Прислать материал

В Рязани подтвердили ценность бывшей усадьбы родственников Прокопия Ляпунова. Что теперь?

Ещё одно здание в центре Рязани официально станет объектом наследия. Государственные эксперты признали дом №46 на Праволыбедской улице «свидетелем эпох и цивилизаций, подлинным источником информации о зарождении и развитии культуры». 62ИНФО рассказывает, что это означает для в целом города и конкретно для жильцов дома.

Уникальные наличники

Согласно заключению экспертизы (примечательно, что её заказала индивидуальный предприниматель), это здание — единственное в Рязани с сохранившимися наличниками всех трёх типов, характерных для деревянного зодчества нашего города. Ими дом и ценен в первую очередь. Деревянная резьба, некогда широко распространённая в застройке Рязани, сегодня из-за сноса старинных зданий стала довольно редким явлением.

В целом здание охарактеризовали как типичный памятник деревянной застройки периода эклектики, образец жилой застройки, характерной для Рязани конца XIX — начала ХХ веков.

Положительное заключение экспертов позволит включить рязанский дом в государственный реестр объектов наследия. Под государственную охрану он попал ещё весной 2019 года, когда региональные власти признали наличие у него признаков соответствия такому статусу. Кроме того, здание находится в границах зон охраны памятников истории и культуры, а также культурного слоя Рязани с 1986 года.

В 2020-м к этому добавилось расположение в границах исторического поселения регионального значения. На месте исторически ценных домов, попавших в границы поселения, нельзя строить многоэтажки. Дома можно будет либо капитально ремонтировать, либо сносить и строить точно такие же дома с соблюдением всех параметров и технологий.

«Имена тех, кто сейчас эти дома снесут или другим каким-то образом уничтожат и попытаются там построить то, что строить там нельзя по всем регламентам, будут известны. Понятно, как к этим людям будут относиться горожане», — обратился к застройщикам губернатор Николай Любимов, принимая решение о создании исторического поселения. Также глава региона напомнил о недопустимости точечной застройки в любом районе Рязани.

IMG_2152.jpg

История места и здания

Территория, занятая домом (№ 750 по плану Рязани 1909 года), образовалась во второй половине XIX века: её выделили из состава крупной городской усадьбы, возникшей в начале застройки Рязани по регулярному плану 1780 года. Первоначально её восточная половина, ограниченная Александровской (Праволыбедской), Мясницкой (Горького) улицами и обрывистым берегом Лыбеди, являлась одной усадьбой.

В начале 1800-х годов владение с большим садом принадлежало майорше Марье Ляпуновой — жене секунд-майора Павла Ляпунова (1761 — 1811). Тот происходил из знаменитого рода, представители которого Прокопий и Захарий Ляпуновы сыграли важную роль в исторических событиях периода Смуты, организовав и возглавив Первое народное ополчение.

В начале 1810-х усадьбу Ляпуновых, вероятно, продали за долги. В середине века усадьба с двумя домами (один на каменном этаже — «низ каменный») и двумя флигелями принадлежала московской цеховой Дарье Курбатовой.

Во второй половине XIX века бывшую ляпуновскую усадьбу раздробили на три самостоятельных владения. Интересующая нас часть принадлежала рязанскому купцу второй гильдии Михаилу Соловьёву. На рубеже XIX-XX столетий имел «лавку красного товару» (в том числе текстиля) на Новом Базаре (площади Ленина). Дом на Праволыбедской он сдавал, что было обычным делом для владельцев городской недвижимости. По данным Рязанского городского по квартирным делам присутствия на 1913 год, квартиры в доме Соловьева снимали купцы Рудаков, Девятов и капитан Михайлов.

В советское время Дом Соловьёва (так эксперты предлагают именовать его в госреестре), как и прочие частные домовладения Рязани, забрали в собственность государства и использовали как многоквартирный жилой дом.

IMG_2155.jpg

Что делать собственникам?

Сегодня здание находится в аварийном состоянии. Его намеревались снести ещё до 2020 года, но эти планы изменило попадание под госохрану. По состоянию на март 2019-го квартирами владели 20 человек. Возможно ли содержать такой дом в порядке за счёт отчислений в фонд каремонта? Ответ очевиден. Средств, которые собирают с собственников за текущий и капитальный ремонт, недостаточно для реставрации памятников архитектуры, хотя по закону делать это должны именно владельцы.

На жильцов дома №46 по Праволыбедской новый статус здания уже повлиял. Как рассказал 62ИНФО один из них, во-первых, государство наложило на них обременение: любое действие (продажу, сдачу в аренду) нужно согласовывать с профильными органами власти. Кроме того, составлено «охранное обязательство» — инструкция о том, что можно или нельзя делать с помещениями.

Во-вторых, собственники лишились права на расселение. Наш собеседник признался: мотивации ремонтировать что-либо за свой счёт нет никакой, владельцы рассчитывали на другое развитие событий — получение новых квартир.

Их позицию можно понять: прочему охранный статус дом получил только сейчас, когда восстанавливать его и сложнее, и дороже?

Ремонт таких зданий требует разработки научного проекта реставрации. Работы по строгим нормативам должна выполнять фирма с соответствующей лицензией.

Полгода назад Николай Любимов поручил не допустить разрушения деревянных домов в центре Рязани. Они вошли в специальный список зданий, которые подлежат охране в рамках принятого постановления об историческом поселении. Учитывая большой общественный резонанс и интерес к истории, губернатор также инициировал создание совета по сохранению культурного наследия. В него вошли учёные, деятели культуры, священнослужители, строители и другие специалисты.

По сведениям рязанского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, скоро региональным властям на федеральном уровне разрешат делать противоаварийный ремонт ветхих домов (со степенью износа более 70%) и оказывать материальную поддержку собственникам квартир в аварийных домах для покрытия части расходов на покупку нового жилья по ипотеке.

В декабре Государственная Дума одобрила в третьем чтении законопроект о комплексном развитии территории и механизмах расселения аварийного и ветхого жилья. Документ устанавливает единый механизм этих процессов.

А пока каждый регион ищет свои пути спасения исторических домов. Так, в Калининградской области в этом году заработает программа сохранения историко-культурного наследия. Её главный инструмент — льготный региональный кредит. Собственники и арендаторы домов-памятников получат дешёвые длинные деньги на их восстановление и реконструкцию.

Мировая практика такова, что обычно из них делают музеи, трактиры или гостиницы, чтобы место с таким статусом и приносило доход, и его увидело как можно больше людей. Если же властям и владельцам не удаётся договориться, начинаются суды, но это худший вариант развития событий.

Что можно сказать по итогу. Основополагающие нормы охраны культурно-исторического наследия закреплены в статье 44 Конституции Российской Федерации: «Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям; каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».

Признать ценность чего-либо сегодня уже недостаточно. Наследие и культура — не только дар предков, но и большая ответственность. Сохранение требует регулярных, рутинных и последовательных действий. Это систематическая работа, в которую, по-хорошему, должны включаться все.

Ирина Орлова

Больше новостей в нашем Telegram-канале и в группе ВКонтакте. Подписывайтесь - и будьте в курсе главных событий.

Иллюстрации:  Ринета Цветкова/62ИНФО
Читайте 62ИНФО


Новости партнеров