В Смутные времена XVII века Зарайск, как и Рязань, был одним из форпостов национально-освободительного движения против польско-литовских интервентов. Весной 1608 года Зарайск захватил отряд польского авантюриста, полковника А. Лисовского[1]. Когда в Рязани узнали об этом событии, то немедленно послали рязанские и арзамасские дружины отбивать город у врага. Рязанским ополчением командовал Захарий Петрович Ляпунов, брат знаменитого рязанского воеводы, вождя 1-го (рязанского) народного ополчения Прокопия Ляпунова, арзамасским — князь Иван Андреевич Хованский.
30 марта 1608 года в пригороде Зарайска, на Михайловской улице, развернулось скоротечное ожесточенное сражение. Вот как описывает битву под Зарайском историк В. Берг: «Приидеже под Зарайский город полковник Лисовский с литовскими людьми и русскими воры и град Зарайск взяли. В Переславле же Рязанском слыша воеводы, что Зарайский город литовские люди взяли и послаша под Зарайский город ратных людей, воевода с ними был Захарий Ляпунов и приидоша под Зарайский город. Лисовский же, вышед из Зарайска, московских людей поби на голову и многих живых пойма; единых бо арзамазцев убиша на том бою триста человек. Трупы же их Лисовский велел похороните в одноместно — в яму, и сдела ту над ними для своей славы курган велий и тот курган стоит до днесь»[2]. В первые минуты боя управление войском было потеряно: рязанский воевода Захарий Ляпунов получил тяжелое ранение — его даже посчитали убитым. Многократное превосходство в живой силе позволило Лисовскому нанести жестокое поражение русским ополченцам. Арзамассцев в этой битве погибло триста человек, а рязанцев —неведомо сколько. Трагическая попытка освобождения города в этот раз не увенчалась успехом, но на следующий, 1609 год, Прокопий Ляпунов выбил противника из Зарайска и поставил деревянный крест на кургане. С этого времени, вероятно, и началось почитание памяти павших героев. Долгое время родные и близкие храбрых воинов приезжали на памятный курган, чтобы отдать дань памяти и уважения подвигу своих земляков.
В 1614 году рядом с курганом «по челобитью чернослободцких тяглых людей Сенки Казанца с товарищи»[3] воздвигли деревянную церковь во имя иконы Благовещенья Пресвятой Богородицы, которую принесли с собой арзамасские ополченцы. С течением времени курган стал осыпаться, а память защитниках Отечества забываться. Деревянный крест с курггана продали в Николо-Кобылинскую церковь, которая впоследствии сгорела. От былого подвига славных воинов ничего не осталось в переменчивой людской памяти.
В 1879 году будущий член Рязанской ученой архивной комиссии, начальник зарайского гарнизона полковник Александр Марин стал инициатором возрождения памяти павших героев[4]. Планировалось поставить на кургане часовню, а около него устроить приют для бедных семейств отставных нижних чинов[5]. Вскоре деньги по подписке были собраны, но и оказалось недостаточно, и пришлось отказаться от постройки часовни и приюта. Часть денег выделили на благоустройство кургана и на памятник, а другую часть положили на вечное хранение в городской банк под проценты. Банковские проценты постановили отсылать в уездное училище для выдачи пособия детям из бедных семейств[6].
21 марта 1880 года начались подготовительные работы. Курган окружили деревянной оградой и обсадили быстрорастущими деревьями. В ходе расчистки места под фундамент нашли медные кресты и иконки-складни[7]. 25 марта на кургане на каменном фундаменте поставили памятник. Высота памятника вместе с чугунным крестом составила 4 аршина 16 вершков (свыше 3 м).
Предположительно, в 20-х годах XX века памятник исчез, а вместе с ним бесследно исчезли и пояснительные надписи на поклонном кресте. Интересно было бы реконструировать стародавний облик зарайского кургана в торжественный момент открытия мемориала.
После нескольких лет поисков письменных и других свидетельств, связанных с этим памятным событием, удалось, наконец, обнаружить уникальный документ — фотографический снимок 1880 года, на котором запечатлен момент освящения поклонного креста[8]. Неизвестному очевидцу торжеств посчастливилось сделать этот черно-белый снимок.
На лицевой стороне фотографии, слева, идет надпись столбцом: «благовещенским попечительством и Городом поднесен был адрес и икона Благовещения пресвятой девы А.А. Марину. Икона — изображение Копия с древней Иконы и Которую Арзамазским ополчением принесена из г. Арзамаза и хранится в Благовещенской церкви». На лицевой стороне под фотографией, внизу сделана строчная надпись: «Курган на могиле защитников г. Зарайска павших в 1608 году находящийся близь церкви Благовещения. В битве с польским воеводой полковником Лисовским убито 300 человек из дружины Арзамазцев тут был убит Захарий Ляпунов и ранен Воевода Зарайский Д.М. Пожарский» (по известным к настоящему времени письменным источникам, Д. Пожарский в этой битве не принимал участия, а Захарий Ляпунов остался жив, получив тяжелое ранение[9]). Продолжением этой же надписи служит сообщение о торжественной церковной службе в память павших защитников Зарайска, которую возглавлял архиепископ Рязанский и Зарайский Палладий: «В 1881 году 12 июля отслужена была лития и провозглашена вечная память павшим воинам Высоко Преосвященным Палладием Архиепископом Рязанским и Зарайским».
На оборотной стороне фотографии имеются четыре надписи, вписанные в прямоугольники, и оформленные в виде отдельных столбцов. Выполненные с многочисленными сокращениями и с индивидуальными особенностями авторского почерка, они воспроизводят содержание утерянных «крестовых надписей». В 1-ой надписи объясняется причина появления памятного кургана; во 2-ой говорится о вечной жизни павших воинов; в 3-й указывается календарная дата установки памятника, фамилия и звание того, чьим попечением он установлен; 4-я надпись призывает к смирению человека перед Богом. В правом верхнем углу надписи обозначен четырехконечный крест как символ богословия. Вот эти памятные надписи[10]:
1) Тут покоится прах 300 арзамазцев защитников города Зарайска, павших в битве с польским воеводой Лисовским во время междуцарствия;2) Живут у Господа в вечно радостном безсмертии яко весть Господь путь праведных;
3) Поставлен в 1880 году 25 марта усердием полковника Александра Аполлоновича Марина членом попечительства;
4) Твоим путем бы чтоб смирить без мер мое [стремленье?] безсмертным быти — чтоб духом восславить и чтоб чтить смирясь о том во благо твое.
Внизу, под надписями, располагается текст, повествующий о торжественном мероприятии на Зарайском кургане, — освящении памятного креста в апреле 1880 года. Подробно перечисляются главные действующие лица этого торжества, дается сводка погоды на 29 апреля 1880 года: «Освящен этот крест 29 Апреля 1880 года во вторник на Фоминой Неделе Отслужена была Панихида по усопшим. Совершали Богослужение Протоиерей Степан Антонович Яхонтов, Благочинный Павел Михайлович Спасский и Настоятель Благовещенского храма Василий Петрович Денисов.
Присутствовали Городской Голова Михаил Николаевич Потоловский, Михаил Кузьмич Сафонов, Староста Церковный Костриков, Мировой Судья Василий Димитриевич Сидоров, Член Попечительства Соловнев, Полковник Александр Аполлонович Марин и много народа. День был Ясный солнечный».
Надписи имеют важное историческое значение. Они позволяют определить точную дату установки памятника, количество павших русских ратников в битве под Зарайском и чьими трудами стало возможным возрождение памятной традиции Зарайского кургана. Надписи воскрешают трагические и героические страницы нашего народа, бессмертный подвиг его славных представителей, арзамасских и рязанских воинов, доблестных защитников города Зарайска в Смутное время первого десятилетия XVII века.
Источник: "Легенды Рязанского края", В.Семин.
Сноски:
- Карамзин Н.М. Там же. Калуга, 1993. Т, 12. С. 487.
- Русская старина, 1879. Декабрь. С. 707-708.
- Добролюбов И. Там же. С. 179.
- Русская старина. 1880. Ноябрь. С. 751.
- Там же. 1879. Декабрь. С. 708.
- Там же. 1880. Ноябрь. С. 752
- ТРУАК. Рязань, 1894. Т. IX. Вып. 1. С. 67.
- ГАРО. Ф. Р-5039. Оп. 1. Д. 575. Л. 1.
- Там же.
- Семин В.А. Памятный курган города Зарайска // Рязанский историк. 2008. № 7. С. 97-99.