Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Экономическое значение проведения линии Черусти - Рузаевка через г. Касимов.

Подг.: Дм. Анохин., 2010 г.

Проектируемая обществом Московско-Казанской железной дороги линия Черусти —Рузаевка (368 верст), начинаясь у ст. Черусти, Люберцы — Арзамасской ж. д., в дальнейшем своем направлении к ст. Рузаевка, Московско-Казанской ж. д., пройдет мимо города Касимова в 8 верстах и пересечет р. Оку около г. Елатьмы.*)

Если, действительно, магистральная линия проектируемой дороги обойдет город Касимов, то для местной экономической жизни, центром которой он служит, это будет равносильно удару, нанесенному в сердце.

Поэтому необходимо при решении вопроса о направлении указанной линии с полным вниманием выслушать голос местной жизни и объективно оценить представляемые ниже данные и соображения в пользу направления линии Черусти— Рузаевка на город Касимов.

В течение более сорока лет Касимовское земство и городское управление настойчиво стремятся к проведению железной дороги к г. Касимову, ясно сознавая все огромное значение ее для развития производительных сил уезда.

По каждому поводу, дающему надежду на осуществление заветной мечты о железной дороге, земство и город неустанно ходатайствуют о проведении рельсового пути к Касимову. Но до сих пор железнодорожные проекты или не осуществлялись почему-либо, или же рельсовые пути пробегали вдали от города.

Благодаря отсутствию железной дороги, естественные богатства края остаются в значительной степени неиспользованными. А между тем, местный край, сравнительно, богат полезными ископаемыми — известняками и железными рудами.

В силу той же причины огромные лесные богатства края эксплуатируются не в полной мере.

Сельское хозяйство, торговля и промышленность задерживаются в своем развитии, и население, как сельское, так и городское, испытывает тягчайшие затруднения в своем передвижении, тогда как население уезда, благодаря сильно развитым отхожим промыслам, отличается чрезвычайной промысловой подвижностью.

Особенно же остро сказывается отсутствие железной дороги на местной промышленности и торговле, которые имеют огромное значение в экономике края.

По промышленному развитью Касимовский уезд занимает в губернии третье место, уступая первенство Егорьевскому и Рязанскому уездам. Величина основного капитала (стоимость строений и внутреннего оборудования фабрик и заводов), вложенного в промышленные предприятия Касимовского уезда, составляет более 4 милл. руб. Годовой оборот промышленных предприятий, находящихся в одном лишь Касимовском уезде, равняется не менее 5 милл. рублей.

Местная торговля тоже играет крупную роль в экономической жизни края. Общий оборот торговли одного лишь Касимова достигает солидной цифры — 13 милл. рублей.

Но в настоящее время фабрично-заводская промышленность Касимовского уезда не только не развивается, но отмечается упадок ее, как, напр., в кожевенном и железоделательном производствах. Одной из главных причин этого является отсутствие железной дороги. Если в период навигации для сбыта продуктов и подвоза сырых материалов фабрично-заводского производства имеется относительно удобный и дешевый водный путь — р. Ока, то с закрытием навигации касимовский промышленный район ставится в крайне неблагоприятные условия по отношению к рынку, а в период весенней и осенней распутицы он почти совершенно отрезан от рельсовых путей. Благодаря этим условиям, оборот промышленного капитала совершается медленнее, чем то могло бы быть при наличности железнодорожного транспорта.

Из вышеизложенного видно, насколько важно для экономического развития местного края проведение железной дороги.**)

В частности, для г. Касимова соединение рельсовой линиею с сетью железных дорог является главным основанием для дальнейшего экономического и культурного его роста. Без железной дороги торгово-промышленная жизнь города не только не может развиться до уровня, который соответствовал бы естественным богатствам и экономическим условиям края, но творческие силы прогресса — торговый и промышленный капиталы — в значительном размере уйдут из местной жизни и тем самым сильно ослабят ее. Это явление уже наблюдается в последние годы.

Но город Касимов в настоящее время все же представляет из себя крупную величину в экономическом отношении и является источником жизнедеятельности обширного района. Поэтому было бы глубоко несправедливо при проектировании железнодорожной линии не пойти на встречу его насущным интересам.

Город Касимов расположен на левом высоком берегу реки Оки; число жителей в нем равняется 17 тыс. Город имеет 3 пароходных пристани, отделение государственного банка, средне-техническое училище, мужскую и женскую гимназии, 9 мужских и 6 женских низших школ.

Касимов, как указано, служит экономическим центром обширного района, состоящего как из своего уезда, так и соседних — Елатомского и Меленковского.

Число торговых заведений в Касимове равняется 254. Общий оборот торговли города достигает, как уже отмечено выше, 13 милл. рублей. Город ведет оживленные торговые сношения с Москвою, Нижним-Новгородом, Рязанью и некоторыми южными рынками.

Грузооборот Касимовской пристани за навигацию составляет более 2 милл. пудов.

Гужевой транспорт города Касимова тоже весьма значителен.

Представление о развитии промышленности дает число фабрично-заводских заведений и размер основного капитала (здания и оборудования предприятий — машин и проч.), вложенного в промышленные предприятия.

Если взять г. Касимов и пригородные волости, то ценность промышленных заведений здесь составляет около 2 1/2 милл. рублей (из них на Касимов приходится 1.600 тыс. рублей). Годовой оборот промышленных заведений, находящихся в г. Касимове, составляет, приблизительно, 5 милл. рублей.

В городе имеется ряд крупных промышленных предприятий. Так, здесь находятся льно — и пенько-прядильная фабрика торгового дома "Андрея Зайцева С-вья", годовое производство которой равняется 1 милл. рублей, несколько мерлушечных заведений, годовой оборот которых составляет 800 тыс. руб., 3 лудильных завода с общим оборотом более 150 тыс. руб., 10 кожевенных заводов, годовой оборот которых равняется 500 тыс. руб. В городе же находится казенный винный склад.

Все это красноречиво свидетельствует, что город Касимов является значительным торгово-промышленным центром.

Отсюда ясно, какое значение имеет проведение железной дороги к городу Касимову для дальнейшего его экономического развития. В этом — вся будущность города.

Таким образом, проектируемая железная дорога Черусти — Рузаевка идет на встречу настоятельной потребности края в железной дороге и безусловно послужит могучим фактором развития производительных сил. Но чтобы названная дорога полностью отвечала этой цели, магистральная линия ее должна пройти через город Касимов.

Вопрос о направлении линии Черусти — Рузаевка на город Касимов рассматривается здесь исключительно с экономической точки зрения, хотя нужно заметить, что серьезных технических затруднений направление проектируемой линии на Касимов не встретит.

Нельзя усмотреть возражений против указанного направления дороги и с точки зрения общей цели проектируемой линии — ее транзитного значения, так как направление линии на гор. Касимов могло бы быть сконструировано в техническом отношении так, чтобы это не удлинило общего протяжения линии.

Проведение же дороги вдали от г. Касимова, хотя и на сравнительно близком расстоянии (8 верст), будет иметь для экономической жизни города крайне неблагоприятные последствия. Неизбежным результатом этого явится искусственное создание нового торгово-промышленного центра у ближайшей к г. Касимову станции проектируемой дороги, что, безусловно, ослабит экономически г. Касимов.

Из истории железнодорожного строительства можно было бы привести ряд примеров в подтверждение этих опасений.

Далее, неизбежным результатом обхода г. Касимова железнодорожной линией явится отвлечение значительного количества речных грузов от Касимовской к Елатомской пристани. И роль крупного распределительного товарного центра, каковым в настоящее время является Касимов, будет значительно сокращена.

Оставаясь в стороне от железной дороги, гор. Касимов по-прежнему будет нести излишние накладные расходы на своем грузообороте, по-прежнему будет задерживаться темп его торгово-промышленной жизни.

Вот что неизбежно ждет гор. Касимов, если он будет обойден проектируемой железнодорожной линией.

Конечно, если бы обход Касимова рассматриваемой линией был объективно неизбежен, с этим пришлось бы примириться. Но в действительности этого нет. Можно решительно утверждать, что интересы самой дороги Черусти—Рузаевка должны направить ее линию через город Касимов, так как это увеличит грузооборот дороги до весьма значительных размеров.

Ослабляя же экономически гор. Касимов обходом его, проектируемая дорога тем самым задержит рост производительных сил всего района, крупным экономическим фактором которого является город Касимов.

Возможно, однако, что против притязания г. Касимова на магистраль проектируемой дороги будет указано, что в таком же положении, как Касимов, находится и г. Елатьма, который тоже может выставить аналогичные соображения и данные в пользу направления пути на Елатьму.

При проектировании железнодорожной линии выбор того или иного направления определяется, при прочих равных условиях, возможным грузооборотом той или другой местности. В этом отношении и следует произвести сравнение Елатомского и Касимовского районов.

По данным министерства торговли и промышленности за 1910 г., приведенным в его издании "Торговля и Промышленность Европейской России по районам" (выпуск III, Московская промышленная полоса) экономическое соотношение Елатомского и Касимовского районов представляется в следующем виде: показатель экономической силы Елатомского района равен 16, а Касимовского — 97. Число торговых предприятий и оборот их в первом районе составляют 169 предпр. на 612 т. рублей, во втором — 391 предпр. на 3.422 т. рублей. По промышленности Елатомский район характеризуется 17 предпр. на 366 т. рублей, Касимовский — 46 предпр. на 2.131 т. рублей. Если взять для сравнения только города районов, то получится: в г. Елатьме 61 торговое предпр. с оборотом на 349 т. р., 4 промышленных предпр. на 7 т. руб., грузооборот пристани по отправлению — на 266 т. пуд., по прибытью — 261 т. пуд. Для г. Касимова соответствующие данные таковы: число торг. предпр. — 259 на 3.151 т. р., промышл. предпр. — 37 на 1.956 т.р., грузооборот пристани отправлен. — 825 т. пуд., прибыт. — 1.029 т. пуд.

Позднейшие данные вполне подтверждают указанное соотношение по экономической силе городов Елатьмы и Касимова.

Отсюда ясно, что если бы вопрос о направлении линии проектируемой дороги ставился, при прочих равных условиях, в зависимости только от экономической силы рассматриваемых районов и их городских центров, то решение его в пользу г. Касимова не подлежит сомнению.

Вышеприведенные соображения и данные позволяют сделать нижеследующий вывод.

Жизненные интересы города Касимова и его района настоятельно требуют, чтобы проектируемая линия Черусти—Рузаевка прошла через город Касимов.

Только при этом условии вполне будут обеспечены развитие производительных сил края и экономическая будущность города Касимова.

С. Середа.

*) "Линия Черусти-Рузаевка". Изд. общества Московско-Казанской ж. д. Москва. 1913 г.
**) Более подробные данные и соображения по этому вопросу приведены в записке С. П. Середы, изданной в 1911 г. Касимовской земской управой, "Экономическое значение проектируемаго подъездного пути от г. Касимова к Люберцы-Арзамасской ж. д."

«Вестник Рязанского губернского земства» № 12, 1913г.

0
 
Разместил: Референт    все публикации автора
Состояние:  Утверждено

О проекте