Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Мордва

МОРДВА ж. собир.; (МОРДВИНЫ), ед. ч. мордвин м., мордвинка ж., также устар. (МОРДОВЦЫ), ед. ч. мордовец м., мордовка ж. Самоназвания: мокша, эрзя (названия двух субэтнических групп М.). Общего самоназвания у этих двух групп не было. Сравнительно недавно появилось обозначение мокшет-эрзят (букв, «мокшане-эрзяне») «мордва». В последнее время под влиянием русского языка входят в употребление выражения мордвась «мордва», мордватне «мордовцы», мордовский народсь/мордовской народось «мордовский народ». Названия М. в языках некоторых соседних народов: тат. мордвин, собир. мордва, мукша, мухша м. устар.; чуваш, мордвин, мукши, ирзя; удм. мордвин м., собир. мордва, мордваос, ю.-удм. мукшы, устар. таулы; коми-зырян., мордвинъяс; коми-перм. мордва, мордвин; башк. мордва м.; мар. мордва. В венг. mordvin; фин. mordvalainen. В англ. Mordvin, Mordvinian, Mordovian; нем. Mordwine; франц. Mordve, Mordvine. Мордовский народ составляют два крупных субэтноса: мокша и эрзя. Кроме того, известны этнографические группы М.: терюхане (Нижегородская обл.) и кара-таи (Камско-Устьинский район Татарии). М. говорит на двух близкородственных мордовских языках - мокшанском и эрзянском, относящихся к волжской группе финно-угорской языковой семьи. О диалектах мордовских языков см. в статьях мокша и эрзя. Терюхане и каратаи, которых принято в этническом отношении причислять к М., в языковом отношении подверглись влиянию соседних народов. Терюхане уже в конце XVIII в. стали русскоязычными; каратаи говорят на одном из диалектов татарского языка. По данным Всесоюзной переписи населения 1989 г., в РФ проживают 1 072 939 чел. М. (93 % всех М. б. СССР), из них 68,97 % считают родным язык своей национальности, 30,83 % -русский язык, 0,2 % - другие языки. Основная территория М. - Республика Мордовия (313 420 чел. или 27,2 %) со столицей г. Саранск; проживают также в др. областях РФ (Нижегородской, Самарской, Оренбургской, Пензенской, Ульяновской, Саратовской, Челябинской и др.; в Татарии, Башкирии и Чувашии), в Казахстане, Узбекистане, на Украине.

Мордовские племена начали формироваться с 1-го тыс. до н. э. на территории Волго-Окского междуречья. В 1 -м тыс. н. э. основная территория формирования мордовской народности, видимо, находилась в западной, приокской части этого обширного ареала, откуда М. постепенно распространялась на юго-восток и отчасти на восток. В нач. 2-го тыс. н. э. М. уже расселилась в бассейнах рек Мокша, Цна и в среднем и верхнем течении Оки. В эту эпоху М. на западе граничила с восточнославянскими племенами; в низовьях Оки - с родственными М. племенами - мещерой и муромой (не сохранились как отдельные финно-угорские этносы); на севере, за Волгой - с марийцами; на востоке, за Сурой -С волжскими болгарами; на юге - с кочевыми тюркскими племенами. Первоначально, после выделения М. из финно-угорских племен Среднего Поволжья, она развивалась как единый этнос. Однако в ходе исторического развития М. в VII в. н. э. произошло разделение М. на два племени или союза племен, которые населяли две смежные, но относительно обособленные территории. Мокша занимала территорию в басе. Мокши и Цны, эрзя - в среднем течении Оки. В этнической истории М. большую роль сыграли контакты с др. народами. Уже с VII в. начинается проникновение на мордовские земли славянского, а позже русского населения. Этот процесс шел двояким образом: путем мирной крестьянской колонизации и путем княжеских завоевательных походов. В период татаро-монгольского нашествия приток русского населения на мордовские земли почти прекратился, но возобновился уже в XIV в. и резко усилился в XVI в. после падения Казанского ханства в связи с вхождением М. в состав Русского централизованного государства. Значительную роль в истории М. сыграли и контакты с хазарами (VII-X вв.), волжскими булгарами (Х-ХШ вв.), татаро-монголами (XIII в.). Так как территория М. находилась между Булгарским государством и русскими княжествами, М. была вовлечена в сферу взаимоотношений булгар и русских. Мордовские князья находились в вассальной зависимости от русских либо от булгар. Тяжело отразилось на М. монгольское нашествие, разорявшее мордовские земли. В период владычества татаро-монголов обособилось племя мордвы-каратаев; по-видимому, их предки жили в Булгарском государстве и переселились в нынешние места их расселения из Заволжья. Живя длительное время среди татар, они утратили мордовский язык, однако в их самоназвании «мукча» (из «мокша») отразилась память об их мордовском происхождении. В результате феодальных захватов и переселения русских крестьян в земли М. сложилось самое северное мордовское племя - терюхане, которое к сер. XIX в. почти совершенно обрусело. В силу особенностей этнической истории М., положения ее земель между могущественными соседями для М. были характерны миграции, в особенности в южном и юго-восточном направлениях. В XVI в. по этой причине почти исчезло .мордовское население на Оке, вокруг г. Арзамас (древнего центра расселения М.-эрзи) и в др. районах, некогда заселенных М. Переселенцы большей частью оседали в Поволжье. Так, к сер. XVIII в. завершилось расселение М. в Пензенско-Саратовском крае; М. осваивала также Заволжье. На протяжении XVI-XIX вв. большая часть М., стремясь избежать крепостной зависимости и насильственной христианизации, создавала огромное количество новых мордовских поселений восточнее Волги по течению Иргиза, верхнему течению Самары, среднему течению Утки и дальше к Уралу и Сибири. Чересполосное расселение отдельных групп М., разделение этнических территорий М. по нескольким губерниям, политика насильственного обрусения «инородцев», проводимая царскими властями, приводили к торможению процесса консолидации М., развития ее национального самосознания и национальной культуры. После революции 1917 г. это затрудняло и создание Мордовской республики. Поэтому вопросы мордовской государственности решались поэтапно от создания национальных административно-территориальных единиц в губерниях и областях РСФСР, где проживало мордовское население, до образования Мордовской АССР (с 25. 1.1994 г.-Республика Мордовия).

Этноним «мордва» впервые упоминается в VI в. н. э. в сочинениях готского историка Иордана (в форме Mordens). Название встречается в X в. у Константина Багрянородного (Mopdia), в западноевропейских письменных источниках XIII в. (Morduanorum, Mordani, Morduynos, Morduinos и т. п.). В русских летописях XI-XII вв. название выступает в собирательной форме («...а по Оце реце, где потече в Волгу... моръдва свой язык...»), сохранившейся в русском языке до сих пор. По-видимому, этноним «мордва» в древности относился главным образом к эрзянскому населению. Это название не употреблялось самой М., а было дано ее соседями. Исследователи определили ирано-скифское происхождение этнонима «мордва» -он был заимствован в значении «человек», «муж», «мужчина», ср. др.-перс. Martiya, новоперс., тадж. mard «мужчина». Та же основа присутствует и в наименованиях других финно-угорских народов - удмурт, мари, а также в заимствованной лексике этих языков, ср. удм. мурт «человек»; коми-зырян, морт «то же»; фин. marras «смертный, умирающий», «мужской» (в ботанической номенклатуре). В русском языке слово «мордва» содержит элемент -ва, объясняемый учеными по-разному Он может иметь значение собирательности (ср. рус. татарва и т. п.). Согласно другой гипотезе (исторически и фонетически неточной), иранское название М. возникло у восточных славян через посредство готского языка (ср. гот. Mordans, Mordens) из древней формы *Мордонс < *Морды; эта форма закономерно дала форму Мордва (-в- отражает окончание косвенных падежей). И, наконец, есть еще одно мнение: в древнеиранском языке был аналогичный суффикс -Owa со значением собирательности, поэтому возможно, что этноним мордва, полностью объясняемый из иранских языков, попал в уже «готовом» виде на русскую почву. О происхождении самоназваний М. см. в статьях люкша и эрзя. Название «терюхане» - территориальное (те-рюшевская мордва - от нас. п. Терюшево). Самоназвание каратаев «мук-ча» восходит к этнониму «мокша». Название «каратаи» относится к локальной (смешанной эрзя-мокшанской) группе М., подвергшейся сильному татарскому влиянию. Оно топонимического происхождения: от названия с. Каратаи (которое, в свою очередь, образовано от гидронима Каратаи).

Агеева Р. А. КАКОГО МЫ РОДУ-ПЛЕМЕНИ? Народы России: имена и судьбы. Словарь-справочник. М.: Academia, 2000. - С. 216-220

Весьма вероятна значительная древность этого имени, которое, безусловно, принадлежит к тому же кругу этнических названий, что и многие другие, относящиеся к финно-уграм, вроде следующих: меря, мурома, мари, (уд) - мурт (мурт - «человек»), (коми.) - морт (морт - также «человек»). По-видимому, в какой-то период жизни степей южной России здесь получил широкое распространение термин «мер»-, «мар»- в различных звуковых вариантах (благодаря огромной разноплеменности), означавших одно и то же: «смертный», «человек», «муж». В самом мордовском языке мы находим соответствующее слово в форме «мирьде» - муж (мордва отражает древнюю форму слова «мирде», близкую к коми «морт» и удмуртскому «мурт» - человек). Поэтому можно думать, что все финно-угорские народы Поволжья (включая Оку и Каму): мордва, марийцы, удмурты, коми, мурома, меря - носили названия, имеющие единый общий смысл «человек», «муж».

Попов А. И. Названия народов СССР. - Л-д., 1973. - С. 102 - 105
Любомудров Н. Исследования о происхождении и значении имени Рязань. -М., 1874
Мокший И. Ф. Мордва Рязанского края. // РЭ. - Рязань, 1999. - Т. 1. - С. 633, 634

Мордовия (имеется в виду республика Мордовия - Бабурин А.) названа по этнониму мордва. Этноним упоминается с VI в. (у Нордана mordens). Фантастические этимологии из иран. мордхвар (людоеды) и связь с андрофагами Геродота не имеют никаких оснований (Vasmer-REW, II, С. 157). На фонетических натяжках построены этимологии «люди суши» (из мортма) или «люди воды» (из морт ва)а т. п. По А. И. Соболевскому, окончание -ва «несомненно славянского или даже ли-тославянского происхождения» основа древнеиран. морд «человек» с прибавлением сюда же коми и удмурт, мурт «человек» (ИОРЯС, 27, 1924, С. 287,288). Этноним нуждается в дальнейшем исследовании.

Никонов В. А. Краткий топонимический словарь. - М., 1966. - С. 275.

0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте