Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Нательный образок 14 века из собрания Кораблинского краеведческого музея.

С.В. Пасынков

В фондах Кораблинского краеведческого музея хранится небольшая нательная металлическая иконка, инв. КП 809.[1] Она была найдена жителем села Семион в урочище «Крутая Межа», расположенного не вдалеке (северо-восточнее) от Толпинского городища. Городище (XI-XVIIвв.) расположено на берегу реки Прони между селами Незнаново и Семион.[2] ВXIXвеке на этом месте находилось село Толпино Ряжского уезда. Письменные источники указывают на Пятницкую церковь «древней постройки», расположенную в центре села, а археологические находки говорят о существовании на этом месте, в домонгольский период, города. До настоящего времени сохранились валы и рвы – остатки его оборонительных сооружений.[3]

Исследования последних лет позволили раскрыть новые страницы в истории Толпинского городища и Пятницкой церкви. В 2010 году в с.Семион, во время строительных работ, обнаружили белокаменную резьбу и барельефы от церкви вмц. Параскевы Пятницы. Как в последствии выяснилось, после разрушения храма в 1935 г., его камни пошли на строительство скотных дворов в колхозе им. Степана Разина.[4]

Рис.1 Нательная иконка «Архангел Сихаил перед святым Сисинием», конец XIV в., Кораблинский краеведческий музей.
Рис.1 Нательная иконка «Архангел Сихаил перед святым Сисинием», конец XIV в., Кораблинский краеведческий музей.

Необходимо отметить, что резьбу на камне аналогичную Пятницкой церкви, мы можем увидеть на Димитриевском соборе XII века г.Владимира.[5] На древность белых камней указали анализ известняка, выполненный Г.Н.Исаковой ( Геологический Институт РАН, г. Москва). Структура камня соответствует веневскому горизонту известняков.[6] В окрестностях г.Венева Тульской области издревле занимались добычей белого камня, а до XV века эти земли входили в Рязанское княжество.[7] Таким образом, старинная иконка из Кораблинского музея является очередным артефактом, раскрывающим и дополняющим древнюю историю Толпинского городища и его округи.

Иконка (рис.1) выполнена из белого металла, арочной формы, оборотная сторона гладкая, сверху петелька, размер (без петли) 16 х 15 мм. В центре композиции изображен сидящий на камне в длинном одеянии человек с нимбом вокруг головы. Его руки протянуты к стоящему перед ним крылатому Ангелу. Ангел так же простирает руки к человеку. Вся композиция заключена в выступающую гладкую рамку. Между рамкой и краем иконки просматриваются шарики, имитирующие зернь.

В научной литературе сюжет на нательной иконке именуется, как «Архангел Сихаил перед святым Сисинием». Аналогичные иконки-привески найдены: в Твери – первой пол.XVв. и старицком некрополе- рубеж XIV-XVвв.[8] В фондах Музея им.Рублева в Москве хранится створка иконы-энколпия XIVв. (рис. 2).[9] Сюжет на ней аналогичен Кораблинской иконке. По мнению А.А.Остапенко (Институт Археологии РАН, г. Москва), находку близ Толпинского городища можно датировать рубежом XIV-XVвв.[10]

Необходимо сказать, что св. Сисиний не вымышленный персонаж народных легенд и приданий. Святой мученик Сисиний служил епископом в греческом городе Кизике, в период царствования Диоклетиана (284-305гг.). Известен св.Сисиний как непримиримый борец с язычеством. Во время гонения на христиан был схвачен и после многих и тяжелых пыток обезглавлен. Память священнномученика Сисиния Кизического отмечается 23ноября (ст.стиль).[11]

Рис. 2 Створка иконы-энколпия «Архангел Сихаил перед святым Сисинием»,  XIVв., Москва, Музей им.Рублева( масштаб не указан).
Рис. 2 Створка иконы-энколпия «Архангел Сихаил перед святым Сисинием», XIVв., Москва, Музей им.Рублева( масштаб не указан).

Что касается Архангела Сихаила, то по каноническим текстам он не известен, а встречается только в апокрифических сказаниях, где выступает победителем бесов. Различные варианты сказания встречаются в греческой, эфиопской, армянской и др. традициях.[12] Основной сюжет сказаний сводится к следующему. Святой Сисиний сидит на Синайской горе. Из моря появляются 12(7) «лихорадок-женщин» («девиц-трясовиц»), посылающих болезни людям. Каждая из них имеет свое имя, по тем мукам которыми они терзают людей: тресея, огнея, озноба и др. Видя демонические существа, св.Сисиний обращается к Богу за помощью. Появляется Архангел Сихаил (по более поздним текстам-Михаил) « в руках держащий оружие пламенное». Бьет демонов, а те клянутся не приходить в дом , где произносится имя Сихаил.[13]

Подобные тексты «Сисиниевой молитвы», в различных интерпретациях, можно прочитать в Новгородских берестяных грамотах: №734 ( XIIв.), №930 (конец XIVв.) и №1022 ( XIIв.). В грамоте №1022, в начале, читается Пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ…» (в современном изложении), а в конце - трижды повторяется имя Сихаил.

Больше информации содержит грамота № 930 (рис.3). По мнению исследователей грамота является частью листа «вырванного из берестяной книги». Текст грамоты следующий :

dsfswe.jpg

Необходимо несколько подробнее рассмотреть имена «девиц-трясовиц», чтобы попытаться понять столь пристальное к ним внимание, нашедшее отражение даже в иконографии. Афанасьев А.Н. приводит славянский вариант их имен: 1- трясея (трясучка); 2-огнея или огненная; 3- ледея (ледиха), озноба; 4- гнетея, от слова гнет, давить, производит рвоту; 5- грынуша, грудина, причиняет хрипоту и харканье; 6- глухея, зкладывает уши; 7- ломея или костоломка; 8- пухнея, дутиха или отекная; 9- желтея, желтуха; 10-коркуша или корчея, т.е. ручные или ножные жилы крутит; 11 - глядея, не дает спать больному; 12 - огнеястра и невея = стар.слав.нава- смерть.

Согласно славянской мифологии эти «лихорадки-трясовицы» приносят людям различные болезни. Чтобы вылечиться или уберечься от этих демонических напастей в дом к больному приглашали священника. Он совершал водосвятный молебен и давал испить больному воду с Креста. При этом произносились следующие слова: «Крест-христианом хранитель, Крест – Ангелом слава, Крест – царем держава, Крест – недугом, бесом и трясовицем прогонитель, Крест рабу Божему(имярек) ограждение.»[14]

Рис.3 «Сисиниева легенда» в новгородской берестяной   грамоте№930, предпочтение 80е-90е гг.XIVв., размер 18,5х7см.
Рис.3 «Сисиниева легенда» в новгородской берестяной грамоте№930, предпочтение 80е-90е гг. XIVв., размер 18,5х7см.

Интересный вариант народной молитвы от «трясовиц» был записан А.Н.Гавриловым в одном из сел Шиловского района Рязанской области : «Во имя Отца и Сына и Святого духа! Окаянные лихоманки, трясовицы-бесовицы! Заклинаю вас Господом нашим Иисусом Христом и Пречистою Владычецею нашей Богородицею, Архангелом Михаилом, преподобным Сисинием и святою Пятницей: побежите от раба Божия (имярек) прочь за глуху полночь, за озеро глубоко, за гору высокую, в пещеру огняну, клетку булатную, под запоры серебряны. От сей же минуты, от сего же часу – Аминь, Аминь, Аминь.»[15]

Имена «сестрам-лихорадкам» даны не случайно. Как уже отмечалось, каждое из них выражает муки больного: огнея - высокую температуру, трясея - сильную лихорадку, ледиха - озноб, пухнея - распухания, вздутия и т.д. Если эти и другие симптомы соединить вместе, то мы получим одну из самых страшных болезней человечества – чуму. Периодически «черная смерть» появлялась в разных регионах земного шара, унося миллионы человеческих жизней. Наиболее катастрофической была эпидемия в Европе в XIV веке. Только в 1348 году погибло 15 млн. человек, почти четверть населения Европы.

Знали о чуме и на Руси. Она периодически вспыхивала в разных городах. В 1378г. в Смоленске погибло всё население. 1388 год - эпидемия чумы в Пскове и Новгороде. В летописях того времени обычными были записи : «мор же бысть зело», «яко не бе кому их погребати».[16]

Вероятно XIV век является не случайным совпадением дат: написания новгородской берестяной грамоты №930, изготовления Толпинской иконки и чумой в Европе и на Руси. Исходя из этих рассуждений можно сказать, что Кораблинский образок со св. Сисинием, как и текст «Сисиниевой молитвы» на берестяной грамоте, призваны были защищать человека, в первую очередь, от чумы.

Литература и примечания.

1. Автор приносит слова благодарности директору Кораблинского краеведческого музея Фатюшиной Наталии Егоровне и главному хранителю Смуровой Елене Николаевне за помощь оказанную в изучении археологических материалов.
2. Археологическая карта России. Рязанская область. Часть третья. М.1996. Стр.19-20.
3. Юрин В.А. Первые письменные упоминания о Пятницкой церкви на Толпино // Материалы восьмых краеведческих чтений памяти протоиерея В.И.Гаретовского. Рязань.2013.Стр.202-203; Самарянов В. Медный крест – складень, случайно найденный на берегу р.Прони близ церкви с.Толпино Ряжского уезда // Труды РУАК. 1889.Т.IV.Стр. 60-62. Коллекция археологических находок с Толпинского городища хранится в Кораблинском Краеведческом музее.
4. Монахиня Мелетия (Панкова), Пасынков С.В. Толпинский храм во имя великомученицы Параскевы Пятницы ( к вопросу о времени его построения) // Рязанский богословский вестник №1 , 2013г. Стр.4-35.
5. Гладкая М.С. Каталог белокаменной резьбы Дмитриевского собора во Владимире. Восточный фасад. М. 2009. Стр.26, 315, 322.
6. Исакова Т.Н., Алексеев А.С., Завьялов С.М., Пасынков С.В., Флоренский П.В. Каменноугольная фораминиферовая биота и её прикладное значение для реставрационных работ белокаменных построек // Объекты палеонтологического и геологического наследия. Кунгур.2013. Стр.27-30.
7. Клянин Р.В. «Веневский цоколь» // Материалы краеведческих чтений. К 75 летию Тульского областного краеведческого музея. Тула. 1995. Стр.37-38; Клянин Р.В. Венев (историко-археологический очерк) // Археологические памятники Москвы и Подмосковья. Часть третья. / Тр. Музея истории города Москвы.- Вып.10.М. 2000. Стр.117-119.
8. Романенко Н.Ф. Образцы Старицкого медного литья // Материалы по истории русского искусства.Т.1.Л.1928.Рис.1,4.; Солдатенкова В.В., Персов Н.Е. К вопросу о бронзолитейном производстве и бытовании некоторых образцов медного литья в одном из кварталов средневековой Твери XV-XVI веков.// Ставрографический сборник. Книга третья. Крест как личная святыня.М.2005. Стр.214, рис.2:5.
9. Русское медное литье. Выпуск 1. Составитель Гнутова С.В. М.1993.Стр.174, №11.
10. Автор благодарит А.А.Остапенко за атрибутацию находки.
11. Христианство. Энциклопедический словарь. Т.2.м.1995. Стр.585.
12. Гиппиус А.А. «Сисиниевая легенда» в новгородской берестяной грамоте // Заговорный текст: генезис и структура. М.2005. Стр. 136, илл.1.
13. Зализняк А.А., Янин В.Л. Берестяные грамоты из новгородских раскопок 2002г. // Вопросы языкознания, №4.М.2003.Стр.8.
14. Афанасьев А.А. Поэтические воззрения славян на природу. Т.3. М.,СПб.2002. Стр.87-94.
15. Материалы любезно предоставлены А.Н.Гавриловым – руководителем Этнокультурного центра «Заряна»( р.п.Шилово). Записано в селе Березово Шиловского района Рязанской области, во время этнографической экспедиции в 2003г., от Новиковой П.Г.(1924г. рождения).
16. Чума // Большая советская энциклопедия. Т.61.М. 1934. Стр.763.

Материалы девятых краеведческих чтений памяти протоиерея В.И.Гаретовского (10-11 июня 2013г.). Рязань, 2014. Стр.6-11.

5
Рейтинг: 5 (1 голос)
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте