Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Село Ижеславль, Михайловский район

Мало кто знает, но нечто подобное Китежу или Антлантиде есть всего в сорока минутах езды от Рязани. Это местечко называется Ижеславль. Это был город старинный и прекрасный, он упоминается еще в «Повести о разорении Рязани Батыем». Уже в ХIII веке он исчезает с лица земли словно и не было его никогда. И, может быть, в память ему дается название селу, что расположилось недалеко от исчезнувшего города. Но простер Господь над этими местами длань Свою.

Судите сами. Недалеко от Ижеславля есть святой источник. Появился он, по преданию, на месте главного храма древнего города в 1237 году, когда подошел к нему Батый. Храм ушел под землю от осквернения. И вышла из этого места вода.

Издавна знали об этом источнике по городам и селам. И сюда, в Ижеславль Михайловского уезда, не прекращалось паломничество. Советское время людей охладило, испугало, паломников стало меньше. Но те, кто бывал в Ижеславле, рассказывают о чудесном. Скажем, если наклониться к воде источника поближе, можно услышать, как идет церковная служба, благовестят колокола. Так вода рассказывает, что у Бога все живы.

Манит в Ижеславль и еще одно чудо. В Христорождественской церкви, рядом с алтарем, в нише, стоит дивная, почти в человеческий рост, деревянная фигура Николая Чудотворца.

Образ этот остался невредимым, когда в 1859 году сгорела деревянная Христорождественская церковь. Во время ее восстановления деревянный образ перенесли в Михайлов. Но, как только на пепелище поднялся обновленный храм, неведомыми путями св. Николай Чудотворец вернулся на свое прежнее место. Приезжающих в Ижеславль поражает взгляд Угодника Божия. В какую бы сторону храма ни пошел человек, взгляд скользит следом.

Как и до революции, в наше время к образу стремятся люди. Раз в год, 28 июня, выносят святого Николая Чудотворца на носилках из храма. И люди, приезжающие со своими хворями (особенно много здесь людей с нервными заболеваниями), стараются пройти под носилками. А потом, избавляясь от болезней, приезжают к образу с благодарностью.

Кстати, день этот - 28 июня - третий праздник Николая Чудотворца, отмечается только в Ижеславле, так как согласно церковному календарю, дней памяти святого Николая - два. И установлен он в память об избавлении этих мест от холеры, причём избавлении с помощью чудотворного образа.

Распростерлась благодать Божия в этих местах на людей. Жил в Ижеславле старец Иван Михайлович. Прозорливый был, молитвенник. Чувствуя близкий час преставления, сказал тем, кто рядом был: «Пусть люди ко мне на могилку ходят и землю берут».

Стали люди ходить на могилку. И поражены были; землица-то целебной оказалась. Дошло до того, что приезжие за лето всю ее с могилки разбирали. А местные жители вновь насыпали, и земля вновь набиралась чудесной силы.

Аксенова С. Был град Рязанский Ижеславль. // Эфир. (Рязань). - 1997. - 9 января

Любопытно, что одна из версий происхождения названия упоминаемого в начале статьи града Китеж, производит это название от марийского кют- в сочетании с суффиксом -еж- «сохраненный», «хранимый», «сторожевой».

Русская ономастика и ономастика России. Словарь. / Под редакцией академика РАН О. Н. Трубачева. – М., 1994. - С. 106

В Михайловском районе есть легенда, передающаяся из поколения в поколение, будто стояла здесь церковь над рекой Проней. Когда же татаро-монголы захватили наш край, жгли и убивали все живое, ушла эта церковь вместе со всеми богатствами, что там были, в землю, и больше так ее никто не видел. На этом месте, где якобы стояла церковь - углубление. Спустишься в этот овраг - услышишь как бы удары колокола.

Степанова М. Городища. //Звезда. (Михайлов). - 1994. - 14 апреля
Аксенова С. Михайловский Китеж. /Благовест. (Рязань). -1996. - №1. -январь

Существует и другой вариант этой легенды. Пришел Батый на русскую землю, много горя принес, много деревень пожег, много людей погубил. Быстро продвигалось Батыево войско, да весть о его приближении впереди летела. Узнал народ в Ижеславле, что скоро и к ним гости непрошеные пожалуют, и взмолился Богу, чтобы не допустил поругания над ним. И когда подошли татары к месту, где должен был быть город, глядят; а на том месте огромное озеро, в котором отражается Ижеславль. Говорят, услышал Бог молитвы и спрятал город на дне озера. (Смотри оз. Святое у с. Борки (черта г. Рязани)).

Бабурин А. Запись со слов местных жителей. Запись сделана 9 января 1988 г.

«Татары разорили часть Ижеславца, а другая часть на дно реки Прони ушла. Вот почему там слышен постом и на пасху звон колокольный».

Соколова В. К. Исторические предания рязанской области. // Литературоведческий сборник - Рязань, 1972. - С. 53

«Это поселение носило название городка Андрея Лешпана, и на месте его стоял некогда город Ижеславец, в 1237 году, вместе с Пронском, разрушенный Батыем. С тех пор с. Новорождественское называется еще у местных жителей Ижицким или Жиславскими выселками; более же принятое в окрестностях название этого села, Жислав».

Баранович М. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба: Рязанская губерния. - СПб., 1860. - С. 544

В ХІХ веке село имело ряд наименований: Новорождественское, Жиславские (Ижицкие) Выселки, Жислав, Ижеславль.

Монгайт А. Л. Рязанская земля. - М., 1965. - С. 136

На месте сушествующего ныне с. Ижеславля существовал старинный Рязанский город Ижеславль, разоренный Батыем в 1237 г. Другое название села - Новорождествино. Известно, что в селе некогда существовала деревянная Христорождественская церковь (с 1871 г. каменная того же храмонаименования).

Ист.-стат. описание церкв. и монастырей. - Зарайск, 1884. -Т. 1.- С. 332

В старину на расстоянии двух верст от села находился древний город Ижеславль, разоренный Батыем в 1237 г., который и дал название поселению.

Было у Ижеславля и другое название - с. Новорождественское; оно получило его после того, как где-то в 1780 г. сюда в большом количестве выселились обыватели Рождественской слободы г. Михайлова и перенесли с собой церковь Рождества Христова.

Материалы для историко-статистического описания церквей и приходов в Рязанской епархии. // Ряз. епарх. ведом.. - 1892. - № 15. - С. 662

Ижеславское городище (урочище), на левом берегу р. Прони, от Михайлова вниз по ее течению в 12 верстах, в направлении к Пронску неподалеку от сс. Хавердова и Новорождественского. Здесь существовал старинный рязанский город Ижеславец или Ижеславль, разоренный Батыем в 1237 году вместе с Пронском. В припр. кн. 1616 года упоминается пустошь Жеславские-Луги, показанная за рч. Курмышевкою. Городище в устах народа называется просто Жеславль.

Н. Л-в. Местногеографические древности в Рязанской губернии. // Ряз. епарх. ведом., Прибавление. - 1874. -М 2. - С. 35

Село возникшее на месте старого города (XVI в.) Ижеславец или Изяславль, называется Жеславль (Новорождествено).

Россия: Полное географическое описание нашего отечества. - СПб., 1902. - Т. 2: Среднерусская черноземная область. - С. 401

Предполагают, что свое название село получило по имени князя Изяслава, которому было предназначено сие удельное княжество. Оно существовало наряду с Рязанским и Пронским.

Канонников Д. Городище. //Звезда. (Михайлов). - 1992. - 20 февраля

В слове два корня: - «иже» - который и «слава» - то есть «который славен».

Бабкин М. ГАРО Ф. Р - 5039. Оп. 1, Д. 225, Л. 12

Местоимение иже, яже, еже - кой, который...

Даль В. Толковый словарь. – М., 1989, -Т.2.- С. 10

...Современное с. Ижеславль и однокоренные предшествующие названия, по всей вероятности, связаны с именем древнего рязанского г. Ижеславец, который упоминается в «Повести о разорении Рязани Батыем». Возможно, что этот же город отмечается в «Списке русских городов дальних и ближних» под именем Ижеславль. Такое объяснение происхождения названия села подтверждается наличием вблизи него Ижеславльского городища, которое относится к числу наиболее значительных археологических памятников Рязанского княжества. Топоним Ижеславлъ имеет различные истолкования. М. Н. Макаров соотносил его с диалектным словом ижевое - «очевидное, видимое», то есть Ижеславль - это «Видославль», населенный пункт, красуюшийся на открытом месте. Наличие такого диалектного слова представляется сомнительным В. И. Далю. Вряд ли соответствует действительности также предположение, что в топониме имеются два корня: иже -«который» и слава, то есть получается «который славен». Наиболее вероятна версия В. А. Никонова и В. П. Нерознака, согласно которой топоним представляет искаженную передачу названия Изяславль (от древнерусского имени Изяславль). Ср.: Изяславль в Полоцкой и Волынской землях.

Бабурин А. В., Никольский А. А Ижеславль. // Топонимич. словарь Ряз. обл. - Рязань, 2001. - Вып. 1. - С. 89. 90
Бабурин А. В., Никольский А. А Ижеславль. // Топонимич. словарь Ряз. обл. -2-е изд., перераб. и доп. - Рязань, 2004.
Бабурин А. В., Никольский А.А. Ижеславль. //РЭ. - Рязань, 2002. -Т.З.-С. 247
Воздвиженский Т. Исторические и археологические достопамятности по Рязанской губернии. // Исторический, статистический и географический журнал, или Современная история света на 1827 год. -1827. - Кн. 3. - Июнь. - С. 206-207
Макаров М. Н. Опыт русского простонародного словотолковника. - Б. м., Б. г. - С. 97
Барсов Н. Географический словарь Русской земли (Х-ХІV ст.). - Вильно, 1865. -С.81
Никонов В. А. Введение в топонимику. - М., 1965. - С. 136
Ванин А. А. Ижеславль. //РЭ. - Рязань, 1999. -Т.І.- С. 411, 412.

5
Рейтинг: 5 (1 голос)
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте