колорит. Из всех построек до наших дней сохранилась церковь Святого духа (1642 г., арх. Василий Зубов).

Похожая судьба постигла Богословский мужской монастырь в Борках, ликвидированный епархией в конце XVIII века. Недалеко от конечной остановки автобуса № 11 можно увидеть сильно обветшалый, но действующий Богоявленский собор (1673 г.), последнее «оставшееся в живых» строение некогда грозной крепости.

Церковь, склад, дворец

Из других забытых в настоящее время храмов стоит отметить церковь Николы «дворянского» (1767 г.) на одноименной улице. Впрочем, до основания церковь разрушена так и не была, сегодня в уцелевшей части здания располагается автотранспортный колледж. Сохранилась входная группа, трапезная, обезглавленный храм, некоторые элементы декора. При заинтересованности определенных структур может быть восстановлена по фотоматериалам и иллюстрациям. Не будучи особенно примечательной по своей архитектуре, церковь выделялась в городе благодаря умелой постановке на пейзажном мысу реки Лыбедь. Кстати, согласно археологическим данным, поселение на этом месте возникло еще в IX-X веках.

Дополнительную значимость объекту, придает тот факт, что именно в этом храме в 1812 году состоялось отпевание крупнейшего зодчего своей эпохи Михаила Казакова, построившего бесчисленное количество памятников архитектуры по всей России, в том числе здание Сенат в Московском Кремле, старое здание МГУ на ул. Моховой, колонный зал Дома союзов и прочее.

Александро-Невская церковь была возведена на пожертвования рязанских крестьян в 1884 году. Не являясь шедевром по своей архитектуре, представляющей псевдорусское направление, она удачно вписалась в облик Троицкой слободы. Мощный купол собора был хорошо виден с Ново-Базарной площади (пл. Ленина), устанавливая визуальную связь между разными частями города. После 1917 года храм использовался как клуб железнодорожников, зернохранилище, склад, впоследствии окончательно разрушен, а на его месте выстроен Дворец культуры профсоюзов (МКЦ).

Введенская церковь на Введенской площади (сегодня пл. Мичурина), возведенная в классическом ключе, также не сочетала в себе уникальных и неповторимых форм. Ценность храма заключалась, прежде всего, в его оригинальном линейном соотношении с церковью Вознесения Господня (в настоящее время восстановленой). Согласно плану 1780 года по расширению Рязани именно выстроенным друг напротив друга схожим по внешнему виду храмам отводилась роль доминант на северо-восточной периферии города.

До неузнаваемости 1980-е годы была перестроена Ильинская церковь, возведенная в 1698-1699 годах Я.Г. Бухвостовым, на средства архиерейской казны перед кремлевским мостом. Закрытая для прихожан после 1917 года, с начала 1950-х под свой свод церковь приютила городской лекторий. Позже местные власти собирались устроить здесь Дворец бракосочетаний. В настоящее время церковь возвращена епархии, однако, свою архитектурную ценность во многом потеряла.

Кроме того, в советские годы были уничтожены: часовня, возведенная в честь государя Александра I на Ямской площади (сегодня пл. Театральная); часовня памяти Царя-освободителя Александра II на площадь перед вокзалом Рязань-1, часовня святого благоверного князя Александра Невского на Ново-Базарная площадь; храмы в деревнях Дашково и Шереметьево.

Евгений АЛЕКСАНДРОВ

Домострой

5
Рейтинг: 5 (2 голоса)
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено


Комментарии

Из других забытых в настоящее время храмов стоит отметить церковь Николы «дворянского» (1767 г.) на одноименной улице... Дополнительную значимость объекту, придает тот факт, что именно в этом храме в 1812 году состоялось отпевание крупнейшего зодчего своей эпохи Михаила Казакова, построившего бесчисленное количество памятников архитектуры по всей России, в том числе здание Сенат в Московском Кремле, старое здание МГУ на ул. Моховой, колонный зал Дома союзов и прочее.

Вообще-то, крупнейшего зодчего своей эпохи, "построившего бесчисленное количество памятников архитектуры по всей России, в том числе здание Сенат в Московском Кремле, старое здание МГУ на ул. Моховой, колонный зал Дома союзов и прочее", звали Матвей Казаков.

И построил Матвей Фёдорович не колонный зал Дома союзов, а Колонный зал Благородного Собрания.

О проекте