Прислать материал

«Единственное, чему не научилась — ездить на велосипеде». Незрячая рязанка прыгает с парашютом и мечтает об Антарктиде

13 ноября в мире отмечают Международный день слепых. В Рязанской области сейчас 2 100 человек состоят в региональном обществе слепых, но, по данным организации, людей с серьёзными проблемами по зрению больше  — до 6 000. Одна из них, Нина Володина, рассказала, почему потеря зрения  — не повод забыть о полноценной жизни.

«Троллейбус узнаю по звуку»

Каждое утро Нина Володина отправляется на работу — она социальный педагог детского отдела Рязанской областной библиотеки для слепых. Но если для большинства людей день начинается с ярких картинок, вида за окном, то для неё это — в первую очередь звуки, ощущения и запахи. Стрекотание светофора, дребезжание подъехавшего троллейбуса, шорох колёс маршрутки — Нина Ильинична уверенно ориентируется на знакомом пути. Единственное, на что сетует — в транспорте не всегда объявляют остановки; так можно и нужную проехать.

На работе — дела, потом — обратная дорога, привычные маленькие магазинчики, где уже знакомые продавцы помогут с покупками. Улица — череда запахов: свежий хлеб — булочная, подгнивающий мусор — помойка. Дома — те же известные каждому хлопоты: приготовить ужин, включить стиральную машину. Нина Ильинична уточняет: «Единственное — сама не увижу, если какое-то пятно было и не отстиралось. В остальном — без проблем, главное — не переставлять вещи. Всё должно быть там, где привык находить».

А ещё наша собеседница способна по голосу рассказать о человеке, о его возрасте или образовании. Говорит, ошибается редко.

Мира с красками, цветами и светом Нина Володина не знает. Её диагноз — тотальная потеря зрения. Его поставили, когда ей было два месяца.

IMG_20170805_164418.jpg

«Мама боялась, что у неё вырастет пенёк, а не ребёнок»

Причиной потери зрения стала инфекция. Сначала с последствиями недуга пытались бороться: девочка перенесла несколько операций. Её возили в Архангельск, пытались пересаживать донорскую сетчатку.

Нина Ильинична вспоминает: «Я месяц лежала на спине, ничего нельзя было делать. Со мной всё время была мама, ночевала в палате на сдвинутых стульях. Там я начала учиться читать. Потом мама шутила — мол, боялась, что у меня пенёк вырастет, а не ребёнок. Говорила, что всё время надо себя занимать, что-то делать, чему-то учиться».

Сейчас, во времена интернета, всю информацию можно найти в сети. Тогда маме незрячей дочери приходилось колесить по стране, чтобы её ребёнок получил всё возможное: лечила в Архангельске, методики по воспитанию добыла в столичном НИИ, школу нашла в Подмосковье.

С одноклассниками Нина Ильинична дружит до сих пор. Остались не только общие воспоминания, но и увлечения — например, музыка. Нина Ильинична играет на фортепиано и духовом аккордеоне. Вместе в друзьями устраивают небольшие концерты. Правда, на время пандемии о них пришлось забыть, хотя новые партии разучены. Пока остается ограничиваться небольшими сольными «музыкальными паузами» по вечерам, между делами.

«На будущего мужа я накричала в библиотеке»

Вернуть зрение проведённые в детстве операции не помогли. Но препятствием для полноценной жизни это не стало. Нина Ильинична смогла пройти обучение в Овербрукской школе для слепых, потом закончила Московский государственный социальный университет. Родила дочь — сейчас та уже сама студентка. А спустя несколько лет встретила мужчину, которому предстояло стать её мужем. Нина Ильинична улыбается: «С Олегом познакомились в библиотеке. Он что-то там с формуляром перепутал, я на него накричала. А потом подружились, он меня домой провожал. Два года дружили, пока не поженились».

IMG_20191228_140602_BURST001_COVER.jpg

Муж нашей собеседницы — тоже незрячий. Но Нина Ильинична не нахвалится — по дому всё сам, летом закончил отделывать в квартире балкон, в деревне собрал велосипед-тандем. Нина Ильинична смеётся: «Единственное, чему я так и не смогла научиться с детства — ездить на велосипеде. Только вот на таком тандеме и могу, где не я главная». Помогает муж и с техникой разобраться — современные смартфоны открыли незрячим людям новые возможности, практически о любом действии можно попросить у голосового помощника.

Но где-то без людей не обойтись. Например, одежду Нина Ильинична выбирает с дочерью. Та отвечает за внешний вид мамы. Самой Нине Ильиничне важна фактура ткани, какие-то элементы, которые помогают представить вещь: застежки или пряжки, стразы или вышивка: «Ткань должна быть не "скучная", на ощупь приятная».

«Всегда вспоминаю девиз Рикки-Тикки-Тави»

Впрочем, не скучным в жизни Нины Ильиничны должно быть, похоже, всё. Сама она вспоминает принцип киплинговского мангуста Рикки-Тикки-Тави: «Беги, узнай, разнюхай». Есть у неё увлечения вполне традиционные — например, вязание или походы в лес за ягодами. Но от экспериментов она не отказывается. Как-то прыгнула с парашютом: «Высота была 4 000 метров. Это у зрячих, когда они прыгают, виды внизу красивые, домики всякие со спичечный коробок. У меня — грохот в ушах, ничего не пойму, снизу ветер, на спине инструктор! Сначала очень страшно. А потом, когда парашют открылся, уже другие ощущения».

Ещё Нина Ильинична очень любит путешествовать. Тут главная мечта — Антарктида. Но согласна отправиться и на Северный полюс на ледоколе. Главное — найти на такое путешествие деньги и компанию.

Пока же главные прогулки — по Рязани. Нина Ильинична старается познакомиться с каждым новым арт-объектом, которых появляется всё больше: «Я всегда и родителям незрячих детей советую — обязательно показывайте новое, это очень важно. И не надо бояться. Первое чувство у тех, кто теряет зрение — страх. А ведь жизнь — она продолжается».

Больше новостей в нашем Telegram-канале и в группе ВКонтакте. Подписывайтесь - и будьте в курсе главных событий.

Иллюстрации:  Личный архив Нины Володиной
Читайте 62ИНФО


Новости партнеров