Прислать материал

«Всем плевать, как чувствуют себя школьники» — психолог о трагедии в Казани

11 мая в Казани 19-летний Ильназ Галявиев расстрелял учеников и педагогов своей бывшей школы, умерли девять человек. Опрошенные Plus-one.ru психологи считают, что причины трагедии — в несовершенстве диагностики психологического состояния школьников, переполненности школ и прессинге на детей и со стороны взрослых, и со стороны сверстников.

Ильназ Галявиев пришёл в учебное заведение с помповым ружьем Hatsan Escort (такое же оружие было и у 18-летнего студента Керченского политехнического колледжа Владислава Рослякова, напавшего на учащихся и педагогов три года назад).

После бойни Галявиев сдался правоохранителям. На допросе стрелок рассказал, что два месяца назад «осознал» себя богом, отказался от своих родителей и всех ненавидит. В апреле его отчислили из Татарского института содействия бизнесу, потому что он перестал его посещать. В институте его характеризуют как тихого и неконфликтного человека. Оружие получил по закону.

Почему важно правильно выплёскивать негатив

Преподаватель Московского городского психолого-педагогического университета Анна Тихомирова на вопрос Plus-one.ru о характере «стрелка», отвечает: если человек, особенно в подростковом возрасте, не находит канала для выражения негативных эмоций, то может либо заболеть, либо в конце концов выплеснуть агрессию на других.

«Дети, которые дерутся, конфликтуют, ведут себя нормально для подростков, это их способ выражать агрессию. В этом смысле буллеры, как бы ужасно это ни звучало, в будущем могут оказаться гораздо более здоровыми людьми — может быть, не очень хорошими, но здоровыми. Потому что они выплеснули негативные эмоции. А дети, у которых не было возможности свои эмоции проявить, разрушаются внутренне или внешне», — считает эксперт.

Давление

Провоцирует подобные разрушения и срывы давление со стороны как сверстников, так и взрослых. Анна Тихомирова считает, что частично решить проблему могло бы сокращение учебных часов в школах для проведения с учениками в это освободившееся время внеклассных мероприятий, чтобы психологи или преподаватели могли уделять ребенку больше внимания как личности, а не как ученику. Важно вместе ходить в походы, театры и кино, заниматься благотворительностью и так далее, то есть формировать «детско-взрослую общность», говорит эксперт.

«В школе в подростковом возрасте гораздо важнее жизнь, чем учеба. И то, как дети учатся жить, потом может помочь им в учебе. Но наши школы — гигантские комплексы, где нет теплой атмосферы и общности. Это приводит к обезличиванию учеников — никто не знает, что происходит у них внутри, всем плевать, как они себя чувствуют, потому что всех волнуют оценки, ЕГЭ и ОГЭ», — считает психолог.

Психологические травмы и пандемия

Доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник кафедры психологии личности МГУ Тимофей Нестик сказал Plus-one.ru, что все произошедшее свидетельствует не только о незрелости системы психологической диагностики в школах, но и об очень высоком уровне враждебности в нашем обществе.

«И наши исследования это показывают. Молодежь в возрасте от 18 до 24 лет в наибольшей степени психологически травмирована пандемией. Поэтому отчасти случившееся могло стать еще и последствием нахождения в изоляции, сокращения социальных контактов, которые ранее компенсировали психологические трудности», — говорит эксперт. Кроме того, по Галявиеву мог ударить разрыв отношений в семье, отмечает Тимофей Нестик.

«Вероятность повторения подобных случаев в стране остается. Но поймать это заранее с помощью психологических тестов и наблюдения школьных психологов очень сложно, потому что психологически неблагополучных семей много, и совсем необязательно, что это неблагополучие может привести к таким трагедиям. Дело в сложности самого случая», — считает эксперт.

Больше новостей в нашем Telegram-канале и в группе ВКонтакте. Подписывайтесь - и будьте в курсе главных событий.

Иллюстрации:  Социальные сети
Читайте 62ИНФО


Новости партнеров