Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Местность Засека у села Петрово, Ряжский район

В этих местах некогда проходила Рижская засечная черта от р. Пары через Ряжск до Дмитрова монастыря Скопинского уезда и состояла из следующих засек:
1. Рязская Липская от р. Пары на г. Сапожок до р. Мостьи;
2. Рязская Пустотинская от р. Мостьи до р. Улус;
3. Рязская-Рановская от р. Божьи Воды. с. Княжое по Ранове через Ямское поле, озера Черное и Кончуровское (Пятницкое) близ с. Бараково, Городецкое Вослебы, Скопинское Городище до Дмитровского монастыря.

Сами засеки, откуда они и получили название, состояли из деревьев, поваленных в сторону ожидаемого неприятеля - завалов. Память о тех временах и осталась в названиях лесов, оврагов, урочищ.

Дмитриевский Н. Н. ГАРО Ф. Р - 5039, Oп. I, Д. 251, Л. 72, 73

При изучении засечных черт Русского государства XVI-XVII вв., проходивших по территории Рязанского края, особую роль играет топонимия. Будучи тесно связанной с культурно-историческими условиями этого времени, она консервирует в себе разнообразную информацию, в том числе о реалиях жизни населения пограничья.

Из исторических документов, статистических сборников, современной микротопонимии юго-западной части Рязанской области нами собрано около 100 таких названий (Сторожевое, Стрельня, Мара, Караулка, Объездной Липяг и др.). Их семантическое наполнение, историческое прошлое региона позволяют точно датировать топонимы и относить их появление к периоду функционирования Ряжской Засечной черты. Подчеркнем, однако, что в то время слова, лежащие в основе ряда названий, использовались в прямом нарицательном значении, как простое обозначение той или иной реалии. И только позднее, после утраты назначения объектов засеки их наименования стали ассоциироваться с определенной местностью, вследствие чего они приобрели статус топонимов.

Именно эти слова - топонимические апеллятивы - обладают особой информативностью. Анализ названий позволил выявить широкий круг военной и инженерно-строительной терминологии, включающий в себя наименования оборонительных сооружений, военно-пограничных мероприятий, войсковых объединений, оружия, орудий труда, трудовых процессов и т. д.

Примечательно, что состав лексики этих групп в разных русских регионах может меняться в зависимости от местных природных условий, этнического состава населения, времени организации и действия здесь засеки. Апеллятивная база военной топонимии района Ряжской засеки включает в себя разнообразные дериваты от глаголов засекать, стрелять, сторожить, караулить (сторожка, сторожевое, стреляный, стрельня, караулка и т. д.). Активна лексика, используемая для обозначения крепостных сооружений и их частей: острог, городня, городки, надолбы, бойница; природных или рукотворных сторожевых объектов: курган, мара, баба.. Встречаются в топонимах названия военных профессий и воинских чинов Русского государства: стрелец, пушкарь, казак, воротник («охранник крепостных ворот»), новик («новобранец»).

Интересный материал дает анализ типов именных денотатов (географических указателей). Он позволяет установить те природные объекты, которые наиболее часто использовались в охранных мероприятиях. Как правило, это были реки, болота, лесные массивы, овраги, дороги. В районе Ряжской засеки в процесс называния чаще всего вовлекались отрицательные формы рельефа (25%), урочища, водные объекты (по 12%), лесные массивы (7,5%). Обусловлено это прежде всего физико-географическими особенностями территории - разветвленной овражно-балочной сетью, ближе к югу постепенно сменяющейся равнинным рельефом, многочисленностью мелких речек, имеющих местами заболоченное русло, чередованием лесных и безлесых участков (характерным для зоны лесостепи). Все это влияло на выбор того или иного пограничного мероприятия (что подтверждают археологические исследования; см., в частности. В. П. Челяпов, В. М. Буланкин Археологическое обследование Рязанских засек // Тезисы доклада научно-практической конференции, г. Кострома, 1994 г.) и нашло отражение в топонимии.

Информативно значимым оказывается и материал о местах локализации названий засечной семантики. Как показывает исследование, такие названия, как правило, располагаются группами, гнездами. Например, от исторической Стрелецкой слободы г. Ряжска начинается лес, который носит то же название - Стрелецкий, в лесу находится болото Бойница (от бойница - «строение замкнутого характера или земляная насыпь с орудиями для боя для отражения нападений противника»). Рядом с селом Карауловка локализуются овраг Сторожевой, урочище Засека. И это не единственные примеры.

Нанесение смежных топонимов на карту позволяет увидеть районы концентрации «засечной» топонимии. На территории Ряжской засеки такие микроареалы находятся:
- в междуречье Рановы и Мостьи, на участке сел Петрово - Чернава (Засека, Казенная Засека, Засечная Городня, Лощеные Городки, Сторожевой и др.);
- по течению р. Моша, с отдельной микрозонной в бассейне л. п. Моши - Колузвы (Острогов. Чертково, Рассылка, Стрелчково и др.);
- в микробассейне р. Малая Алешня (Сторожевая Алешня, Надолбы, Сторожевое, Стаонвое, а также, возможно, Туров лес, Турово);
- в микробассейне р. Слободки (Заплотов Дозоровка и др.);
- в микробассейне р. Кельца (Стрелецкая Дубрава. Надолбы и др.).

Отдельные ареалы образует микротопонимия городов-крепостей Рясского, Скопина, Сапожка.

Рассмотрим несколько названий этих участков.

В районе правобережья Рановы, между селами Петрово и Чернава располагаются урочище Засека, лес Казенная Засека. В основе названий лежит термин засека - «искусственно созданное препятствие из срубленных и поваленных в сторону противника деревьев». Подобные препятствия сооружались в лесах, несколько отступив от их краев, для предотвращения прохождения вражеской конницы.

Близкую семантику имеет и термин завал, однако засека употреблялась, как правило, в более широком значении - «система завалов».

Топонимия от засек - известна на всех территориях, входящих в общерусскую оборонительную систему, причем ее ареал носит «линейный» характер, то есть соответствует основным поясам засек: Засек, Засечка, Засечная, Засецкая - в Рязанской обл. (Вожская, Шацкая засеки); лес Засека - в Тульской обл. (Тульская засека); поселения Засечная, Засецкое - в Мордовии (Симбирская засека); неоднократно повторяющееся Засечное - в Пензенской обл. (Сызранская засека) и т. д.

В районе поселений Петрово и Чернава локализуются река и овраг Городня.

Апеллятив городня, лежащий в основе названий, представляет группу «тип оборонительного сооружения». Термин использовался для обозначения особого вида укреплений, применяемых в городских крепостях и острогах - «часть, звено крепостной стены», «ограда из срубов, наполняемых землей, песком или камнем». Подобные укрепления описываются в Никоновской летописи: «Острог был их рублен городнями и землею насыпан» (Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка.-М., 1958.-Т. 1.-С. 557-558).

В географической терминологии слово сначала использовалось для обозначения возвышенности, на которой располагалось укрепление. Но постепенно у термина развилось и полярное значение (по принципу «верх-низ»), он стал участвовать и в номинации отрицательных форм рельефа и рек (Смолицкая Г. П. Гидронимия бассейна Оки в ее отношении к истории словарного состава русского языка: Проблема реконструкции. - Дисс. д. ф. н. - М., 1981. - С. 147), как в нашем случае.

Скорее всего, необходимость дополнительного укрепления линии реки и оврага, соединявшего села Петрово и Чернава была вызвана природным фактором (в этом месте был разрыв лесного массива).

Сторожевой - названия двух верхов (оврагов) этого же района, свидетельствующее о проведении здесь сторожевых мероприятий. Сторожевая служба включала в себя организацию караулов, дозоров, пропускного режима, охраны засечных лесов и др. На дорогах сооружались специальные сторожи с башнями и воротами, через которые население могло пересекать засечную черту (Каргалов В. В. На степной границе. (Оборона «крымской украины» Русского государства в первой половине XVI столетия).- М. 1974.- С. 160-161).

Топонимия, восходящая к дериватам от сторожить, носит повсеместный и массовый характер. На территории Рязанского края неоднократно встречаются Сторожа, Сторожка, Сторожевец, Стражевой, самая частотная форма - Сторожевой (Смолицкая Г. П. Гидронимия бассейна Оки. Список рек и озер. - М.. 1976. - С. 382).

Примечательно, что сторожевая служба организовывалась только «в поле», то есть на передовых засечных линиях. На тыловых рубежах проводились иные мероприятия. Возможно, поэтому топонимы типа Сторожевое локализуются преимущественно по южной окраине территории Ряжской засеки - у р. Дон, в верховьях Рановы. Интересно и то, что на территории ранней Вожской засеки многие поселения с тем же названием уже в конце XVI в. становится пустошами.

Деревня Мары находится близ истока р. Хупты. Возможно сближение названия с мар, мары - «земляная насыпь, используемая в сторожевых целях» (отметим, что в русских диалектах апеллятив имеет и иные, не связанные с военной терминологией, значения).

В словаре В. Даля мар - «одинокий бугор, курган, насыпь или природная сопка... Мары, как бабы, становились на сторожевых высотах, что бы из-за них высматривать«; лексема указана как имеющая юго-восточное распространение (Даль В. Толковый словарь. - М.-; 1989. -Т. 2. - С. 301). Овраг Бабий известен в районе р. Келец (Смолицкая Г. П. Гидронимия бассейна Оки. Список рек и озер. -М., 1976.-С. 108). Под г. Шацком (историческая территория Шацкой засеки) протекает ручей Мара.

Розсыльщиково (или Росылшики) - деревня, упоминаемая в Птатежных книгах Пехлецкого стана XVI (Писцовые книги Рязанского края XVI в. / Под ред. В. Н.Сторожева.-Т. 1.-Вып. 1.-Рязань, 1898.-С. 135). Предположительно она находилась у истока р. Колузва (л. п. Моши).

Россыль, рассылка (производные от рассылать) обозначали одновременно и «поручение», и «специальное воинское подразделение». В русских средневековых документах, описывающих реалии засечной жизни, слово рассылка встречается в выражениях: «жить в рассылках». «ходить в рассылки», брать с собой детей боярских «для береженья и для рассылки» (по материалам Картотеки древнерусского языка; хранится в Институте русского языка РАН). В одном из документов нач. XVII в. находим такое описание: «а в летнюю пору... служивые люди в рассылках и в разъезде, а город и острог живет пустой, не остается в остроге и в городе никого, потому что людишек не много» (Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией. -Т. III.-СПб., 1841).

Рассыльщик - «тот, кто служит в рассылке; курьер». Розсыльщиково/Росылшики - поселение людей, служащих в рассылке. В документе-источнике содержится прямое указание на такую военную специализацию одного из его жителей: «В той же деревне жеребей за россылшиком за Якушком за Филатовым сыном Горлова» (Писцовые книги Рязанского края XVI в. / Под ред. В. Н. Сторожева. - Т. 1. -Вып. 1.-Рязань, 1898.- С. 151).

Из рязанской исторической топонимии известны также Разсылинской и Разсыльной (Смолицкая Г. П. Гидронимия бассейна Оки. Список рек и озер. - М., 1976. - С. 370).

Семантика этих и других названий Ряжской Засечной черты позволяет предположить, что в местах их локализации располагались различные объекты засеки и дислоцировались войсковые подразделения, а зоны концентрации топонимов приурочены к районам, выполнявшим особую стратегическую задачу.

Помимо отмеченных микроареалов, засечная топонимия фрагментарно, но равномерно распределена по территории всего течения Рановы (особенно в низовьях и верховьях реки), Верды, в верховьях р. Лесной Воронеж, в районе р. Дон от Кочуры до Паники.

В то же время на некоторые участки данное топонимическое явление не распространяется. Ни смежные, ни одиночные названия «военного» характера не зафиксированы, в частности, на территории современного Сараевского района, а также в районах левых притоков Рановы среднего ее течения. Возможно, эти участки были удалены от линии прохождения засеки и не вовлекались в охранные мероприятия.

Полученные в ходе анализа топонимии материалы должны быть согласованы с данными археологии, что поможет уточнить линию прохождения Ряжской засеки, и, следовательно, дополнить историю засечных черт XVI-XVII вв.

Гордова Ю. Ю. Топонимия, связанная с историей Ряжской засечной черты. // Материалы и исследования по рязанскому краеведению: Сб. научных работ. - Т. 4. /Отв. ред., сост. Б. В. Горбунов/Ряз. обл. ин-т развития образования. - Рязань, 2003. - С. 224-227.

0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте