Прислать материал

Дело ревизора. Как проверяющий стал фигурантом уголовного дела

Если верить главному герою, то эта история достойна нового сериала Юрия Быкова. Началась она с проверки рязанского завода, а закончилась уголовным делом по статье «Присвоение или растрата». Как ревизор может стать фигурантом уголовного дела, 62ИНФО рассказал Вадим Киселёв.

Альпы и антиплагиат

В посёлке Лесной Шиловского района находится государственный завод «Эластик». Согласно его сайту, там производят взрывчатые вещества и занимаются утилизацией боеприпасов. В конце октября 2013 года по решению суда на заводе ввели процедуру банкротства. Внешним управляющим был назначен Юрий Петрущенков.

Завод продолжает работать. Так, в тот же 2013 году предприятие должно было заключить крупный контракт. Однако было одно но: нужно было срочно провести проверку и доказать, что организация может функционировать в прежнем режиме.

Заместитель директора завода А.С. Яковлев обратился с этим вопросом к Вадиму Киселёву, который работал в Федеральной службе исполнения наказаний, проводил ревизии строящихся и реконструируемых объектов. В 2007 году уволился в звании подполковника юстиции и позже занялся строительно-технической экспертизой и открыл собственную компанию — ООО «Академия экспертизы».

После встреч с руководством предприятия «Эластик» с организацией Киселёва заключили 18 договоров на экспертизу 22 зданий на общую сумму 1 млн 800 тысяч рублей.

Двумя годами ранее экспертизу на заводе проводил Самарский государственный университет. Как пояснил Кисёлев, в России бывает так, что «специалисты» меняют лишь титульный лист и дату, а всю экспертизу подчистую «списывают». Позже Киселёва обвинят именно в этом, хотя по меркам современного общества он вёл себя как порядочный кандидат наук.

Ревизор не отрицает, что обращался к материалам предыдущей экспертизы, но и сам здания проверил. По словам специалиста, экспертное заключение состоит из четырёх частей, две из которых у самарского завода и «Академии экспертизы» различаются. А именно — выводы и рекомендации. Полностью работы были закончены в декабре 2013 года. Деньги за проведённую работу Киселёв получил частями в феврале-марте 2014 года.

После «Академии экспертизы» заказали ревизию нескольких объектов завода: проходной, кровли одного цеха, забора вокруг складов. Как выяснил Киселёв, во время проведения капремонтов данных объектов было украдено более 40 млн рублей.

Эластик

«Оказывается в Рязанской области есть Альпы. Ведь в Шиловском районе подрядчик устанавливал столбы освещения "в условиях высокогорья с применением вертолёта"», — отметил ревизор.

Лучшее предложение

В начале апреля того же 2014 года компанией заинтересовались сотрудники ФСБ. Они провели обыск, изъяли оргтехнику, документы, касающиеся завода «Эластик», и оригиналы лицензий на право проведения экспертиз.

По словам Киселёва, руководивший операцией начальник Шиловского отдела УФСБ майор Дмитрий Терентьев предлагал ему признаться — рассказать, как были поделены деньги. За это некие лица, имена которых не назывались, должны были получить срок, а Киселёв — выйти сухим из воды.

По мнению службы, у Яковлева возник преступный замысел на «растрату денежных средств предприятия». Согласно этой схеме, Яковлев через Петрущенкова решил заключить с Киселёвым фиктивный договор, а вырученные деньги поделить. Получается, что Киселёв сделал липовую проверку — иначе выходит банальная оплата труда. Как сообщил ревизор, в ходе дальнейшего рассмотрения его дела ФСБ заказало у того самого самарского института проверить, качественно ли он работал. Коллеги подтвердили: экспертиза проведена, не списана.

Сначала дело квалифицировали по статье «Мошенничество», теперь как растрату.

В течение следующих пяти месяцев сотрудник ФСБ Терентьев и Киселёв постоянно перезванивались. Первый требовал признания в совершённом преступлении, второй — вернуть ему технику и документы.

Киселёв рассказал Терентьеву про кражу 40 млн на ремонте завода, но тот не заинтересовался этой историей. В итоге на подрядчика был подан иск в арбитражный суд об исчезновении 7 млн во время ремонта проходной. Однако, как утверждает ревизор, новый конкурсный управляющий завода простила подрядчику эту оплошность и заключила мировое соглашение.

Раз в неделю Терентьев вызывал Киселева на ковёр в одно из рязанских кафе.

«Мне регулярно предлагали оказать уважение и благодарность службе», — рассказал Киселёв.

Что подразумевает эта кодовая фраза, не поясняли.

На этих встречах Терентьев также разговаривал с другими людьми, решал свои вопросы. Это напоминало спектакль, в котором Киселёв был одним из зрителей. Для представления освобождали целый зал заведения, а официанты не принимали от Киселёва никаких денег. Получалось еженедельное шоу с бесплатным обедом.

На одной из таких встреч Терентьев сделал Киселёву выгодное предложение: провести экспертизу на крупном рязанском заводе. Руководитель «Академии экспертизы» согласился, свою работу выполнил и нашёл нарушений на 70 млн рублей. Он рассказал новому знакомому из ФСБ о результатах проверки, но тот вновь не обратил внимания. Киселёв подчеркивает, что уголовное дело по данному факту так и не возбудили.

Как ни странно, эта услуга окажется для самого Терентьева медвежьей. Киселёв попросил третье лицо записать разговор с сотрудником ФСБ. Из беседы следовало, что ревизор не хочет делиться деньгами за предложенную выгодную подработку. В апреле 2016-го Киселёв отвёз аудиозапись диалога на Лубянку, а через несколько дней Терентьев был уволен «по собственному желанию» без разбирательств.

Mercedes и прилежное поведение

В августе 2015 года истёк срок оперативной проверки ООО. Киселёва вызвали в ФСБ, где настойчиво просили покаяться. При этом на то, кто «подельники», даже не намекали. Их фамилии Киселёв узнал через месяц, когда было возбуждено уголовное дело. Его вёл следователь Андрей Лазуткин.

Допросы повторились дважды в январе 2016 года, а в феврале у Киселёва арестовали его личный автомобиль Mercedes-Benz, приобретённый ещё до истории с «Эластиком». Как пояснил следователь, автомобиль изъяли «под будущие концерты». Два года владельцы машины — руководитель «Академии экпертизы» и его супруга — машину не видели.

Колесо

Киселёв и его адвокат попытались обжаловать столь крайние меры в Советском районном суде. Однако судья сочла действия следователя Лазуткина законными и обоснованными. Даже факт того, что автомобиль изъяли по постановлению суда, не вступившему в законную силу, никакого эффекта не произвёл. Киселёв подчеркнул, что судья Кудинова вела себя в ходе заседаний непрофессионально, а именно согласовывала все шаги со следователем по телефону. Обжаловать её действия в областном суде Киселёву также не удалось.

Ревизор отмечает, что максимально открыт для следствия, не прогуливает встречи и допросы. Он уверен, что именно прилежное поведение позволяет оставаться на свободе и спокойно работать. На момент интервью у него в работе было две судебные экспертизы.

Несмотря на все попытки Киселёва доказать свою невиновность в различных инстанциях, заявления адвокатов об отсутствии состава преступления и решения арбитражного суда о том, что эксперты фактически выполнены, дело передано в суд. 30 января в Советском районном суде состоится предварительное слушание по делу. Киселёву грозит штраф от 100 до 500 тысяч рублей, принудительные работы или до десяти лет лишения свободы.

Больше новостей в нашем Telegram-канале и в группе ВКонтакте. Подписывайтесь - и будьте в курсе главных событий.

Иллюстрации:  opengorizont.ru, pixbay.com
Читайте 62ИНФО


Новости партнеров