Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Рязанская губерния в 1812 году. Глава "Помощь жителям занятых неприятелем губерний".

Помощь жителям занятых неприятелем губерний.

(Спасибо пользователю dpopov за перевод главы в текстовый формат!)

Когда, по освобождении России от неприятеля, начали стекаться на свое пепелище жители, то многие из них не нашли на месте никакого имущества. Многие были совершенно разорены. Многие оставались без крова и куска хлеба.

Ценность сожженного и расхищенного неприятелями имуществами не поддается никакому точному определению. По одним западным губерниям она определена примерно:

По Гродненской...32. 535. 616 р.
Виленской...19. 273. 007 р.
Минской...34. 186. 976 р.
Витебской...39. 942. 110 р.
Могилевской...33. 497. 764 р.
Белостокской...77. 777. 321 р.

Итого...160. 212. 794 р.[1]

Правительство старалось оказывать пострадавшим всякие пособия из государственного казначейства. Прибывавшим из занятых неприятелем губерний чиновникам выдавалось жалованье. Кроме того их велено было помещать преимущественно на открывшиеся вакансии. Выходцев крестьян, из которых некоторые очутились в отдаленнейших местностях, размещали по казенным селениям и определяли им денежное вспоможение по примеру существующего положения о крестьянах, переселившихся из малоземельных губерний в многоземельные на взрослого по 15 к., на малолетнего по 7 1/2 коп. в сутки[2]. Св. Синод 18 сентября 1812 года сделал распоряжение о том, чтобы епархиальные архиереи замещали прибывшими священно-церковно-служителями из занятых неприятелем губерний праздные места в удаленных от военных действий губерниях.

Рязанский архиепископ Феофилакт, проживая в Петербурге, получил о сем указ синода 19 сентября за № 4135[3], в Рязани же от него этот указ в консистории, как видно по помете, получен только 9 октября. "Святейший Синод, по случаю выехавших из Могилевской епархии духовного звания людей, имея рассуждение, что по нынешним военным обстоятельствам могут подобно оным выезжать и из других епархий, смежных с Могилевской, то дабы доставить таковым, лишившимся своих мест возможные пособия предлагал преосвященному, если в епархию Рязанскую будут являться духовного звания люди из епархий занятых военными действиями, таковых принимая определять до рассмотрения на поразжия по их званиям и желанию места. В случае же неимения оных, а при том и недостаточного их состояния представлять св. синоду, который по рассмотрению своему и не оставит делать таковым надлежащие пособия"[4]. Во всех губерниях были учреждены для попечения о выходцах комиссии под надзором губернаторов, вице-губернаторов, предводителей и прокуроров. Для каждой комиссии открыт был в казенных палатах кредит в 10. 000 р. и для пополнения средств выставлены при церквах кружки для добровольного подаяния.

Комиссии обязаны были приводить в известность нуждавшихся в помощи скитальцев, изыскивать и употреблять все средства для поддержания их, размещая их по городам и селениям и предлагая им, не пожелает ли кто вступить добровольно в военную службу на время войны с тем, чтобы по окончании ея возвратиться в дома свои, а если помещики оставят крестьян на службе, зачитать их за рекрутов. При том подтверждено было отнюдь никого не принуждать к службе[5].

В Рязани комиссия для сбора пожертвований на разоренных от неприятеля начала свои действия в октябре месяце. 24 октября 1812 года об открытии ея губернатор извещал вице-губернатора[6], правящего должность губернского предводителя[7] и губернского прокурора[8].

Вот для предоставления этим комиссиям средств "к самонужнейшим пособиям" Св. Синодом определялось учредить при церквах особые кружки "для добровольного на сей предмет подаяния"[9].

Кроме того, особенно поручалось губернаторам войти в сношение с епархиальными архиереями "дабы монастыри епархий их приняли в свое призрение некоторых из сих лишенных пристанища жителей, особенно же престарелых, немощных и малолетних"[10].

В Рязанской духовной консистории указ Св. Синода от 15 ноября 1812 г. за № 5266 об этом через преосвященного Феофилакта был получен 10 декабря. В нем предлагалось "все получаемые по кружкам деньги обращать в казенные палаты, а из оных уже доставлять вспомоществование в комиссии по требованиям их".

Но еще до этого указа в присутствии консистории было заслушано отношение губернатора об установлении на этот предмет при церквах кружек[11]. В журналах консистории под 28 октября 1812 года записано: "слушали: отношение г. губернатора И. Я. Бухарина о заведении при церквах Рязанской епархии кружек для сбора доброхотного подаяния на счет вышедших из занятых неприятелем мест людей по приготовлению для жительства их в монастырях каковых либо келий и о прочем. Приказали: о заведении таковых кружек для прописанных выходцев и о заготовления для жительства их в монастырях келий, сочиня особый протокол для рассылки куда следует, предложить к подписанию".

В журнале отношение губернатора приведено очень кратко. Консистория, по-видимому, с ним согласилась. Но преосвященный Феофилакт, когда журнал был ему представлен, не во всем согласился с мнением консистории.

Относительно учреждения кружек при церквах Рязанской епархии Рязанский губернатор назначил, чтобы сборы по кружкам (таковое подаяние) из всех церквей и монастырей доставляемы были священно-церковно-служителями посредством духовных правлений и консистории через каждые две недели[12].

Но Рязанский архиепископ Феофилакт, находя такое положение отяготительным, мнением своим положил: "1-е) предоставить усмотрению начальства учредить кружки в таких местах, исключая монастыри, где, по вероятности, ожидать можно значительного подаяния, как то: при церквах градских всех вообще, при сельских же, кои имеют большие приходы или чудотворные иконы, также при тех церквах, где бывают ярмарки и нарочитые базары; 2-е) подаяние из кружек вносить в казначейства чрез каждую треть года, или, по крайней мере, чрез половину трети, т. е. по прошествии двух месяцев; 3-е) по окончании назначенного срока делать из кружек выемку священно-церковно-служителям со старостою церковным при чиновнике с гражданской стороны, которому и поручить как прием подаяния, так и взнос оного в казначейство с тем, чтобы в приеме даваемы были от него священно-церковно-служителям надлежащие расписки; впрочем, будет обязанностью священно и церковнослужителей, чтобы они и словом, и примером своим, возбуждая в прихожанах чувства христианского человеколюбия а сострадания к несчастным, споспешествовали умножением подаяния и охраняли бы оное от всякого злоупотребления; 4-е) по отдаче гражданскому чиновнику под расписку его подаяния, доставлять священно и церковнослужителям к благочинному, а ему в духовное правление, оному же в консисторию донесения о количестве подаяния, чиновниками принятого; консистория же по срокам будет доставлять сведение о сем гражданскому правительству для надлежащего соображения". А так как сие распорядительное положение преосвященного Феофилакта заключало в себе и отмену положения Рязанского губернатора, то оно было представлено на благорассмотрение Св. Синода[13].

Собственно оказывались противоречащими распоряжениям губернаторов мнения двух епископов, кроме Рязанского еще Петербургского митрополита Амвросия. Последний приказал, чтобы "все Петербургской губернии духовные правления и благочинные в непосредственном ведомстве ее состоящие, ныне же при всех соборах и церквах, кроме мало приходных и безприходных, яко церквей таких, которые не имеют никаких посторонних доходов и где бы кружка была без всякой пользы, учредили и поставили оные в приличных местах с принадлежащею для добровольных на оный предмет подаяний надписью. Учредя же и запечатав кружки настоятелей соборов и церквей печатями, препоручить в непосредственное наблюдение церковных старост, кои сверх печати, имея оные за своим ключом, по примеру свечной и прочих церковных кружек в доставлении сих новых от С.-Петербургских Соборов и церквей в учрежденную здесь комиссию чрез каждые две недели, а по иногородним местам чрез городничих и земские суды в уездные казначейства, настоятели и старосты имеют сообразоваться во всем вышепрописанном положением г. губернатора с тем однакож, чтобы городничие и земских судов члены вынимали оное от старост под свою расписку; для чего в соборах и церквах иметь на сие особые тетрадки за скрепою по листам и печатью благочинных; при каких же именно соборах и церквах, сверх С-Петербурга заведены будут оные кружки, о тех правления и благочинные представили бы в консисторию ведомости. Такое мнение преосвященный, утвердив, дополнил тем, дабы духовные правления и благочинные, где будут кружки учреждены, предварительно уведомили бы от себя городничих и земские суды[14].

Синодом оба сии мнения были представлены обер-прокурору Синода кн. А. Н. Голицину с тем, чтобы он вошел в сношение с главнокомандующим в С-Петербурге об единообразном по всем губерниям распоряжении относительно учреждения по епархиям кружек[15].

Обер-прокурор просил, чтобы по отношению учреждения кружек при церквах был установлен петербургский порядок. А порядок в Петербурге по установлению главнокомандующего состоял в следующем. В Петербурге церковным старостам предоставлялось право принимать в комиссию кружки чрез каждые две недели, из церквей же уездных городов должны были вынимать деньги из кружек городничие при священниках и старостах и отсылать в уездные казначейства, а в отдаленных от города церквах предоставлялось эту повинность возложить на земские суды, каковые обязаны были ежемесячно таким же образом вынимать из кружек деньги и доставлять их в уездные казначейства для обращения в казенные палаты.

Так в центральных учреждениях шел еще спор о том, как и куда направлять собранные по кружкам деньги. А на местах уже шла живая работа помощи пострадавшим от разорения.

14 ноября общим присутствием Рязанской казенной палатой было заслушано представление Рязанской комиссии о людях, выходящих из мест, занятых неприятелем, о выдаче ей 2 500 руб. И казенная палата, "вследствие учиненного в названной комиссии 8 числа ноября положения", выдала для поддержания существования людей, вышедших из мест, занятых неприятелем, просимую сумму из ассигнованного министерством 10 тыс. кредита[16].

По донесениям городничих и земских исправников оказывается, что вышедшие из разоренных неприятелем губерний люди жили во всех городах Рязанской губернии. Об них были собраны комиссиею полные списки[17].

С 15 ноября стали поступать пожертвования, собранные по кружкам. В первые две недели, как видно из журналов духовной консистории, поступали сборы:

См. Таблицу.

С 11 декабря опять стали поступать незначительные суммы за вторые две недели.

В уездах пожертвования вносились непосредственно в казначейство. По некоторым благочиниям пожертвования эти поступали очень слабо. 2 декабря благочинный Спасский иерей Георгий доносил о том, что к нему поступили пожертвования только из двух сел. Консистории видимо это не понравилось. Ею было предписано благочинному принять все меры к возможно большему собранию денег[18].

Затем, когда Спасской Пронской Пустыни строитель иеромонах Анастасий уведомил, что у него в пустыни в течение двух недель ничего не поступило в кружки, консистория предписала строителю, чтобы "он всячески старался о сборе в пользу разоренных неприятелем жителей пожертвований и доставил оные в консисторию в срок "[19].

17 декабря Власовский благочинный иерей Никита уведомил консисторию, что по ведомству его в церквах в кружках с 15 ноября по 1 декабря не оказалось ни копейки[20].

Поп Никита был удивительный человек. Выше видели мы, что и по исполнению Высочайшего манифеста о сборе пожертвований на ополчение поп Никита оказался таким же нерадивым. До 19 августа он ограничился только отпискою, что пожертвований от священно-церковно-служителей, как от лица церквей, так и собственно от себя, вещей никаких не оказалось; деньги же за отсутствием некоторых священно-церковно-служителей и старост церковных в рассуждении теперешней рабочей поры за не собранием еще не представляются[21]. Тогда консистория приструнила иерея Никиту и он, правда через полтора месяца после 12 августа, представил сразу 760 р. 18 к.[22]

Точно также и по получении от иерея Никиты донесения о том, что в церквах его ведомства в кружках никакого сбора на разоренных от неприятеля жителей не оказалось, консистория определила: "наистрожайше подтвердить указом, чтобы он предпринял все меры, назначив особых людей для сбора на разоренных людей"[23]. Были и такие недоразумения, что казначейства отказывались принимать собранные деньги. Так 13 декабря 1812 года были заслушаны в консистории сообщения Ряжского и Михайловского духовных правлений, что местные казначейства не принимают от них денег, собранных в учрежденную комиссию[24].

Конечно, о таких действиях казначейств консисториею было сообщено в комиссию, а последнею донесено в казенную палату.

Кроме того некоторые монастыри изъявили согласие на размещение в своих стенах людей, потерпевших разорение от неприятеля. Например: а) Богословского монастыря игумен Смарагд уведомил, что он в монастыре может принять 4 человека[25], б) настоятель Раненбургской Петропавловской пустыни Мелхиседек находил возможным разместить 5 человек[26], в) игуменья Явленского девичьего монастыря Елисавета заявила, что она согласна принять в монастырь неимущую поручицу Анну Попешневу с 4 дочерьми[27]. Рязанский архиерейский дом и Спасский и Троицкий монастыри отказались принять кого бы то ни было из людей, не имеющих пристанища по случаю разорения от неприятеля, потому что архиерейский дом занят семинаристами, а Троицкий и Спасский монастыри покоев, способных к помещению, не имеют[28].

По имеющимся в нашем распоряжении данным трудно точно установить, сколько было собрано в Рязанской губернии на жителей разоренных губерний денег, но их собрано, по-видимому, не особенно много. За разное время по журналам казенной палаты значатся в поступлении от церквей: так например, по журналу 21 декабря 1812 года записано, что собранных по кружкам при всех церквах Рязанской епархии и монастырям на вспоможение людям, вышедшим из мест, занятых неприятелям - 254 р. 92 к.[29] 3атем в январе прислано из кружек, собранных по всем церквам и монастырям 268 р. 9 коп.[30] В феврале поступило от Рязанского духовного правления 41 р. 13 к.[31]

В марте месяце 1813 г. по духовному ведомству состоялось новое постановление по поводу кружечных сборов на жителей, разоренных от неприятеля губерний. Поводом к тому послужил вышеприведенный указ Синода от 30 марта 1813 г. за № 1324, коим были установлены новые сроки для представления поступивших в кружки денег.

Заслушав этот указ Синода в своем присутствии, консистория разослала по всем благочинным и монастырям указы такого содержания[32]:

"Указ Его Императорского Величества Самодержца Всероссийского из Рязанской духовной консистории Ольгова монастыря строителю иеромонаху Мефодию с братиею. Духовная консистория, слушав присланное в оную из комиссии о людях, выходящих из мест, занятых неприятелем, сообщение, при котором, приложив с предписания г-на главнокомандующего в С. П. Б. Сергея Козьмича Вязмитинова копию, в коей изображено: г-н обер-прокурор Св. Синода сообщил мне, что Синод во отвращение затруднения, встретившегося по некоторым епархиям, при вынимании денег из кружек, учрежденных по церквам для добровольных подаяний в пользу разоренных от неприятеля и предоставлении оных в казенные палаты, признал за нужное, чтобы везде по епархиям при учреждении сих кружек поступаемо было единообразно и согласно с распоряжением, сделанным по С. П. Б. епархии. Распоряжения же сии состоят в следующем: 1-е. Кружки учреждаются при всех соборах и церквах кроме малоприходных и безприходных, где то есть не бывает посторонних доходов. 2-е. В С. П. Б. церковные старосты имеют принимать таковые кружки в особо учрежденную для сего комиссию чрез каждые две недели. 3-е Из церквей в уездных городах состоящих вынимают деньги городничие при священниках и старостах и отсылают в уездные казначейства, а в отдаленных от города церквах предоставлено земским судам ежемесячно таким же образом делать из кружек высыпку денег и доставлять в уездные казначейства для обращения в казенные палаты. 4-е. Кружки должны быть за печатями настоятелей соборов и церквей и поручаются в непосредственное наблюдение церковным старостам, кои сверх печатей имеют их за своим ключом. 5-е. Городничие и земских судов члены, вынимая из кружек в назначенное время деньги, дают в приеме оных церковным старостам расписки на каковой конец велено завести особую книгу, требовала о учинении в согласность прописанного постановления по Рязанской епархии распоряжения, и о сделании на кружках, для сего заведенных, таковой надписи "в пользу разоренных от неприятеля". Приказали: с изъяснением оного требования комиссии и правил в распоряжении министерства полиции постановленных, во все здешней епархии монастыри, пустыни, духовные правления, в кафедральный Успенский собор и ведомства консистории к благочинным послать указы, поставив оным местам и лицам в обязанность: 1-е, чтоб на заведенных во всех монастырях, соборах и приходских церквах для сбора в пользу разоренных подаяний кружках сделаны были надписи в пользу разоренных от неприятеля; 2-е, чтоб таковые кружки были содержаны всюду за печатями в монастырях и соборах настоятелей, а в приходских церквах священников и поручены в соборах и церквах старостам, а в монастырях из послушников всякой веры достойным людям, которые должны иметь кружки за ключом и наблюдением своим. 3-е, чтоб находящиеся здешнего города Рязани при соборе и церквах старосты церковные, а при монастырях исправляющие должность сию, на основании помянутого распоряжения 2-го пункта вносили сии кружки с собранным подаянием в здешнюю комиссию, чрез каждые две недели, и в приеме денег требовали расписок, которые и хранили при церквах впредь для сведения. 4-е, что поелику собираемые по уездным градским и сельским церквам в кружки деньги по 3-му пункту распоряжения предоставлено вынимать из тех кружек по городам городничим, а по селам земским судам ежемесячно, то посему священно и церковнослужителям и церковным старостам самим до высыпки таковых денег из кружек не касаться, а по прибытии в церкви городничих или земских чиновников быть при той высыпке и счете денег и в приеме оных требовать расписок, записывая число сбора и выдачу в нарочно заведенные для сего при церквах книги и 5, наконец, откуда из церквей и сколько из каждой будет взято городничими и земскими судами, а из здешних церквах внесено в комиссию денег, о том на основании прежде посланных из консистории во все места от 26 октября 1812 года указов каждомесячно рапортовать в консисторию без упущения"[33].

После сего по журналам казенной палаты значатся поступления по церковным кружкам 22 апреля - 360 р. 17 к.[34] и 10 сентября - 441 р. 25 к.[35]

Десятитысячный кредит от министерства финансов был использован не весь полостью. В разное время из него в распоряжение комиссии о людях, выходящих из мест, занятых неприятелем, было из казенной палаты получено: 2 500 р. 14 ноября[36], 2 500 р. 27 ноября[37], 500 р. 24 декабря[38].

Затем в 1813 году выдано под расписку письмоводителя комиссии о людях, вышедших из мест, занятых неприятелем кол. рег. Запольского - 17 января 500 р.[39], 4 февраля - 500 р.[40], 5 марта - 500 р.[41], 16 мая-500 р.[42], 30 июня—500 р.[43]

Всего, таким образом, по Рязанской губернии комиссиею из 10 тысячного фонда на вспомоществование разоренным использовано 8 тысяч рублей.

Примечания:

  1. Мих. Данилев. Полн. собр. соч. т. V, стр. 465.
  2. Там же.
  3. Архиепископ Феофилакт был членом синода и находился в это время в Петербурге.
  4. Арх. Ряз. Журн. кон., кн. св. синода за 1812 г.
  5. Мих. Дан. соч. т. V, стр. 465 - 466.
  6. По вход. реестр. канц. Ряз. гражд. губ. 1812 г. № 7549.
  7. Там же, № 7650.
  8. Там же, № 7551.
  9. Арх. Ряз. дух. кон. Кн. указов Св. Синода 1812 г
  10. Там же.
  11. По исх. реестр. канц. Ряз. гражд. губ. 1812 г. Отнош. губернатора к архимандр. Спасскому Антонию. 24 октяб. 1812 г. № 7594.
  12. Арх. Ряз. дух. кон. Из указа Св. Синода от 30 марта 1813 г. № 1324.
  13. Арх. Ряз. дух. кон. Из указа Св. Син. от 30 марта 1813 г.
  14. Там же.
  15. Там же.
  16. Арх. Ряз. казен. пал. Журн. общ. прис. казен. пал. 1812 г., ноябрь, стр. 202.
  17. По вход. реестр. канц. Ряз. гражд. губ. 1812 г. № 4516.
  18. Арх. Ряз. дух. кон. Журн. 1812 г. за 2 декабря
  19. Там же. Журн. 1812 г. за 13 декабря.
  20. Арх. Ряз. дух. кон. Журн. 1812 г. за 17 декабря.
  21. И. И. Проходцов: Рязан. губ. в 1812 г. ч. I, стр. 554.
  22. См. И. И. Проходцов: Ряз. губ. в 1812 г. ч. I, стр. 554.
  23. Арх. Ряз. дух. конс. Журн. 1812 г. за 17 декабря.
  24. Арх. Ряз. дух. конс. Журн. 1812 г. за 13 дек.
  25. Там же. Журн. 1812 г. за 15 ноября.
  26. Там же. Журн. 1812 г. за 20 ноября.
  27. Арх. Ряз. дух. кон. Журн. 1812 г. за 27 ноября.
  28. Там же. Журн. 1812 г. за 25 ноября.
  29. Арх. Ряз. казен. пал. Журн. общ. прис. 1812 г. декабр. 24 числа, стр. 451.
  30. Там же. Журн. 1813 г. янв. стр. 383.
  31. Там же. Журн. 1813 г. февр. стр. 82.
  32. Привожу по сохранившемуся указу в архиве Рязанского Ольгова монастыря.
  33. Архив. Ольгова монастыря. Указ от 24 марта 1813 г. за № 1264.
  34. Арх. Ряз. казен. пал. Журн. общ. прис. казен. пал. 1813 г. 22 апр. стр. 187.
  35. По исход. реестр. канц. Ряз. гражд. губ. 1813 г. № 4172.
  36. Арх. Ряз. каз. пал. Журн. общ. прис. казен. пал. 1812 г. нояб. стр. 202.
  37. Там же, стр. 362. Деньги выданы под расписку уездного стряпчего Иванова.
  38. Там же. Журн. 1812 г. за декаб. стр. 452. Выданы под расписку Иванова.
  39. Арх. Ряз. казен. пал. Журн. общ. прис. каз. пал. 1813 г. янв. стр. 215.
  40. Там же. Журн. 1813 г. февр. стр. 20.
  41. Там же. Журн. 1813 г. март. стр. 34.
  42. Там же. Журн. 1813 г. май стр. 219.
  43. Там же. Журн. 1813 г. июнь, стр. 500. Деньги выданы под расписку уездного стряпчего Иванова.

Рязанская губерния в 1812 году преимущественно с бытовой стороны. Материалы для истории Отечественной войны.

0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте