Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Гостевание молодоженов

Гостевание молодоженов (позывы) - ритуальное посещение молодоженами во время масленичной недели родителей невесты и жениха, родственников, повивальных бабок, сватов, кумовьев и всех тех, кто принимал участие в подготовке и проведении их свадьбы.

Поездки в гости начинались в первый день праздника, который в каждой деревне был свой и приходился на дни от вторника до четверга. Обычно это происходило после того, как все предписанные традицией обрядовые действия, связанные с демонстрацией обществу новых образовавшихся семейных пар были исполнены.

Первым обязательным послесвадебным обрядом на Масленицу считался приезд молодоженов в гости к родителям невесты. Это посещение родных называлось "поехать к теще на блины" и считалось очень почетным. Молодые гостили здесь сутки, но могли оставаться и до окончания праздничной недели. Появление их в доме предварялось определенным ритуалом, который в разных местностях мог иметь свои особенности.

Обычно тесть или брат молодой в первый вечер праздника появлялись в доме, где жили молодые супруги с приглашением придти на следующий день к тестю и теще на угощение. Приглашение распространялось не только непосредственно на молодоженов, но так же и на свекровь и свекра с семьею. Молодка уходила домой вместе со "зватом"- пришедшим человеком. ( Термин ,,зват" перешел в масленичную обрядность из свадебного ритуала, где так называли товарищей жениха, созывавших гостей на свадьбу). Через некоторое время, обычно утром следующего дня, вслед за женой к теще и тестю приходил и муж, а позже остальные гости. "Новоженов" принимали с большой радостью и с почетом усаживали в "передний угол". Кроме приглашенных родственников в гости приходили так же и подруги невесты. Когда собиралось много участников застолья, ставили два стола: за одним сидели молодые, за вторым - остальные гости. Праздничный стол должен был быть обильным и сытным. Угощение насчитывало обычно несколько смен блюд. Первыми подавали соленые огурцы и холодные закуски; затем жареную рыбу, блинцы, каравайцы с коровьим маслом, пшенные лепешки с яйцами - драчены и пр. Специально для зятя теща пекла большое количество блинов, творожники, пироги с разнообразными начинками и, вообще, всячески старалась ему угодить и угостить, как можно вкуснее и лучше. Гости пели и плясали.

В это время происходило окончательное прощание молодайки с родительским домом, что символизировали вручаемые ей родителями ложка и чашка. Этот обычай получил название "ходить с отвязьем". Молодые так же приезжали в гости не с пустыми руками. В качестве подарка они обычно привозили с собой пряники, пироги- "прощенники", изготовлявшиеся специально для Масленицы. Их пекли с изюмом из пшеничной муки и украшали сверху вензелем. В благодарность за приглашение, молодой часто одаривал родственников жены (тещу и золовку) новыми лаптями. Лапти привозили по целому мешку. Если зять сам не умел плести их, то за него это делали отец и братья.В Рязанской губернии этот обычай называли "пойти в отводы".

На следующий день молодые возвращались домой к свекру, где снова происходило угощение и гуляние.

Присутствию молодоженов в доме придавалось большое значение. За их приездом следила вся деревня. Если в какой-то семье не было молодой пары, то старались пригласить в гости новобрачных родственников или просто знакомых. Их принимали с таким же почетом и вниманием, как и молодоженов из собственной семьи. Усаживали за стол на самое почетное место в переднем углу, а остальные гости размещались с ними бок о бок. Хозяйка усиленно потчевала гостей различными кушаньями, а хозяин вином и пивом (см. Хмельные напитки).

Обязательными считались визиты молодоженов и ко всем, кто принимал участие в их свадьбе. При этом хозяев следовало одаривать пряниками, платками, полотенцами, мылом и пр. Тульские и белевские медовые пряники, вяземские коврижки издавна считались дорогими престижными подарками. На их поверхности часто теснили-"печатали" всевозможные узоры и надписи: "от милого подарок дороже золота", "чин чина почитай, и подарок не забывай", "милости просим нашей хлеба-соли", "за все благости наше низкое челобитьице" (Сказания русского …1990 с.333.). Приезжать без подарков считалось большим неуважением к хозяевам и позором для молодой пары. Те, у кого не было подарков, не ездили в гости и старались не показываться на улице во время праздника.

В масленичную неделю молодые не только сами ходили по гостям, но должны были приглашать их и к себе.

В один из дней, обычно во вторник, зятю полагалось позвать на угощение свою тещу. Накануне вечером он обязан был пойти к ней домой и сделать это лично. Утром следующего дня с повторным приглашением к ней посылали нарядно одетых "зватых". Ими, как правило, были обычно дружка жениха на свадьбе или его сват, но могли быть использованы и другие люди. Чем больше "зватых" приходило за тещей, тем больше уважения и почестей оказывал ей новый молодой родственник. При этом обе стороны - и приглашающая и приглашаемая - одаривали посланцев подарками и деньгами. Приглашали в гости либо со всею семьею на обед, либо более скромно - только на ужин. Первое приглашение считалось наиболее престижным и о нем оповещали всю деревню. Этот обычай был широко известен под названием "тещины вечерки".

Молодая невестка так же, в свою очередь, должна была оказывать знаки внимания родным мужа и приглашала их на следующий день на "золовкины посиделки". Если сестры ее мужа были еще в девушках, то она приглашала своих незамужних подруг. Если золовки были замужними женщинами, то ей следовало пригласить и своих замужних родственниц. Невестке положено было одаривать новых родственниц. Когда все приглашенные собирались вместе, молодуха вместе с ними, на целом "поезде" из праздничных саней, ездила с подарками по золовкам.

Посещения молодоженами родственников во время масленичной недели несли на себе несомненный отпечаток древних ритуальных действий, связанных с семейно- бытовой обрядностью. Они как бы объединяли собой Святки и Масленицу. В период святочных гуляний начинался подбор брачных пар, после этого следовал сезон свадеб, а на Масленицу молодые посещали родню невесты. Во время гостевания молодая чета должна была непременно одаривать хозяев подарками, наибольшую часть из которых составляли продукты земледелия.

Во время приема молодоженов на Масленице главное внимание уделялось наличию обильного и жирного угощения. Совместная трапеза хозяев и гостей за одним столом в данном случае являлась не просто актом насыщения, а представляла собой определенное обрядовое действие, в котором пища служила объединяющим собравшихся началом, позволявшим установить отношения наибольшей возможной близости и гостеприимства. Пища занимала важное место в масленичной обрядности. Она являлась в данном случае как бы знаковым символом, отмечающим рубеж двух важных временных циклов - свободной юности и семейной зрелости. В народной мифологии ,,пища" представлялась магической силой, способствовавшей возникновению состояния жизненного цветения и плодоносящего изобилия. Именно поэтому участие на Масленице в чрезмерно обильном застолье символизировало собой приближение зарождения новой жизни - как в природе, так и в человеческом коллективе. В данном случае, это должно было способствовать успешному исполнению молодоженами их жизненного предназначения - воспроизводству нового поколения.

Соснина Наталия Николаевна

0
 
Разместил: Eduard    все публикации автора
Состояние:  Утверждено

О проекте