Охлаждение жареной темы. Что произошло на рынке ОСАГО, и чего стоит ждать рязанцам

Статья
Охлаждение жареной темы. Что произошло на рынке ОСАГО, и чего стоит ждать рязанцам
17:30, 18 Января 2018

В последние годы ОСАГО стало поводом для головной боли водителей, страховых компаний, судей, которые завалены исками, и Центробанка, который регулирует рынок автогражданок. Не так давно были приняты меры для того, чтобы успокоить расшатавшиеся «качели», однако многие привели к новым подводным камням. Чего ожидать и на что теперь стоит обратить внимание автовладельцам журналистам рассказал управляющий региональным отделением ЦБ Сергей Кузнецов и начальник отдела финансового мониторинга и валютного контроля Евгений Мылов.

E-полис

Чуть больше года страховые компании, имеющие лицензию на выдачу ОСАГО, обязаны заключать договоры в электронном виде на всей территории РФ. Компании должны иметь свой сайт, работа которого обязана быть бесперебойной. Суммарная длительность ошибок и неполадок — максимум полчаса в день.

Электронный полис позволяет получить документ из дома, не ходить в компанию и избежать навязывания других услуг страховщика. Однако попытка решить одну проблему породила новую: некоторые страховщики отказываются давать е-полис. В рязанском отделении Центробанка сообщили, что наслышаны об этом.

«Мы собирали страховые компании и объясняли им, что ОСАГО — их обязанность. Я могу ошибаться, но по России уже оформлено 8 млн электронных полисов ОСАГО. Если вы получаете какие-то отказы, пожалуйста, обращайтесь в Центральный банк, например, через интернет-приемную», — отметил управляющий отделением Сергей Кузнецов.

Естественно, недовольному потребителю придётся предоставить доказательство. Например, аудио или видеозапись беседы с сотрудником компании, копию письменного обращения в страховую компанию или скриншот электронного.

ОСАГО

Начальник отдела финансового мониторинга и валютного контроля Евгений Мылов пояснил, что отказ от страховых услуг и их навязывание подпадает под одну статью Кодекса административных правонарушений. За это компанию и должностные лица могут быть оштрафованы.

Если по техническим причинам страховщик не может заключить электронный договор ОСАГО с клиентом, то автовладельца перешлют на сайт другого страховщика. Причем сайт будет предложен случайным выбором по номеру ПТС. В сети сообщают, что многие недобросовестные компании пользуются этой «лазейкой».

Однако е-полис от этого не теряет популярности. По словам Мылова, запрос на электронное ОСАГО занимает шестое место среди запросов Яндекса по итогам 2017 года. А Рязань входит в топ-25 регионов по количеству заключенных договоров: их выдано больше 80 тысяч.

Период охлаждения

Суды завалены жалобами, а СМИ сообщениями про то, как страховые компании навязывают клиентам дополнительные услуги. Помочь решить эту проблему призван период охлаждения: у россиян появилось пять дней для того, чтобы отказаться от услуги страховщика. С 1 января текущего года этот период увеличен до 14 календарных дней. Как пояснил Мылов, граждане не всегда успевали отделаться от ненужного «бонуса» за пять дней.

«Четырнадцать дней — стандартный срок, который у нас по закону о защите прав потребителей применяется для досрочного возврата товара или потребительского кредита, поэтому произошла такая унификация требований и прав потребителей на финансовом рынке», — пояснил Мылов.

По его словам, уже после введения холодной пятидневки в 2016 году количество жалоб на навязывание страховых услуг снизилось втрое. Центробанк прогнозирует, что теперь их будет еще меньше.

Для того, чтобы отказаться от услуги, следует в течение 14 дней после подписания документов прийти в страховую компанию и написать заявление о расторжении договора. Если он еще не вступил в силу, гражданину вернут все деньги. В противном случае вычтут сумму, пропорциональную периоду действия страховки.

Однако в ЦБ признают, что проблема отказа от дополнительных страховок или потребительского кредитования решена не полностью. Ахиллесова пята — коллективные договора.

«Договор со страховой компанией заключает банк, а клиент банка, который берет потребительский кредит, является присоединившимся к данному договору. Он не может его расторгнуть, поскольку сторонами договора являются банк и страховая компания», — рассказал Мылов.

Он добавил, что Банк России планирует решить этот вопрос, выйдя с предложением о внесении необходимых изменения в закон о потребительском коллективном займе.

Подсказка Верховного суда

В конце 2017 года вышло постановление пленума Верховного суда «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Евгений Мылов пояснил, что этот документ учитывает всю позитивную и негативную судебную практику.

«Не секрет, что по договорам ОСАГО суды завалены обращениями как страховщиков, страхователей, так и автоюристов. С выходом данного постановления у всех судов появляется возможность для единообразного толкования норм законодательства по ОСАГО. В нём много пунктов, согласно которым ОСАГО становится гораздо демократичнее по отношению к автовладельцам, но и много позиций против направлены против действий так называемым автоюристов», — рассказал Мылов.

Раньше часто была распространена одна схема работы недобросовестных автоюристов. Они предлагали автовладельцам приобрести у них право на страховую выплату. Платили гражданину, условно, 50 тысяч рублей, а затем отсуживали у страховой в четыре раза больше. В результате компании получали много убытков по договорам ОСАГО и старались не заключать их.

Мылов отметил, что в войне страховщиков и автоюристов оказывались в проигрыше и рядовые граждане. И дело не только в возможно упущенных средствах. Этот конфликт раскачивал рынок, и люди просто не могли приобрести страховку. В результате ездили без ОСАГО, за что могли получить штраф, так и рисковали остаться без поддержки в случае ДТП.

ДТП

Сейчас продать или купить право на страховку уже нельзя. Можно лишь назначить своего представителя в суде, но выплата будет производиться непосредственно застрахованному лицу.

Как пояснил Мылов, юристы могли отсудить завышенную сумму с помощью заключения экспертов, которые в разы подкручивали реальные цифры. Такая практика тоже останется позади: при расчёте ущерба должна применяться единая методика Банка России. И никаких третьих лиц.

«Уменьшается тот вред, который наносят автоюристы рынку, рынок становится безубыточным. Страховые компании становятся более заинтересованными в заключении договоров ОСАГО», — объяснил логику работы сферы страхования Мылов.

Польза от «большого брата»

1 июня текущего года вступят в силу новые изменения в закон об ОСАГО. Они поднимут максимальный размер страхового возмещения по ДТП, оформленного по европротоколу с 50 до 100 тысяч. Напомним, автовладельцы могут выбрать этот путь, если в результате аварии никто не пострадал, в столкновении участвовало две машины, водители которых не имеют разногласий об обстоятельствах ДТП и повреждениях, к тому же оба имеют ОСАГО.

Инспектор на ДТП уже не нужен. Тем более, что страховая компания может узнать номер транспортного средства, местовремя аварии и даже скорость автомобиля с помощью системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Эта новая услуга будет вводиться на добровольной и платной основе. Как сообщает ТАСС, для запуска нового сервиса необходимо обновить программное обеспечение на бортовых терминалах «ЭРА-ГЛОНАСС», новые же автомобили будут поставляться уже с доработанными терминалами.

Все эти средства должны сделать жизнь автовладельцев проще, по крайне мере в вопросе получения ОСАГО и страховых выплат. Однако пока подводных камней остаётся достаточно, так что не советуем терять бдительность.

Кристина Феофанова
Автор:
Кристина Феофанова
Иллюстрации:  autoexpertnost.ru, autorambler.ru




Новости партнеров