Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Рязанская епархия - одна из древнейших епархий на Руси

I. Краткий исторический очерк Рязанской епархии

В лето 6496 от Сотворения мира (988-й год от Рождества Христова) Великий Киевский князь Владимир I Святославич принял святое Крещение в церкви святого Василия, что в городе Корсуни. После этого он взял в жены православную царевну Анну – родную сестру византийских царей Василия и Константина.

Вернувшись в свой стольный град Киев с молодой женой и византийскими священниками, Владимир Красное Солнышко решил Русь окрестить и вместо язычества утвердить на своей земле веру православную.

Вот как об этом великом историческом событии рассказывается в летописях: «…вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ ... Владимир же был рад, что познал Бога сам и люди его, посмотрел на небо и сказал: «Христос Бог, сотворивший небо и землю!.. Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать тебя, истинного Бога, как познали тебя христианские страны ...». И сказав это, приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли языческие кумиры».
После крещения была учреждена от Византийской патриархии Киевская митрополия и епархии в других древних городах Руси, об этом говорится в Симеоновской летописи: «В Руси престоли епископам, елико их суть: 1. Митрополиа Киевская. 2. Великого Новгорода архиепископиа. 3. Черниговская епископиа...».
Первым «Митрополити Русстии от крещениа Владимирова» был Михаил.
Черниговская епархия во главе с епископами была учреждена через четыре года после Крещения в 992 году.

Муромо-Рязанские земли, входившие в состав Черниговского княжества, были в составе епархии.

В 1198 году потомок Владимира-Крестителя Руси Киевский князь Рюрик Ростиславович отдал в жены дочь свою Всеславу рязанскому князю Ярославу Глебовичу, который упросил своего тестя учредить отдельную от Чернигова епархию. В «Истории Российской» В.Н.Татищева повествуется, что «Ярослав, князь Резанский, по согласованию с братьями, просил великого князя Рюрика и Митрополита, дабы область Резанскую от епархии Черниговские отделить и поставить в Резань особого епископа.

И как князь великий соизволил, избрали игумена Арсения, и послали к Митрополиту Иоанну, его же Митрополит поставил сентября 26 дня».
Итак 26 сентября (по новому стилю 9 октября) 1198 года была учреждена новая Муромо-Рязанская епархия во главе с епископом Арсением I.
Спорным является вопрос, где находился центр епархии в Муроме или Рязани. К тому времени Рязанское и Муромское княжества были уже самостоятельными. С одной стороны епархия называлась Муромо-Рязанской. Город Муром один из древних городов Руси, был столицей княжества. Первым муромским князем был еще сын Владимира I Святого Глеб. И по праву епископская кафедра должна была находиться в Муроме. С другой стороны епископа себе просил рязанский князь Ярослав с братьями.

Арсений I правил новой епархией до своей кончины (1213 год). С его именем связано вторичное заложение в 1208 году Переяславля Рязанского, о чем упоминалось подробно во второй главе.

Особо почитается на Рязанской земле святитель Василий I Святой, епископ (1286-1295), которого по праву называют «Рязанским чудотворцем». Монашество он принял в одном из муромских монастырей. В 1284 он был рукоположен во епископа – митрополитом Максимом. Епископская кафедра тогда находилась в городе Муроме. Он был мудрым пастырем, столпом веры, чистоты и целомудрия. Однако злые люди оклеветали праведника. Жители Мурома хотели его убить. Всю ночь епископ Василий молился в Борисо-Глебском храме, а затем в Благовещенской церкви совершил молебен перед чтимой им иконой Муромской Богоматери. Он взял икону на руки и вышел с ней на берег Оки, расстелил на поверхности воды мантию и чудесным образом поплыл на ней против течения. Доплыл он до стольного града Рязани, жители которого радостно встретили епископа. Это событие относится примерно к 1285 году.

Через три года татаро-монголы в очередной раз разрушают Старую Рязань и храмы. По преданию, Василий I опять на мантии и с иконой Муромской Богоматери уплывает по Оке в город Переяславль Рязанский. Здесь он основал новую епископию с кафедрой в соборном храме Святых Бориса и Глеба.

С тех пор (1288 год) епархия стала называться Рязанской и Муромской. Некоторые авторы (Д.И. Иловайский) считают, что это событие произошло позднее в 1355 году при епископе Василии II(1354-1360).

Свыше 390 лет, от основания и до установления на Руси Патриаршества, Рязанская епархия управлялась епископами, которые занимали почётные места в иерархии Русской митрополии. Например, в царствование Ивана Грозного рязанский епископ занимал четвёртое место среди епископов Московской митрополии и девятое место среди всех русских святителей.

В 1589 году при царе Фёдоре Иоанновиче (сыне Ивана IV) на Руси учреждается Патриаршество и Рязанская епархия становится архиепископией (то есть управляется архиепископами).

В 1667 году при царе Алексее Михайловиче Рязанская епархия становится митрополией. Фактически Рязанская митрополия занимала третье место после Патриаршей и Новгродской епархий (количество церквей – 1221)
Назовём имена всех рязанских митрополитов: Илларион (1669-1673), Иосиф IV (1674-1681), Павел Моравский (1681-1686), Авраамий (1687- 1700) и пятый – Стефан (Яворский) (1700-1722). Он достоин особого упоминания.

Стефан (в миру Симеон) родился в 1658 году в местечке Яворово на Волыни, где его наставником был иеромонах Киево-Печерской лавры Варлаам Ясинский. Обучался он в духовных галицких и польских высших иезуитских училищах и получил по окончании звание «учителя словесных наук, философии и богословия», преподавал в родном училище. В 1690 году принимает монашеский постриг с именем Стефан в Киево-Печерской лавре, впоследствии становится игуменом Киево-Николаевского монастыря. В 1700 году Стефан Яворский с рекомендацией В. Ясинского едет в Москву к патриарху Андриану в качестве кандидата на епископскую кафедру во вновь учрежденную Южно-Переяславскую епархию. В Москве на похоронах боярина, фельдмаршала А.С. Шеина игумен Стефан произнёс яркую надгробную речь, которая поразила Петра Первого. Царь предложил ему Рязанскую епархию, где освободилось место после ухода на покой митрополита Авраамия.

Несмотря на отказ, Пётр повелел патриарху Андриану посвятить игумена Стефания (Яворского) в сан митрополита Рязанского и Муромского. Это совершилось 7 апреля 1700 года.

Вскоре после смерти патриарха Московского и всея Руси Андриана митрополит Рязанский Стефан по воле Петра I выполняет еще должность Местоблюстителя Патриаршего престола (то ость исполнял обязанности Патриарха).

Стефан (Яворский) был одним из самых выдающихся церковных служителей, ревнителей чистоты веры православной: он боролся с расколом, сектантством, протестантизмом и суевериями. Для заблудших и нестойких в вере митрополит написал сочинение «Знамения пришествия антихристова» и «Камень Веры». Он не боялся говорить правду в глаза царю, окруженному иностранными протестантами. Но Пётр I очень уважал святителя.

В 1720 году по воле Петра I созывается Собор иерархов, который предложил вместо Патриарха передать управление Русской Православной Церкви постоянному Собору иерархов – Святейшему Синоду. В 1721 году Петр I рассылает послания об учреждении в России Соборного управления церковью Константинопольскому патриарху и первосвятителям других стран.

Президентом Святейшего Синода царь назначил Рязанского митрополита Стефана (Яворского).

Только через 197 лет в России было восстановлено Патриаршество (1918 год).

Особое внимание уделял Стефан подготовке священнослужителей, кадров для государственной работы. С 1701 года он возглавляет, а затем реорганизует Московскую Славяно-греко-латинскую академию.

Как митрополит Рязанский Стефан озабочен был устройством нового Успенского собора, строительство которого закончилось в 1699 году еще при его предшественнике митрополите Авраамии по проекту зодчего Я.Г. Бухвостова. К 1700 году мастера-резчики во главе с Сергеем Христофоровым изготовили иконостас. Стефан заключил подряд с московскими мастерами на заложение гигантского восьмиярусного иконостаса собора, а артель московских художников во главе с Николаем Соломоновым написала иконы для иконостаса. За всё это было заплачено 3.250 рублей.

15 августа 1702 года митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский) освятил собор в честь Успения Пресвятой Богородицы.

По указанию Петра I на епархиальных иерархов возлагалась организация так называемых «цифирных» (арифметических) школ. В 1722 году такая школа была открыта Стефаном в городе Переяславле Рязанском при Симеоновском монастыре. Впоследствии на основе цифирной школы возникли Рязанские духовное училище и духовная семинария.

27 ноября 1722 года Стефан (Яворский) скончался в Москве на рязанском архиерейском подворье. Сам Пётр I приехал из Санкт-Петербурга проститься со святителем. По духовному завещанию Стефана, его похоронили в Рязани в усыпальнице рязанских святителей соборе Архангела Михаила. С его кончиной Рязанская епархия перестала быть митрополией. Она стала вновь управляться епископами и архиепископами.

С мая 1764 года епархия стала называться Рязанской и Шацкой, с октября 1799 года по 1928 год именовалась Рязанской и Зарайской, а с 1929 года и до 1944 года снова называлась Рязанской и Шацкой. С 1944 при архиепископе Дмитрии (Градусове) и по настоящее время епархия называется Рязанской и Касимовской.

На рубеже ХIХ-ХХ веков Рязанская епархия была одной из крупнейших в России. В начале ХХ нашего века (1910-1912) в епархии было: 23 действующих монастыря (10 мужских, 13 женских), 931 православный храм, 56 часовен, протоиереев – 32, священников – 1134, диаконов – 559, псаломщиков – 1093, духовная семинария и духовное училище, 428 церковно-приходских попечительства, богаделен при монастырях – 4, а при церквах – 62, 6 больниц при монастырях, 516 библиотек при церквах.

После революции 1917 года для Русской Православной Церкви наступило трагическое время. Были закрыты монастыри, церковно-приходские школы, – многие храмы были порушены или закрыты властями. В храмах Божиих находились склады, мастерские, учреждения или они разрушались от времени и непогоды. Лишь в немногих храмах совершалось богослужение.
Некоторое оживление церковной жизни началось в конце Великой Отечественной войны и в послевоенное время.

В 1988 году широко и торжественно была отмечена знаменательная дата в истории Отечества – 1000-летие Святого Крещения Руси. После этого изменилась политика властей и государства к церкви. Началось возрождение Русской Православной церкви. Это в полной мере отразилось и в жизни нашей Рязанской епархии.

Вот некоторые факты из жизни Рязанской епархии по состоянию на 1997 год (Журнал «Вышенский паломник», 1997, № 4). Были освящены и начали вторую жизнь 9 монастырей. В числе возрождённых монастырей такие древние как Иоанно-Богословский в селе Пощупове (Рыбновский район), Свято-Троицкий (город Рязань), Рождества Пресвятой Богородицы (посёлок Солотча), а также Вышенская Успенская пустынь и Старочернеевский монастырь (в Шацком районе), число действующих церквей составляет около 280.

Открыты были духовное училище, преобразованное в семинарию, православная гимназия во имя Святителя Василия в городе Рязани, десятки воскресных школ.

В дни празднования 900-летия Рязани (1995) были освящены восстановленные Святые ворота Троицкого монастыря, иконостас Успенского собора, Николо-Ямская церковь, которая теперь является рязанским подворьем Иоанно-Богословского монастыря.

Издаются газеты «Рязанский церковный вестник» и «Благовест», журнал «Вышенский паломник».
В июне 1998 года было отпраздновано 800-летие основания Рязанской епархии. С осени того же года назначен викарий Рязанской епархии епископ Шацкий Иосиф (Македонов).

Рязанская земля также богата и святынями, в разное время явленными по милости Божией. Это снятые иконы Божией Матери: Одигитрия Рязанская, Муромская, принесённая святим Василием, Боголюбская-Зимаровская; Федотьевская, Казанская, Вышенская, Федоровская, находившаяся в Троицком монастыре, Знамения-Корчемная, Споручница грешных в селе Срезнево. Чтимые образы святого апостола Иоанна Богослова, святителя Николая Зарайского и другой образ святителя в селе Ижеславль.

К рязанским почитаемым святым местам относятся благодатные источники близ Иоанно-Богословского монастыря, в селе Собчаково и других местах, где православные христиане с молитвой и верой берут воду и получают пользу для души и тела.

В книге «Рязань православная» перечислен 91 иерарх за восемь веков существования самостоятельной Рязанской епархии от первого её святителя епископа Арсения I до митрополита Симона (Новикова).

Из преемственного ряда рязанских архиереев были уже упомянуты Арсений I, Василий I, Стефан (Яворский). Назовём имена других рязанских подвижников веры и благочестия.
Незаурядной личностью был уроженец города Галича, молитвенник, книгочей, глубокий знаток Священного Писания Иона I Святой. Он много лет был монахом Симонова монастыря в Москве. Его подвижническая иноческая жизнь, начитанность, благочестивость обратили внимание Московского митрополита Фотия; который в 1431 году рукоположил монаха Иону во епископа Рязанского и Муромского. В Рязанской епархии Иона I прослужил более 17 лет, прославился своей миссионерской деятельностью.

15 декабря 1448 года Иона I становится митрополитом Московским и всея Руси. С него начался новый порядок избрания Московских митрополитов Собором русских епископов с согласия великого князя Московского. Исчезает зависимость главы Русской Православной церкви от Константинопольских патриархов.

Скончался Иона в 1461 году, при его гробе происходили исцеления. 27 мая 1472 года мощи митрополита Ионы I были обретены нетленными и положены в Успенском соборе Московского кремля. Причислен к лику святых.

В период «Смутного времени» начала XVII века на Руси стало известным имя архиепископа Рязанского и Муромского Феодорита (1606- 1617).

Архиепископ Феодорит присутствует при избрании и венчании на царство В.И. Шуйского. Участвует в перенесении мощей сына Ивана Грозного царевича Дмитрия из Углича в Москву.

В Рязани Феодорит освящает перестроенный Успенский (ныне Христорождественский) собор. В этот храм 10 июня 1609 года были перенесены мощи святого епископа Василия I от храма Бориса и Глеба.

По его указанию, с чудотворной иконы Феодотьевской Божией Матери в 1611 году были сделаны две копии, одну из которых поместили в церковь села Федотьево, а вторую в кафедральный Борисо-Глебский собор.

В феврале 1613 года архиепископу Феодориту выпала высокая честь – ему поручается с Лобного места на Красной площади в Москве вопросить собравшихся: «Желает ли народ Государя Михаила Феодоровича Романова?» Ответ был утвердительный.

В это время юный царь Михаил Романов со своей матерью инокиней Марфой находился в Костромском Ипатьевском монастыре. В марте 1613 года архиепископ Феодорит в составе послов Земского собора едет в Кострому. В Ипатьевском монастыре послы объявляют Михаилу Федоровичу волеизъявление народа об избрании его царём на Русский престол. Михаил Романов отказался от такой высокой чести. Тогда архиепископ Феодорит с чудотворной иконой Федоровской Божией Матери в руках подошел к царю и возгласил: «Не противься воле Божией, не мы предприняли сей подвиг, но Пречистая Божия Матерь возлюбила тебя, устыдись пришествия Ея», – и благословил Михаила Федоровича Романова на царство. По указанию Феодорита с этой иконы была сделана копия для Рязанского Троицкого монастыря.

Скончался архиепископ Феодорит 10 сентября 1617 года, был похоронен в Архангельском соборе Рязанского кремля. Почитается как местночтимый святой. Ныне мощи святого Феодорита хранятся в храме Сергия Радонежского Рязанского Троицкого монастыря.

Мелетий (Якимов) местночтимый святой (1896-1900).

В миру – Михаил Косьмич Якимов. Родился в 1835 году в селе Немском Вятской губернии, в семье священника. Закончил Вятскую духовную семинарию. В марте 1857 года поступил рясофорном послушником в Успенский Трифонов монастырь, где исполнял обязанности библиотекаря. Некоторое время преподавал в Вятском духовном училище. В 1858 году поступил в Казанскую духовную академию, а через год был пострижен в монашество с именем Мелетий и рукоположен в иеродиакона.

По указу Святого Синода в декабре 1881 года Мелетий назначен на миссионерское служение в Спасо-Преображенский монастырь на Байкале. В 1865 году он представил в духовную академию курсовую работу, за которую получил степень кандидата богословия. Вскоре был рукоположен в иеромонаха с назначением миссионером в Селенгинское бурятском ведомство. За копоткое время в Кударинском стане им было обращено в православие 500 язычников и устроена Петропавловская церковь. Кроме того, в населённых пунктах по реке Мелентий устроил несколько церквей. В 1873 году возведен и в сан архимандрита с назначением начальником Иркутской духовной миссии и настоятелем Ниловой пустыни в Саянских горах. За пять лет им было обращено в Православие 11695 язычников. На этом нелегком и ответственном посту проявил себя не только как проповедник, но и как писатель. В его многочисленных отчетах содержится богатый исторический и этнографический материал.

В августе 1878 года Мелетий рукоположен во епископа Селенгинского, викария Иркутского с исполнением должности начальника Забайкальской духовной миссии. Здесь им было обращено в православие 3956 язычников.

5 июля 1888 года назначен епископом Якутским. На новом месте служения Мелетий ревностно берется за просвещение края, открывая церковно-приходские школы. Для дальнейшего развития этого важного дела владыка организовал епархиальный училищный совет и учредил церковное братство во имя Христа Спасителя. Число школ ежегодно увеличивалось. В Иркутском крае им было построено 14 храмов.

В 1892 года в Вилюйском и Колымском округах для больных проказой (лепрой) Мелетий устроил колонии и лазарет.
В октябре 1896году Мелетий переведен епископом в Рязань. Им написаны и изданы следующие сочинения: «Древние церковные грамоты Восточно-Сибирского края и сведения о Даурской миссии» (Казань, 1875 г.), «Православие и устройство церковных дел в Даурии, Монголии и Китае в XVII и XVIII столетиях» (Рязань, 1901 г.) «Пустынник Варлаам, основатель Иоанно-Предтеченского скита в Чикойских горах за Байкалом» (Рязань. 1901 г.)
16 декабря 1899 года рязанский край посетил знаменитей подвижник Русской Православной Церкви протоиерей Кронштадтского Андреевского собора Иоанн Кронштадтский.
Владыка Мелетий продолжил создание библиотеки Рязанского церковного Древлехранилища, начатой ещё в 1851 году святителем преосвященным архиепископом Гавриилом (Городковым). Он передал из библиотеки Ольгова монастыря в Древлехранилище книги, рукописи, сочинения научного и мессионерского содержания, собранные Гавриилом.
Скончался епископ Мелетий 14 января 1900 года и похоронен в Архангельском соболе Рязанского кремля.

Святитель Мелетий был причислен к Собору Сибирских Святых в 1984 году.

18 июня 1998 года накануне Соборов Рязанских и Сибирских святых были обретены мощи святителя Мелетия – епископа Рязанского и 3арайского. 31 мая 1999 года состоялось прославление мощей святого Мелетия. Мощи его хранятся в Троицком Рязанском монастыре в соборе святого Сергия Радонежского (там же находится мощи Рязанских святых Феодорита и Гавриила).

31 год возглавлял Рязанскую епархию святитель Симон (в миру Сергей Михайлович Новиков). Он родился в Ярославской области 5 февраля 1928 года.

В 1955 году окончил Московскую духовную семинарию, а в 1959 году Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. В декабре 1958 года поступил в число братии Свято-Троице-Сергиевой лавры, 28 декабря того же года наместником Лавры архимандритом Пименом пострижен в монашество с именем Симон. 18 января 1959 года епископом Дмитровским Пименом (впоследствии патриарх Московский и всея Руси) рукоположен в иеродиакона, а в апреле в иеромонаха.

После окончания академии преподавал в Московской семинарии, а затем и в духовной академии. С 1964 года – доцент кафедры византологии. Был инспектором Московской семинарии и Московской академии.

14 октября 1972 года в Покровском храме академии рукоположен во епископа Рязанского и Касимовского. Хиротонию возглавил митрополит Таллиннский и Эстонский Алексий (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II). В 1978 году владыка Симон возведён в сан архиепископа.

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 25 февраля 2000 года преосвященный архиепископ Рязанский и Касимовский возведён в сан митрополита: «Во внимание к усердному служению Церкви Божией Ваше Преосвященство удостаиваетесь возведения в сан Митрополита».

Через 278 лет на Рязанский земле после Стефана (Яворского) появился шестой митрополит Симон (Новиков) и Рязанская епархия вновь стала митрополией.
В связи с возведением святителя Симона в сан митрополита он получил многочисленные поздравления, в том числе от митрополита Минского Филарета, от архимандрита Иоанно-Богословского монастыря Авеля с братией, от Рязанской православной гимназии во имя Святителя Василия, от Рязанского областного комитета защиты мира и областного отделения Российского фонда мира, от газеты «Рязанские ведомости», от православных людей епархии.
Викарий Рязанской епархии епископ Шацкий Иосиф написал: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой и глубокочтимый Владыка Симон!
Примите моё сердечное поздравление с высокой патриаршей наградой – возведением Вас в сан митрополита.
Это заслуженная награда Вашего 28-летнего архипастырского служения на Рязанской кафедре вызывает чувство глубокой радости не только у православно-верующих людей, но и у всех тех, кто знает Вас.
В Вашем лице восстановлено прежнее достоинство Рязанской кафедры, которая после почти 300-летнего перерыва вновь имеет своим главою митрополита.
Желаю Вам, дорогой Владыка, доброго здоровья, неоскудевающей помощи Божией и многих лет служения Церкви Христовой и Отечеству.

С любовью о Господе Иосиф, епископ Шацкий, викарий Рязанской епархии».

5 февраля 2003 года было торжественно отмечено 75-летие со дня рождения митрополита Рязанского и Касимовоского Симона, а в июне того же года митрополит Симон передал Рязанскую кафедру и управление епархией новому владыке – архиепископу Рязанскому и Касимовскому Павлу.

1 сентября 2006 года на 79-м году жизни митрополит Симон (С.М. Новиков) тихо и мирно почил. Добрая, светлая и долгая память о владыке Симоне сохранится не только в сердцах православных Рязанцев, но и всех, кто знал этого подвижника веры и благочестия.

Архангельский собор-усыпальница рязанских иерархов (XV-XVI вв). Фото В.М. Касаткина Солотчинский монастырьРождества Пресвятой Богородицы: святыеворота и надвратная церковь Иоанна Предтечи. Фото Э.Т. Набоковой. Рязанский кремль. Успенский собор и Богоявленская церковь с колокольней. Фото В.М. Касаткина Вышенский Свято-Успенский женский монастырь. Казанская церковь. Фото Е.Н. Каширина из архива В.М. Касаткина Солотчинский монастырь. Угловая башня-часовня. Фоторепродукция с рисунка XIX века. Из архива В.М. Касаткина Солотчинский монастырь. Святые ворота и надвратная церковь Иоанна Предтечи. Фоторепродукция с рисунка XIX века. Из архива В.М. Касаткина Храм Боголюбской иконы Божией Матери Солотчинский монастырь. Соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы. Фото В.М. Касаткина Успенский храм Иоанно-Богословского монастыря Святитель Святой епископ Василий I Рязанский. Фоторепродукция с иконы Е.Н. Каширина из архива В.М. Касаткина Первые русские святые-князья Борис Ростовский и Глеб Муромский (справа). Фоторепродукция Е.Н. Каширина из архива В.М. Касаткина Благоверный великий князь Рязанский Олег (Иаков) Иванович. Фоторепродукция е.н. Каширина из архива В.М. Касаткина Святой благоверный князь Роман Ольгович Рязанский-мученик и страстотерпец. Фоторепродукция Е.Н. Каширина из архива В.М. Касаткина Икона Боголюбской Божией Матери Святитель Феофан Затворник Вышенский Владыка Симон. Митрополит Рязанский и касимовский. Фото Е.Н. Каширина из архива В.М. Касаткина Митрополит Рязанский и Касимовский Симон в парадном облачении. Фото Е.Н. Каширина из архива В.М. Касаткина
0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте