Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Спасём ли Рязанские "Кижи"?

Когда кто-нибудь заводит речь о древних деревянных храмах, некогда украшавших Землю Русскую, многие наши земляки и соотечественники вспоминают, в лучшем случае, сохранившийся до сей поры всемирно известный архитектурный ансамбль «Кижи», расположенный на Онежском озере. Кто-то может отметить, что на Русском Севере есть и другие, ещё встречающиеся в 21 веке, шедевры православного деревянного зодчества, часть из которых, хотя и признана объектами культурного наследия, спокойно доживает свой век на обезлюдевших холодных просторах. Трудно заметить дыхание жизни в этих покосившихся и разрушенных ныне строениях, которыми был усыпан когда-то, в силу своих климатических особенностей, этот регион нашей страны. Но время идёт, и то, что раньше было «маяком» и центром какого-то крупного села, сегодня уходит в небытие вместе с архаичным, как кому-то кажется, образом жизни, придерживающиеся которого люди, ушли ещё раньше.
Это применительно и к нашей Скопинской земле, на которой каких-то глобальных для человечества исторических шедевров нет, но она по-своему красива и уникальна. В районном центре и его окрестностях есть ряд объектов, формирующий неповторимый исторический облик нашего края и заслуживающий как пристального изучения, так и приведения в порядок.
Мы неспроста начали своё повествование с деревянных храмов Русского Севера. Дело в том, что в нашем районе тоже сохранилось нечто подобное, уникальное не только для неё, но и для всего Рязанского края в целом. К сожалению, последние годы этот памятник деревянного зодчества, о котором пойдёт речь, стремительно разрушается, и было бы очень глупо и нелепо в век развития науки и новых технологий окончательно его потерять. Сегодня мы расскажем вам историю Покровского храма села Пупки.
Первое документальное упоминание о церкви в этом селе относится к XVII веку. Окладная книга за 1676 год сообщает, что « при Покровской церкви в Пуповской слободе имеется два двора поповых, церковной пашни в поле по писцовой выписи двадцать пять четвертей, сенных покосов на шестьдесят копен ». В это время приход состоял из села Пупки и деревни Велемья, в которых насчитывалось 122 двора, из них 6 – помещичьих, 43 – драгунских, 64 – крестьянских и 7 – бобыльских. Вообще, населённый пункт, наряду с соседними сёлами, с давних времён находился в числе вотчин Рязанского архиерейского дома. Затем какое-то время Пупками владели беломестные казаки – служилые люди, награждённые за военную службу «белыми землями», то есть не облагаемыми государственным налогом.
Существующее деревянное здание Покровской церкви имеет довольно интересную историю. По данным издания П.И.Малицкого «Приходы и церкви Тульской епархии», которое вышло в Туле в 1895 году, оно было возведено в 1771 году в селе Орловка-Троицкое Епифанского уезда Тульской губернии (ныне с.Троице-Орловка Скопинского района Рязанской области) на средства местного помещика, отставного капитана князя Сергея Никитича Долгорукова и первоначально было освящено в память Святой Варвары. После возведения в Троице-Орловке каменного храма в 1857 году деревянная церковь была продана в село Пупки Скопинского уезда Рязанской губернии, собрана на новом месте и переосвящена. Это было связано с событием, случившимся тремя годами ранее, о котором мы узнаём из рапорта секретаря Рязанской духовной консистории И.Уханова, направленному обер-прокурору Святейшего Правительствующего Синода (от 17 июля 1854 года):
« Благочинный Скопинского уезда села Князева-Займища священник Семён Мизеров при репорте 6 числа минувшего июня его преосвященству Гавриилу, архиепископу Рязанскому и Зарайскому и кавалеру представил донесение причта и церковного старосты села Пупок того ж уезда о том, что 29 мая 1854 года, рано утром на рассвете означенного села Пупок деревянная Покровская церковь с таковою же колокольнею сгорела вся со всею церковной утварью, неизвестно от чего ».
Священник Иван Добролюбов в своём издании «Историко-статистическое описание церквей и монастырей
21.08.14
Рязанской епархии» (1885 г.), которое, кстати, заслуживает отдельного разговора по причине своей уникальности, пишет, что в 60-70-е годы XIX столетия при Покровской церкви было усадебной церковной земли – 3 десятины, пахотной – 44 десятины. В целом, за приходом числилось – 169 дворов, в которых проживали 523 мужчин и 529 женщин. В 1861 году, неподалёку от Покровского храма, в доме местного священника Александра Морозова была открыта церковно-приходская школа, содержание которой обеспечивалось сельским обществом. Ныне от неё сохранилась лишь часть фундамента, да и тот уже трудно различить в кустах и зарослях.
К концу XIX века деревянное здание Покровской церкви обветшало, и его было решено частично перестроить и распространить. В 1894 году Строительное Отделение Рязанского Губернского Правления утверждает план, и соответствующие работы начинаются. В этом деле большую роль сыграла сила воли священника Емельяна Надеждина, который стал настоятелем Покровского храма в 1875 году и за годы своей службы не раз представлялся к различным наградам духовного ведомства. Наконец, в октябре 1895 года все работы были окончены, и церковь освящается малым освящением помощником благочинного первого Скопинского округа священником Дмитрием Соловьёвым. Благодаря усердию сподвижников Православия и лично настоятеля Емельяна Надеждина, оставившего после себя добрую память односельчан, в смутный XX век село Пупки вступило с обновлённым храмом.
Интересно ознакомиться с записью о страховой оценке церкви села Пупки от 21 июля 1910 года, сохранившейся в Российском Государственном Историческом Архиве (г.Санкт-Петербург), которую составляли благочинный, протоиерей В.Константинов, священник села Пупки Емельян Надеждин, священник села Новые Кельцы Пётр Орлов, церкви села Лопатино священник Василий Кобозев и псаломщик Николай Лебедев. В ней указаны интересные и уникальные данные:
« Покровская церковь деревянная, на кирпичном цоколе, снаружи обшита тесом и покрашена масляною краскою, внутри не оштукатурена; покрыта железом, окрашенным масляною краскою. Длина церкви, считая и колокольню, 16 саж., наибольшая ширина 6 саж., высота до верха карниза 7,5 арш.; на церкви имеются две главки; больших окон 19 шт., дверей наружных створчатых, не обшитых железом, 3 шт., внутренних 2 шт., иконостас длиною 6 саж., высотою 15 арш.; церковь не отапливается. Колокольня в 3 яруса, общей высотою до верха карниза 13 арш. Строение хорошо сохранилось. Оценка вместе с иконостасом и колокольнею 6000 рублей ».
Покровская церковь села Пупки, как и многие другие религиозные объекты нашей страны, была закрыта в конце 1930-х гг., её помещение было передано местному колхозу для использования в складских целях. А 13 октября 1937 года на Бутовском полигоне Москвы по обвинению в распространении молитв контрреволюционного содержания, открытой ненависти к существующему строю, недовольстве Советской властью, колхозами и новой конституцией, был расстрелян последний настоятель храма Козлов Владимир Яковлевич.
В послевоенные годы местные коммунистические деятели растащили часть Покровской церкви на брёвна, выломали окна, а образа выбросили в близлежащий ров. Однако, стараниями жителей села и недавно умершей схимонахини Феодосии, часть икон была спасена и отреставрирована. Переданы они были другим храмам уже во времена «перестройки».
В начале 70-х гг. XX века предпринимались попытки сохранить Покровский храм. В частности, в 1971 году решением Рязанского Областного Исполнительного Комитета (№250 от 27.08.1971 г.) он был поставлен на государственную охрану как объект культурного наследия регионального значения. В паспорте, составленном в 1970 году, в частности, говорилось: « Памятник очень интересен. Красива чёткая конструкция. Удачно выбрано место для церкви, стоящей в зелени. Довольно далеко просматривается. Заслуживает интереса ». Однако, несмотря на предпринятые меры и усилия, Покровскую церковь сохранить не удалось, и по состоянию на конец XX – начало XXI века, несмотря на
свою уникальность для Рязанского региона, в котором деревянные храмы дореволюционной постройки можно пересчитать по пальцам, она уже практически разрушена.
Неожиданное продолжение данной истории случилось 21 марта 2011 года, когда в ходе проверки Скопинской межрайонной прокуратурой исполнения законодательства, направленного на защиту объектов культурного наследия, было установлено, что физическая целостность здания Покровской церкви села Пупки сохранена, его техническое состояние – удовлетворительное, что весьма возмутило местную интеллигенцию, и стало своего рода толчком к тому, чтобы, наконец, силами общественности провести противоаварийные работы, дабы окончательно не утратить уникальный памятник истории и культуры.
В 2013 году местными краеведами и иногородними активистами были направлены письма на имя Губернатора Рязанской области Олега Ковалёва и Галине Соколовой, возглавляющей на тот момент Областное Министерство культуры, с просьбой разобраться с ситуацией. В полученном ответе было сказано, что в областном бюджете средств на восстановительные работы нет, а силами общественности, в соответствии с действующим законодательством, их проводить не допускается. По информации Скопинского отделения Рязанского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» и вовсе: « здание церкви не имеет пользователя, право собственности на данный объект культурного наследия не зарегистрировано, инвентаризация не проводилась, технический паспорт отсутствует ».
В то же самое время, широко известен недавний прецедент из соседней Нижегородской области. Местной городской прокуратурой были выявлены бесхозные объекты истории и культуры – церкви в сёлах Нелей и Худошино. Впоследствии, ею были направлены два иска в суд о понуждении местной администрации обратиться в Управление Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области с заявлением о постановке на учёт данных объектов бесхозяйного недвижимого имущества. В аналогичном случае по Покровской церкви села Пупки подобных действий предпринято не было.
Скопинская и Шацкая Епархия Русской Православной Церкви, по причине нехватки финансовых средств, также не в состоянии организовать какие-либо работы. Хотя в двух километрах от Покровской церкви, на территории бывшего стадиона микрорайона Октябрьский, под её эгидой идёт строительство храма-новодела. К сему факту часть общественности тоже отнеслась настороженно.
По состоянию на июль 2014 года, от колокольни Покровского храма отлетел верхний ярус, и сооружение продолжает разрушаться. По сути, дальнейший разговор о восстановительных работах теперь связан с возведением копии здания церкви. Местные и иногородние активисты не теряют надежды сохранить данный объект культурного наследия и создали несколько посвящённых ему страничек в сети Интернет, привлекли внимание к проблеме региональные и федеральные средства массовой информации.

Хочется верить, что история Покровской церкви села Пупки на этой печальной ноте не заканчивается, и всё самое интересное – ещё впереди! Кто знает, может, однажды мы увидим, как блестят на солнце купола возрождённого из пепла храма. И эти события обязательно будут отражены в летописи Скопинского края, которую напишут в будущем наши потомки.

 
Разместил: Олег Алексеевич    все публикации автора


Комментарии

"Творю новое небо и новую землю, а старые не вспомянутся..."
Скопинские телекомпании так и не выпустили ни одного сюжета о Церкви. Более года не выходит в эфир фильм Рязанского Рен-ТВ. а вот кораблинцы взяли и показали! Браво, защитники Храма! Слава героям и гражданам! Позор и "гонтьба" чиновникам, церковникам и прочим лицемерам во власти!

http://sobory.ru/forum3/viewtopic.php?f=10&t=27813

"Творю новое небо и новую землю, а старые не вспомянутся..."
Впору спросить Рязанское небо: а остались на нашей земле ещё священники? Про чиновников говорить бесполезно....Давно мертвы. Как можно объяснить страшное и равнодушное молчание духовных деятелей, не замечающих мольбы во спасение! Группа молодёжи настойчиво пытается спасти Храм....

Действие продолжается. http://skopin.3nx.ru/viewtopic.php?t=869

"Творю новое небо и новую землю, а старые не вспомянутся..."
Крик о спасении пошёл по земле рязанской....почему молчат попы и чинодралы? Где реальный отклик тех, кто тасует финансы, прикрываясь Богом и конституцией?

http://rg62.info/index.php/all-news/item/2268-zabytaya-zhemc...

Может быть нас пишущих уже превели в состав МЧС? Опять требуются сборы подписей в защиту Константинова! Что происходит с Родиной? Как понимать верхнюю власть Рязанщины? Ведь подписан протест генпрокукрору, есть отказ Президента и личная встреча с губернатором....и что же? Это паралич власти?
Васька слушает и ест?
Константиново в опасности! Может нужен "котёл" для всех вандалов в центре России? Началась третья компания сбора подписей и требований к президенту остановить "единороссов"!

http://hraniteli-nasledia.com/articles/proekty/eseninskaya-rus-optom-i-v...

"Творю новое небо и новую землю, а старые не вспомянутся..."

http://http//skopin-city.mirtesen.ru/blog/43915688393/TSerkov-v-Pupkah-budet-spasena!?fb_action_ids=778675895542030&fb_action_types=og.comments

Группа в контакте http://vk.com/pokrovch_restore

Апостол Павел велел, а Матушка Феодосия благословила всех неравнодушных и бодрствующих сердцем и духом скопинцев противиться злому и невежественному, которое стремится ( такова уж его природа) как можно глубже оскорбить наше прошлое, унизить настоящее и лишить будущего. Но, похоже, что творческая интеллигенция края проснулась и делает попытку спасти хотя бы одну стену уникального Храма и памятника деревянного зодчества. Ещё есть надежда, что всем миром, включая главного заинтересованного заказчика ( догадайтесь с трёх раз!) спасти церковку в Пупках...

Надеемся, потому и широко вещаем, включая областное телевидение. Ждём помощи! Как во времена Батыя...

"Творю новое небо и новую землю, а старые не вспомянутся..."

Из инета и друзей группы "Спасения". Надеемся, что именитые земляки, включая телеведущего ОРТ Юрия Николаева и писателя Захара Прилепина, а также все другие сыны земли Скопинской найдут "точку схода" в своих биографиях реальным участием.

"Основной объём здания типа восьмерик на четверике завершается восьмигранным куполом сливающимся с восьмигранной главкой. Купол покрыт лемехом. Главка имеет металлическое покрытие. К основному объему примыкают пятигранный алтарь и трапезная. Церковь стоит на высоком подклете. Основной объем храма освещается тремя ярусами окон. Вход осуществляется с запада (крыльцо не сохранилось). Внутри молитвенного помещения целы перекрытия, стены сохранили следы покраски. Снаружи здание имеет обшивку, сделанную в 2-ой половине
XIX в.

Памятник находится в аварийном состоянии. Значительны утраты обшивки, особенно в нижней части здания. Покрытие купола основного объема обветшало и протекает, что способствует гниению верхних венцов сруба. Стены здания в целом сохраняют прочность."

"Творю новое небо и новую землю, а старые не вспомянутся..."

"Творю новое небо и новую землю, а старые не вспомянутся..."
Продолжение следует. Удивительно, но факт: областная власть составляя реестр памятников, подлежащих охране, что называется, в " упор не видит", как гибнут строения, составляющие золотой фонд Памяти! И церквушка в Пупках - главный укор и приговор их преступной деятельности!

http://skopin-city.mirtesen.ru/blog/43915688393/TSerkov-v-Pupkah-budet-spasena!#42797146368

"..что называется, в " упор не видит", как гибнут строения, составляющие золотой фонд Памяти!"

------------------------------------

На "золотой фонд Памяти", данное строение, ну никак не тянет.

"Творю новое небо и новую землю, а старые не вспомянутся...Не в моих правилах отвечать анониму, но тут дело из разряда "ничего личного". Наш уникальный Храм в селе Пупки не джип или особняк ( предел мечты чиновника средней руки), чтобы тягаться на весах "кто более истории ценен". Наш Храм - жемчужина Рязани, которую нельзя потерять, тем более в эпоху этической дезориентации масс. Чиновники и священники в данном вопросе не правы. А народ, который собирает гроши по всей области, разоряемой чиновниками и коррупционерами от губернатора, всё-таки прав. Потому и быть Церкви восстановленной, а чиновникам найти своё место в этой истории с обратного конца. Все имена будут не раз помянуты потомками.

"Не в моих правилах отвечать анониму,"
------------------------------------

Александр Никульшин, уроженец с. Яблонево, Кораблинский район (Скопинский уезд).

"Творю новое небо и новую землю, а старые не вспомянутся..."

Что такое история, в чем ее задача ? На этот вопрос каждый из нас даст ответ по разному. Одни – будут характеризовать задачу истории как выявление исторических фактов, на которых как на отрицательных так и на положительных, необходимо воспитывать будущие поколения. Наиболее продвинутые скажут, что это наука, изучающая последовательность событий в жизни страны, но и развитие различных слоев общества, чтобы сделать правильные причинно-следственные связи. Другой скажет, что это наука занимающаяся изучением развития общества, (человека, его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей) и организаций в прошлом. В зависимости от уровня образования, мировоззрения каждый из нас смотрит на историю своей малой родины также по разному, но в одном наверно, все будем едины – она должна быть максимально полной, упаси бог писаться под существующую власть и конечно воспитывать патриотизм даже на присутствие в ней негативных поворотов.

"Творю новое небо и новую землю, а старые не вспомянутся..."

Спасибо. Теперь нам проще понять друг друга. Размышления о роли истории в истории человечества можно продолжить, например, когда вновь соберёмся в Кораблинском краеведческом музее. почему бы не поговорить и о том, что история, согласно Вольтеру - читай и плачь! В данный момент я склоняю коллег к чтению. Утеряв Храм, как историческую единицу, мы потеряем во многм и уважение к себе. Потому и верно утверждение философа, что "помимо историков пишется другая история мира". Готов летом этого года предложить вниманию кораблинцев, а среди них есть и мои родственники селяне скопинского района, ряд выставок и бесед на темы актуального восприятия истории, как космософического события: живопись художника-космсиста Бориса Смирнова-Русецкого, Есенин И Рерих в обществе "Краса" (1906-1912), Алтайские тропы рязанских староверов, восточно-прусская операция в именах и лицах рязанцев, резьба по дереву, мир ложки, Кошки, космос прялки и др. Если донесёте эти идеи до директора Н. Фатюшиной, считайте, что наше понимание истории достигнет ещё больших масштабов. С уважением - калининградский скопинец.

"Творю новое небо и новую землю, а старые не вспомянутся..."

Прошлое, настоящее и будущее неразрывны в круге вечности. потому и будем делать то, что должны. Надеюсь, что для того чтобы такие как вы откликнулись и был наш визит выставки в райцентр Кораблино. http://skopin.3nx.ru/viewtopic.php?t=884

Я к сожалению, проживаю очень далеко - Новосибирская область.

Не так далеко, если наметить варианты летних встреч. Есть задумка друзей Церкви и калининградских художников, побывать на Алтае. Это уже ближе, чем Кораблино. Успехов! Надеюсь, что вы примкнули к нашему дерзкому проекту спасения Церквушки!

О проекте