Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Обзор темы

Позади – века, впереди – бесконечность

Именно так можно определить жизнь театра – во времени. А если рассматривать её в пространстве, то правильнее всего будет сказать, что «весь мир – театр».
И как же в таком контексте выглядит история русского театра?

Её истоки уходят в глубокую древность – народные игры, обряды, празднества, скоморошьи «потехи»… А ещё церковный театр – пьесы на религиозные сюжеты, а ещё школьный театр – при Киевской, Московской и других духовных академиях Древней Руси, в котором соединились патриотическая декламация и традиции скоморохов. По городам и сёлам России «гастролировали» потешники, студиозусы, нередко привлекая для участия в своих спектаклях-представлениях местных жителей. Драмы и комедии, разыгрываемые в народном театре, представляли собой некое «соборное действо», когда любой зритель, нисколько не стесняясь, мог прервать течение сюжетной линии, мизансцены, вставлять в текст свои указания и пояснения. И что любопытно: действующие лица своими репликами постоянно «провоцировали» зрителей на вопросы и ответы, втягивали их в игру. Сцена оставалась вполне театральной, но вместе с тем перекидывался мостик между ней и залом.

Представления показывались также и в боярских палатах, и в купеческих домах. Театр любили все – от низов до верхов. И рязанский край не остался на обочине театрального пространства.

1672-й год был для отечественной культуры знаменательным – в России открылся придворный театр. Его создание связано с именем боярина Артамона Сергеевича Матвеева – приближённого царя Алексея Михайловича, руководителя русской дипломатии. Человек европейской образованности, Матвеев настоял на организации постоянной театральной труппы – из молодых, проживающих в Москве иностранцев. Специально для её выступлений была построена «Комедийная хоромина» – в подмосковном селе Преображенском, летней резиденции Алексея Михайловича. Руководители театра обучали актёрскому искусству и русских молодых людей – преимущественно из мещанского сословия. У замечательного нашего историка С.М.Соловьёва, в его книге «Чтения и рассказы по истории России», сказано: «Боярин Матвеев в 1673 году приказал отобрать из мещанских детей 26 в комедианты и отвести в немецкую слободу к магистру Иоганну Годфриду. Так основалось в Москве театральное училище – раньше, чем Славяно-греко-латинская академия». Правильно рассудил умный Артамон Сергеевич: театр без актёров – всё равно что, храм без божества.

Интересно, что Матвеев приходится родственником нашей землячке, вошедшей в историю Государства Российского, – Наталье Кирилловне Нарышкиной, уроженке села Алешня (нынешний Рыбновский район). Матвеев привёз Наталью, дочь боярскую, в Москву, где её увидел Алексей Михайлович. И женился на ней. Она – мать Петра I. До сих пор в рыбновских краях живо присловье: «Не дорого Нарышкино богатство – дорога Наталья Кирилловна».

После смерти Алексея Михайловича придворный театр был закрыт. Но через несколько лет молодой царь Пётр Алексеевич возродил его – уже как публичный. Построили для него «Комедиальную храмину» – в Москве, на Красной площади. Пётр выделял средства на содержание театра: надеялся, что он послужит средством просвещения общества, пропаганды царской политики. Но эти надежды не оправдались: в театре сплошь шли иноземные пьесы, публика осталась к нему равнодушной. Пётр прекратил субсидировать «Комедиальную храмину», и она закылась.

Однако зерно было брошено и не могло не дать новые всходы. Идеи Петра I с большим успехом пропагандировал в начале XVIII века школьный театр при Московской Славяно-греко-латинской академии. Да и актёры закрытого публичного театра тоже не отошли от дел: давали спектакли для простой публики. Театральную жизнь разнообразили своими приездами и иностранные труппы.

Однако всего этого было явно недостаточно. В середине XVIII века в воздухе прямо-таки витала идея русского профессионального театра. Ею по-настоящему озаботилась «дщерь Петрова» – императрица Елизавета Петровна. Во время её царствования театральное искусство стало расцветать в полном смысле этого слова. Появились частные общедоступные театры, первые профессиональные актёры. Причём, не только в столицах.

Однажды Елизавете доложили, что в Ярославле некий купец и заводчик Фёдор Григорьевич Волков организовал сначала домашний, чуть позже ставший публичным, театр. И Елизавета приказала «купцов Фёдора Григорьева сына Волкова… з братьями Гавриилом и Григорием, которые в Ярославле содержат театр и играют комедии, и кто им для того ещё потребны будут, привести в Санкт-Петербург». Говорят, что, когда Елизавета заговорила с Волковым о придворном театре, актёр ответил императрице: «А мы не при дворе, мы – при всей России».

Возможно, это довольно-таки дерзкое заявление «холопа», хоть и рассердило «матушку», но как-то подтолкнуло её к изданию указа от 30 августа 1756 года об учреждении государственного «Русского для представления трагедий и комедий публичного театра». На его содержание выделялось из казны пять тысяч рублей в год. Руководили театром драматург А.П. Сумароков и Ф.Г. Волков. Примерно в это же время были учреждены Московский университет, Академия наук и Академия художеств.

А у нас в Рязани стационарный профессиональный театр начался с… Державина. Хотя в тот год, в 1786-й, он служил в Тамбове – гражданским губернатором. Но, будучи натурой поэтической, художественной, Гаврила Романович завёл у себя театр. Для собственного удовольствия и для просвещения местного дворянства, которое огорчало его своим невежеством и невоспитанностью. Под руководством жены Державина в губернаторском доме был устроен театр, ставились французские оперы и комедии, трагедии Сумарокова, шёл «Недоросль»… Спектакли имели такой успех, что Державин приступил к постройке особого здания для театра.

И вот однажды в Тамбов пожаловал наместник – генерал Гудович (тогда наместничество объединяло две губернии – Тамбовскую и Рязанскую). По сему случаю губернатор Державин учинил грандиознейшее театрализованное представление. Этот случай весьма красочно живописал Владислав Ходасевич в своей интереснейшей книге «Державин». Генералу Гудовичу так понравился театр, что он решил устроить подобный у себя в Рязани, где находилась его резиденция. Тогда, при желании, строили быстро. Уже через год на въезде в Рязань со стороны Москвы появилось двухэтажное деревянное здание – театр. Любопытный факт: высшими царскими чиновниками, посетившими Рязань, это было поставлено Гудовичу в заслугу. Как видим, уже тогда власть, опять же при желании, может очень даже хорошо радеть о просвещении своей «паствы».

Но где же взять актёров? Чтобы – сразу и хороших… Генерал Гудович нашёл выход из положения. Поскольку он был начальником над Державиным, то действовал весьма решительно. Вот как вспоминает об этом в своих «Записках» сам Гаврила Романович: «Зачинил к себе требовать и брать артистов против воли губернатора (Державина. – Г.Ч.) и их самих в Рязань для устройства там театра и прочих увеселений, как-то машиниста, живописца и балетмейстера, которых губернатор (Державин. – Г.Ч.) старанием своим выписал и содержал разными вымышленными им без ущерба для казны и чьей-либо тягости способами».

Конечно же, поэт был в обиде на генерала. И вообще они стали крепко ссориться и генерал, по мнению Ходасевича, был неправ, интригуя против поэта. Но… В 1787 году театр в Рязани появился и это один из старейших театров России.

В конце 90-х прошлого столетия в Рязани вышла небольшая, но очень ёмкая, полезная книга – «Очерки по истории культуры Рязанского края (XV-XX вв.)». Доктор исторических наук, профессор Рязанского педагогического института Иван Павлович Попов пишет: «Следует отметить одну особенность открытого в Рязани театра. Он с первых дней своего существования находился в ведении государственных властей. Необходимые для театра расходы производились из средств Рязанского приказа общественного призрения. Туда же поступали и все доходы, которые давал театр. Это отличало его от большинства театров того времени, которые были в руках частных лиц».

Выражаясь современным языком, театр находился на дотации государства. Очевидно, в наибольшей степени именно это помогло ему долгие годы оставаться одним из немногих стационарных театров российской провинции. Сей факт куда как актуален и для нашей нынешней жизни: высокое искусство может быть рентабельным только духовно, в его развитии должна присутствовать государственная поддержка. И меценатская помощь. Как значится в вышедшей по случаю 900-летия Рязани «Рязанской энциклопедии», первыми деятелями местного театра, его руководителями были чиновник Дохтуров и отставной гвардейский офицер Приклонский, пожертвовавшие на театр свои состояния. Пожертвовать всё – это, пожалуй, перебор. Но продолжить традиции российского меценатства – дело чести современных состоятельных людей. Если, конечно, они – уважающие себя люди. Мир без музыки, без театра, без стихов – духовная пустыня.
Первый рязанский театр был для своего времени прекрасно благоустроен. Двухэтажное деревянное здание. Половину всей его площади занимали сцена и подсобные помещения, а это 100 кв.м. Остальные сто – партер. В зрительном зале были также амфитеатр, ложи – один ярус, галерея. Сценическая техника – самая современная для той поры. Руководил ею опытный механик, выписанный Державиным, естественно, в Тамбов. Механик был перевезён в Рязань против своего желания, но зато платить ему стали вдвое больше.
А что шло на рязанской сцене? Тут самое время сказать, что рязанский театр, как и другие провинциальные театры того времени, назывался – «Оперный дом». Это по примеру Москвы – там, на окраине, некий итальянский антрепренёр возвёл театр, где шли трагедии, комедии, балеты, а также оперы. Отсюда и название. Так вот, и на рязанской сцене ставились и оперы, и балеты, и водевили, и драмы патриотического звучания, и трагедии. Например, «Эдип в Афинах» Озерова, «Коварство и любовь» Шиллера…

В начале ХIХ века и всю первую его треть Рязанский театр был одним из немногих стационарных театров провинциальной России. Спектакли давали в снимаемых частных домах (судьба того, первого, деревянного театра, при въезде в Рязань со стороны Москвы, неизвестна). У театра была хорошая афиша, близкая к столичной.

Шли «Отелло», «Коварство и любовь», «Недоросль», оперы Верстовского и Вебера, блистательные водевили… «Ревизор» был поставлен в декабре 1836 года – буквально через несколько месяцев после его премьер в Петербурге и Москве. А в начале 1840 года рязанская труппа впервые на русской провинциальной сцене сыграла «Гамлета». И уж никак нельзя не вспомнить, что 14 января 1837 года (ещё Александр Сергеевич Пушкин был жив) в Рязани шла романтическая трилогия «Керим-Гирей – крымский хан» по мотивам «Бахчисарайского фонтана» с сохранением многих пушкинских стихов.

Всё было в истории рязанского театра – взлёты и падения, блистательные сезоны и провальные. Но он всегда был нужен городу. К концу 50-х годов остро встал вопрос о строительстве каменного здания для театра. И за 1860-1862 гг. его построили – на Соборной площади. Когда же, через пять лет, случился пожар и оно сгорело, власти и горожане бросились его восстанавливать. Восстановили. Вот уж поистине, возродился театр, как Феникс, – из пепла.

«Новейшая» страница истории рязанского театра открыта в 1937 году, когда он обрёл статус областного, в котором пребывает и по сегодня. В 1962 году для него построили новое здание – на Театральной площади. Нынешний день стремится сохранить лучшие традиции прошлого. И они стоят того. Прежде всего это выбор репертуара. Только за последние годы здесь шли и идут Пушкин и Лермонтов, Островский и Горький, Фонвизин и Гольдони, поэтические спектакли по Есенину и Цветаевой. На протяжении своей истории Рязанский театр выпестовал очень хороших актёров, которые с успехом играли на столичной сцене. Достаточно назвать лишь одно имя – Пётр Иванович Садовский, родоначальник знаменитой династии артистов Малого театра. На рязанской сцене выступали известные столичные мастера – А.И. Южин, П.Н. Орленев, начинающий актёр К.С. Станиславский… Эта традиция была продолжена уже в 70-е годы прошедшего столетия – в спектаклях Рязанского театра драмы играли Смоктуновский, Евстигнеев, Табаков, Быстрицкая… И вот ведь что замечательно – на сцене не было «разнобоя»: дескать это – «звёзды», а это – «провинция».

В разное время театр возглавляли выдающиеся мастера русской сцены и среди них – А.И. Канин, удостоенный Государственной премии за постановку спектакля «Мещане» (1951), работал Анатолий Эфрос (1950–1953 гг.) Последнее десятилетие во главе театра стоит художественный руководитель, народная артистка России Жанна Владимировна Виноградова. Труппу знают в России. Театр – участник многих российских и международных театральных фестивалей. Рязанцы с успехом выступали на престижных форумах: спектакли «Женитьба Белугина» в постановке Жанны Виноградовой (всероссийский фестиваль в Костроме, 2003), «Последние» в её же постановке (международный фестиваль «Золотой Витязь», Москва, 2004), «Когда-нибудь, в старинных мемуарах..» по М.Цветаевой – сценическая версия и режиссура Романа Маркина (XVIII международный фестиваль в г. Враца, Болгария, 2007; XII Международный фестиваль «Русская классика-2007», г. Лобня, Московская область) и др.

Сейчас в труппе театра пять народных и семь заслуженных артистов. Возможно, кто-то скажет, что дело не в количестве людей со званиями, а в их художественном мастерстве. Но кто видел рязанских актёров, тот признаёт: их регалии вполне заслужены. Яркий тому пример – народная артистка России, Почётный гражданин г. Рязани Зоя Васильевна Белова; народный артист России Виктор Владимирович Приз, сын которого, Владимир, тоже играет на сцене Рязанского театра драмы; заслуженный артист России Александр Александрович Зайцев, возглавляющий сегодня Рязанское отделение Союза театральных деятелей России… Зритель знает их и любит.

А зритель в Рязани, надо сказать, искушённый, он с самого раннего детства – в театральной атмосфере. Далеко не во всяком областном центре есть Театр Юного Зрителя, а в Рязани он есть. ТЮЗ открылся в 1937 году – в здании нынешней музыкальной школы №1 (ул. Ленина, д. 28). В 1962 переехал на Соборную площадь. Шли сказки, шёл классический репертуар. И ставились спектакли, отражающие жизнь молодого поколения – с его проблемами, чаяниями. Рассчитанные на новое восприятие, постановки отличались поиском и утверждением новых сценических форм, нестандартного театрального языка.

В этом плане истинным новатором был талантливый режиссёр, заслуженный деятель искусств России Сергей Константинович Кузьмин, руководивший ТЮЗом с 1974 по 1986 г. Юный зритель, да и взрослый тоже, живо откликался на постановки Кузьмина – «Ревизор», «Клоп», «Любовь, джаз и чёрт», «Анна Снегина» и др. Оригинальной, органичной и нетрадиционной была сценография талантливого театрального художника Кирилла Андреева.

На рязанской, тюзовской, сцене выступали известные мастера театрального искусства: Вениамин Смехов – как постановщик спектакля «Али-Баба и 40 разбойников», Александр Абдулов – как исполнитель роли Брэда в спектакле «Дорогая Памела». Наш ТЮЗ гастролировал в крупнейших городах страны – Ленинграде, Кишинёве, Уфе… Показывал свои спектакли и в Москве – на сцене Ленкома. Они шли при заполненных до отказа залах, получили высокую оценку критики.

С.К. Кузьмин первым в Рязани открыл «малую сцену», дающую возможность актёрам и зрителям вступать в особые взаимоотношения, которые помогают людям ощутить духовное родство. «Малая сцена» продолжила свою жизнь и после ухода Кузьмина из театра. Заметным явлением стали представленные на ней спектакли выпускника Высшего театрального училища имени Б. Щукина Романа Маркина. Это – «Пугачёв», ставший лауреатом I Всероссийского конкурса исполнителей есенинской поэзии (1995), и «Провинциальные сцены» – по одноактным пьесам М.Е.Салтыкова-Щедрина, которые прежде никогда на сцене не ставились.

В 1991 году ТЮЗ переименован в Рязанский государственный театр для детей и молодёжи. Сейчас его возглавляет заслуженный деятель искусств России Василий Владимирович Грищенко.

И ещё один рязанский стационарный театр есть в Рязани – кукольный. Он был образован в 1967 году. По человеческим меркам, возраст, конечно, зрелый. Однако на фоне театра драмы, отметившего 220 лет, кукольный – юнец. Но даже когда он был совсем ребёнком, его не надо было водить за ручку. «Не ходите, дети, в Африку гулять» – это никогда не годилось для наших кукольников. Ходили они и в Африку – на остров Мадагаскар – и там показывали свои спектакли. И в европейских странах побывали, и в азиатских.

А, повидав мир, задумали познакомить рязанского зрителя с искусством своих зарубежных друзей. С 1985 года театр проводит фестиваль «Рязанские смотрины». К нам приезжали кукольные труппы из Польши, Швеции, Германии, Испании, Голландии, США, Израиля, Словакии... Разные традиции, разные театральные школы: даже классическую оперу, «Волшебную флейту» Моцарта, услышали рязанцы – в исполнении артистов Дюссельдорфского театра марионеток. Были и совместные постановки, когда, скажем, главный режиссер театра из Бельско-Бяла, известный в Европе мастер, кавалер международного ордена «Улыбка» Ежи Зицман ставил с рязанцами польскую сказку, а режиссер нашего театра Валерий Шадский с польской труппой – сказку русскую. Или спектакль «Царь Петр в Голландии», поставленный в нашем театре по пьесе руководителя голландского театра «Де Трекваген» Мариуса Прайна...

На каком бы языке ни говорили актеры, они всегда поймут друг друга. И не просто потому, что представители одной профессии. Это люди с особым, художественным, восприятием мира. Потому-то и дети быстрее и лучше всего воспринимают театр – и, прежде всего, кукольный, самый первый в их жизни. А, может быть, самый главный? Ведь, как правило, с него начинается знакомство ребёнка с волшебным искусством сцены. Это уже потом он пойдёт в ТЮЗ, в драму. Но все мы, как зрители, вышли из одной «шинели» – из кукольного театра. Вот ведь какая ответственность лежит на актёрах, поднимающих над ширмой своих забавных «героев». Когда-то мудрый Маршак сказал, что для детей нужно писать так же хорошо, как для взрослых, но только лучше. Это относится к любому виду искусства, и к сценическому – тоже. Если в городе крепкая кукольная труппа, её старшие братья – ТЮЗ и драматический театр могут надеяться: и их залы не будут пустовать, и к ним придет подготовленный зритель, с которым можно установить искренний диалог. Если в нашем городе есть мастера, умные организаторы театрального дела, нам, считай, повезло.
Замечательно также то, что и взрослого зрителя Рязанский театр кукол не обижает. В постановке заслуженного деятеля искусств России Валерия Шадского публика увидела спектакли «Дракон», «Иосиф Швейк», «Карьера Артуро Уи», «Мастер и

Маргарита», «Декамерон»… В течение долгого времени украшением театральной афиши Рязани был «Пир во время чумы», поставленный по «Маленьким трагедиям» А.С.Пушкина…

Сейчас Валерий Шадский – Президент Российского национального центра UNIMA, заметная фигура в мировом пространстве кукольного театра. Благодаря таким мастерам театр кукол существует как высокое искусство.

В последние 10–15 лет театральное пространство Рязани находится в движении. Возникали новые театры. Например, театр музыки и драмы «Ника» (художественный руководитель – Сергей Полупанов). Целых четыре года радовал своими интересными спектаклями «Экспериментальный театр «Малая сцена» (художественный руководитель – Роман Маркин). К сожалению, не поддержанные городской и областной властью, эти театры вынуждены были прекратить свою деятельность. Ведь каждое творческое начинание требует внимания и поддержки. А вот студенческому театру «Переход» Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина повезло: руководство вуза оказало ему поддержку – даже построило для него прекрасное помещение.

Популярностью в городе пользуется студенческий учебный театр «Дом напротив» при кафедре режиссуры Рязанского института культуры. Его спектакли «Барышня-крестьянка» по А.С. Пушкину и «Серебряный вальс» по стихам выдающегося русского поэта Евгения Маркина стали лауреатами регионального конкурса творческих работ «Моя Россия».

В 2004 году постановлением Правительства Рязанской области был образован Рязанский областной музыкальный театр.

Всё это говорит о живой востребованности театра. Он никогда не исчезнет. У него – глубокие древние корни. Впереди у него – бесконечность.

Галина Петровна Чернова, член Союза журналистов России, закончила факультет журналистики МГУ.

Рязань. Городской театр. "Вишнёвый сад", 1989 г. Раневская – н.а. РСФСР З. Белова. Гаев – н.а. РСФСР С. Леонтьев Сцена из спектакля "Провинциальные сцены" по одноактным пьесам М.Е. Салтыкова-Щедрина. 1995 г. (Рязанский областной театр для детей и молодёжи) "Женитьба", 1996 г. Роман Маркин на празднике поэзии Евгения Маркина в д. Клетино, Касимовского р-на
0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте