Прислать материал

Какой тип штрихкода выбрать для маркировки своей продукции?

Штрихкод — это уникальное изображение, представляющее собой контрастную комбинацию графических элементов. Используется для маркировки, учета, идентификации и отслеживания перемещения товаров. 

ШК размещают на заводской упаковке или наносят в виде отдельной этикетки. В процессе обработки сканер считывает комбинацию и расшифровывает номер товара.

Для чего нужно штрихкодирование товаров?

Применение штрихкодов ускоряет складские, логистические и прочие процессы, связанные с обработкой товарных партий. Также ШК снижают вероятность ошибок, сводят к минимуму влияние человеческого фактора.

Области применения:

● Складской учет и обработка продукции. Приемка, сортировка, отгрузка многократно ускоряются по сравнению с ручными операциями. Периодические и скользящие инвентаризации легче проводить, если на товарах есть штрихкоды.

● Розничная торговля. Работа кассиров упрощается, покупателей можно обслуживать быстрее. Исключается вероятность обмана клиента кассиром.

● Маркетплейсы. Чтобы продавать продукцию в онлайн-магазинах, поставщик должен нанести этикетки со штрихкодами. Такое условие выдвигают все крупные площадки.

● Экспорт. Наличие ШК косвенно подтверждает легальность происхождения изделий, что важно для репутации поставщика на международном рынке.

● Отслеживание документов и корреспонденции. Организации с большим документооборотом и курьерские службы используют штрихкодирование, чтобы бумаги и почтовые отправления не терялись.

Законодательно закрепленного требования к производителям и импортерам использовать штрихкоды нет. Но система настолько прочно вошла в торговлю, что ритейлеры и оптовики предпочитают работать с маркированной продукцией. Потому что такие товары не выбиваются из общего процесса и не требуют дополнительной ручной обработки.

Виды штрихкодов

В зависимости от способа шифрования информации ШК бывают:

● Одномерные (линейные) — представляют собой последовательность узких и широких вертикальных линий, и пробелов. Считываются сканером горизонтально, слева направо. Содержат цифровую информацию о товаре. Самая распространенная система линейного кодирования – стандарт EAN (European Article Number). В частности, EAN-13 и EAN-8.

● Двухмерные — графическая комбинация из линий, квадратов, точек и пробелов. Такие коды сканер может считывать как по вертикали, так и по горизонтали. За счет этого увеличивается объем зашифрованной информации. Популярные стандарты двухмерной кодировки: QR-код, DataMatrix (применяется, например, в системе «Честный знак»). Двухмерные коды более «вместительные», чем линейные. Они могут содержать объем информации, сравнимый с несколькими страницами печатного текста. Но такая система затратна в использовании.

Генерация кодов требует больше вычислительных ресурсов. Сканеры, которые могут их считывать, стоят дороже обычных.

Поэтому оптимальный выбор для штрихкодирования товаров — стандарт EAN-13. Код позволяет зашифровать нужные данные для идентификации продукции. Его возможностей вполне достаточно для бизнес-процессов, связанных с учетом и складской обработкой товаров.

Какая информация содержится в штрихкодах EAN-13?

Под графическим изображением на ШК указывают 13 цифр, которые нужны для ручного внесения в систему. Например, если код поврежден или не считывается сканером.

Расшифровка ШК:

● первые 2 или 3 цифры — префикс страны, где зарегистрирован код;

● далее 4-5 цифр — уникальный номер предприятия;

● следующие 3-5 знаков — внутренний номер продукции в ассортименте предприятия;

● последняя цифра — контрольная.

Существуют распространенные заблуждения, что ШК содержит цену продукции или сведения об экологической чистоте изделия. Однако это неверно. Штрихкод, по сути, просто цифровой ключ шифрования. Промежуточное звено между компьютерными системами хранения информации. Никакие особые сведения в нем не указаны. Единственное его назначение — упростить идентификацию товарных позиций.

Где и как получить штрихкоды для продукции?

В каждой стране есть специализированные организации, которые получают, регистрируют и выдают ШК предприятиям.

Интересно: за каждым уполномоченным регистратором закрепляется уникальный пул кодов, исключающий повторения. Поэтому дублирование комбинаций невозможно в мировом масштабе.

До подачи заявки на присвоение кодов необходимо определиться, будет ли продукция отправляться на экспорт или реализовываться только в России. Дело в том, что для РФ есть две группы префиксов:

● 793-799 — продукция для внутреннего рынка, коды не считываются за рубежом;

● 460-469 — экспортные товары, коды считаются в любой торговой сети мира.

Процедура получения:

1. Заполните заявку на сайте регистратора https://znak.store/: укажите наименование и реквизиты компании, должность руководителя и документ, на основании которого он действует, контактные данные.

2. Составьте перечень продукции: укажите вид и наименование товаров, тип и вес упаковки, выберите внутренние или международные префиксы.

3. Выберите количество товарных позиций, для которых нужны ШК.

4. Отправьте заявку и оплатите счет.

5. Получите графические изображения кодов и сертификат подлинности.

Информация о выданных ШК заносится в систему официального регистратора, где ее могут проверить торговые сети и другие заинтересованные лица.

Больше новостей в нашем Telegram-канале и в группе ВКонтакте. Подписывайтесь - и будьте в курсе главных событий.

Иллюстрации:  62ИНФО
Читайте 62ИНФО


Новости партнеров