Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Почто-телеграммы о чрезвычайных происшествиях в округе в ходе коллективизации

Почто-телеграммы Рязанского окротдела ОГПУ Председателю окрисполкома о чрезвычайных происшествиях в ходе коллективизации
22-26 февраля 1930 г.

26—27 февраля 1930 г.

№ 6007

26 февраля 1930 г.

22 февраля с.г. в с. Соловьяновке, Кадомского района, обнаружена листовка, наклеенная на школе, следующего содержания: «Да здравствует революция. 14 февраля 30 г. долой большой человек за здравствует престол». Написано грамотно от руки. Ведется разработка.

Начальник Рязокротд. ОГПУ (Извеков)

ГАРО, ф. Р-5, оп. 2 (вн. 1), д. 5, л. 315.

Заверенная копия

№ 6009

26 февраля 1930 г.

В дополнение к почто-телеграмме от 23/ІІ-с.г. № 5931(1) сообщаем: несмотря на требования массы с. Тума открыть церковь, местные организации создали комиссию по проверке церковного имущества и 24-го февраля комиссия пришла в церковь, своим поведением оскорбляя чувства верующих: вошли в головных уборах, курили и т.п. В результате возмущенные крестьяне в количестве до 500 человек (часть из окрестных 7—8 селений) подойдя к зданию РАО стали разбирать забор и требовать выдать им ключи от церкви. При попытке РАО разогнать эту толпу, были избиты 4 милиционера. Раздавались крики: «бей стекла, выпишемся из колхоза, поломаем замки, но церковь не отдадим, умрем за веру православную». Волнение длилось в течение 2-х часов и толпа разошлась только когда были выданы ключи от церкви.

Нач. Рязокротдела ОГПУ (Извеков)

ГАРО, ф. Р-5, оп. 2 (вн. 1), д. 5, л. 312.
Заверенная копия
------------------------------------------------------

(1) Не публикуется.

№ 6020(1)

26 февраля 1930 г.

26 февраля Ряжский РАО разрешил церковному старосте села Ново-Еголдаево (церковь в Еголдаеве закрыта) собрать общее собрание верующих и в разрешении указал, что церковь закрыта неправильно. Спустя некоторое время по набату собралась толпа около 1500 человек крестьян, которые требуют общего собрания по вопросу возвращения церкви. На место командирован сотрудник Окротдела.

Начальник Рязокротдела ОГПУ (Извеков)
-------------------------------------------------------------------

(1) Послана также Председателю окружной Контрольной комиссии ВКП(б) и Секретарю Окружкома партии.

№ 6021(1)

26 февраля 1930 г.

В дополнение к почто-телеграммам № 5931 и 6009 сообщаем: в связи с возбуждением масс в с. Туме — по ряду окрестных селений данного района наблюдаются случаи массовых выступлений:

1) В дд. Тырино и Сосино утром 25/II были организованы массовые демонстрации, доходившие количеством крестьян до 150 чел., слышались возгласы: «долой колхозы».

2) В дер. Извеково и Ардоново 26/II-с.г. с 8 до 12 часов толпа в 250 человек ходила по селу с белым флагом (платок на палке), из толпы кричали: «долой колхозы, долой Советскую власть», руководителем данной демонстрации является беднячка Уткина Мария, участница выступления в с. Туме.

3) В с. Колтуки 25/II во время богослужения уполномоченным Астаховым арестован священник, что послужило причиной массового недовольства на Соввласть, в соседней деревне — Сергеевке подано сразу 51 заявление о выходе из колхоза.

4) В Туме 25 февраля из окрестных селений прибывали группы по 30 человек и требовали не отбирать молочный и мелкий скот, слышались выкрики: «возвратить священника Остроумова и не касаться церкви». На собрание в Нардом идти отказались и разошлись только после заверения Секретаря Райкома ВКП(б), что «коров отбирать не будут и церковь не закроют».

Недовольства вызваны нетактичными поступками местных органов власти.

Нач. Рязокротдела ОГПУ (Извеков)
------------------------------------------------------------------

(1) Послана также Председателю окружной Контрольной комиссии ВКП(б) и Секретарю Окружкома партии.

№ 6033

27 февраля 1930 г.

В дополнение к почто-телеграммам №№ 5931, 6009 и 6019(1): по селениям Тумского района продолжают отмечаться возбужденные настроения. Д. Извеково Тумского района. 26 февраля в 8 часов утра сельисполнитель АЛЕШИН прислал в сельсовет с. Артемово записку, в которой просит прибыть предсельсовета Жильцова в Извеково для разъяснения крестьянам, последние собрались толпой и кричали: «долой колхозы». Крестьянки Устинова — беднячка, Меныдова Ксения — середнячка, муж которой осужден за растрату, Склочкова Наталья — жена кузнеца-середняка, Роткина Марфа — отец и сестра раскулачены, сама быв. кулачка, Базарова Мария — середнячка, зять раскулачен, ходили по домам и стучали со словами: «кто не желает быть в колхозе, выходите на улицу». Члены сельсовета и комсомолец направились в Извеково, но выйдя из с/совета, около школы увидели пришедшую из села Извекова толпу до 150 человек с белым флагом на высоком шесту, которая кричала: «долой колхозы, долой Советскую власть» и, обращаясь к подошедшим членам с/с и комсомолу, закричали: «не подходите, все равно разорвем», Члены сельсовета побежали на ж.д. разъезд 79, после чего к толпе присоединились артемовцы — человек 200 и все вместе двинулись по улице села Артемово. Остановившись у дома уполномоченного РИКа Феднева (член ВКП(б)), кричали: «давай его сюда, мы с ним расправимся», но не найдя его (был в Туме), постояв немного, приглашали с собой в село Извеково артемовцев, которые проводили последних до конца села и, вернувшись, разошлись. Извековцы организованным порядком с флагом пошли к себе.

С. Спирино, 26-го февраля, около 9 часов утра к сельсовету стали подходить толпами женщины, человек по 10, а через полчаса собралась толпа до 150 человек. Предсельсовета пытался уговорить толпу, но последняя не расходилась и требовала ключи от церкви, закрытой месяц тому назад по постановлению общего собрания граждан, и грозили разгромить сельсовет. Предсельсовета закрыл сельсовет на замок, а сам вышел и сказал: «валите, если думаете громить, я его закрыл, за последствия отвечаете вы», но сельсовет не разгромили и предсельсовета не тронули. На место скоро явился Пред. РИКа, у которого также требовали ключи, совершенно не давая ему говорить, были крики: «долой колхозы, выписывайте нас из колхозов, строите колхозы под насилием и т.д.» Главным заправилой был быв. церковный староста — середняк, колхозник-пьяница, ранее не был принят в колхоз как церковный староста, а затем по уходе его из церковного совета был принят. В этом селе семь раскулаченных, которые участия не принимали — сидели дома, за исключением жены одного из них (фамилия неизвестна). Толпа требовала восстановить эту женщину в избирательных правах. После беседы Пред. РИКа, толпа требовала выдачи ключей, и в то время, когда Пред. РИКа уехал, она продолжала быть на улице, разошлась только через час после его отъезда.

Дер. Ветчаны. 26-го февраля утром собралась толпа женщин до 100 чел., ходили по деревне с криками: «долой колхозы», демонстрация проводилась в знак протеста против ареста попа села Куршы Грацианско-го 24/II, арестованного бригадиром по неизвестным причинам.

Начальник Рязокротдела ОГПУ (Извеков)

ГАРО, ф. Р-5, оп. 2 (вн. 1), д. 5, л. 420-421.
Заверенная копия
-----------------------------------------------------------

(1) Не публикуется.

Публикация: Л. Виола и др. «Рязанская деревня в 1929-1930гг.: Хроника головокружения. Документы и материалы»/М.:РОССПЭН, 1998г., № 66.

0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте