Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Литература и журналистика.

Валерий ГАНИЧЕВ: Региональные литературные журналы – острова культуры в океане «попсы»

– Валерий Николаевич, как вы считаете, в последние год-два-три… идет процесс возрождения литературного журнала?

– Когда пришел дикий рынок, лите­­ратура как таковая не смогла вписаться ни в какие рамки концепций, которые наши реформаторы предложили тогда в качестве программы для страны. И, тем более, прижиться в роли некоего обслуживающего персонала в виде глянцевых, гламурных журналов. Но все-таки в Росси есть традиция – очень сильная – связанная, во-первых, с почитанием классической отечественной литературы, связанная с тем, что не ушла традиция чтения из нашей жизни, и во-вторых, с тем, что нравст­венные проблемы, которые настоящая подлинная литература поднимает, все-таки обществом востребованы. Поэтому многие руководители регионов, особенно наших национальных республик, которые блюдут свою национальную литературу, помогают выживать литературе вообще и журналам в частности. Предоставляют возможности национальным литераторам объединяться в союзы, иметь свои издания, поддерживают финансово. Не все, некоторые губернаторы некоторых областей, но – это же тоже власть! Например, на протяжении последних лет Строев оказывал помощь литературному процессу на Орловщине. Именно там впервые была введена система стипендий или грантов – как угодно назовите, но именно там выделялись средства на издания книг местных писателей, именно там издавались альманахи… Там впервые были организованы литературные премии…

Общество и власть на местах почув­­ст­­вовали, что все-таки без русского слова, без литературы нельзя наладить нормальную жизнь, создать гражданское общество. Нас ведь пытаются приучить к «экспресс-журналам»… Читаешь их и удивляешься: ну, какую только чушь в них не публикуют под видом литературы! Там сбилось такое кольцо людей… ну, как говорят на Украине, – «заробитчане». Ну, вот зарабатывают они на этом деле и им плевать, о чем писать, как писать. А настоящий литератор пишет о том, что волнует общество, он это чувствует, а не то, чего от него ждут алчущие прибыли издатели.

– Да мне кажется, что и издателю, который думает о своем же будущем, выгодно печатать хорошую литературу. Но много ли действи­­­­­тельно солидных издателей? Что каса­­­ет­­­­­­­­­­­ся журналов, то у них все-таки больше возможностей поддерживать уро­­­­вень…

– Безусловно, лучше вообще не выпускать журнал, чем выпускать псевдолитературную жвачку. И вы правы, такие журналы, как «Подъем», «Сибирские огни», старейший наш журнал «Дон» последнее время стали особенно заметны в литературном процессе. Причем, что сейчас стало характерно для таких журналов, так это то, что в них печатаются как «свои» писатели, так и представители других регионов, областей…

– Так ведь и хорошо! Во-первых, так связывается, «сшивается» литера­­­турное (а, значит, и культурное) пространство России. А во-вторых, таким образом сохраняются островки хорошей литературы, классического языка…

– Островки в океане попсы, так сказать… Это замечательно. Это дает и уровень, и сравнение, и… читателю интересно. Это расширяет его кругозор. Вообще, «журнальная литература» возрождается. Хороший жур­­­­­­­н­­­­­ал организовался в Волгограде – в нем тот же принцип: соединение все­­­­­­го лучшего, что есть в России. Про­­­­должа­­­­ют жить и быть вполне литературно целенаправленными «Сибирс­­кие ог­­­­­ни». Возродилась «Аврора», и это очень важно для писателей России. В Санкт-Петербурге появился очень интересный журнал «Новая Ладога». «Невский проспект» – очень нужный, научный, литературный… Вста­­­­ла на ноги «Десна» – это журнал брян­­­­­ский. В Архангельске – полнокровный замечательный журнал «Дви­­­на». Журнал «Север». В 60-70-х годах этот журнал был одним из центров нашей литературы. Все, что происходило в Москве, уходило на «Север»… Было время, когда он упал, из него пытались сделать камерный журнальчик Карелии, но сейчас он снова возродился и добился, так сказать, всероссийского звучания… Я бы назвал журнал «Бельские просторы». Он выходит в Уфе… Крепкий журнал «Алтай» в Барнауле… «Волга» возродилась, «Самарское эхо»… Замечательные журналы «Иркутск» и «Вологда». Эти журналы связаны с именами Василия Ивановича Белова и Валентина Григорьевича Распутина. Вологда проявила инициативу всероссийского конкурса рассказов. Книжку издают… Ну, молодцы! Мы здесь в Москве не удосужились, а они вот сделали… Да, кстати, когда я был в ва­­­­­­ших краях, в Сарове, в Санаксарском монас­­­тыре, в Темникове, мне пода­­­рили несколько номеров журнала «Нижегородская Провинция», который выпускает Любовь Ковшова. Хороший классический литературный журнал! Причем, хоть и назван «Провинция», а содержание – вовсе не провинциальное – отличные авторы из разных уголков России… Так что, процесс идет. Конечно, «литературной попсы» пока море! Море вокруг нас этих удовольствий, которые предлагают в виде убийств, раздеваний, скверно­словия, духовной порнографии…

– А не кажется ли вам, что народу, во всяком случае, который еще не разучился читать, вот эта вся чернуха-порнуха уже надоела? Поэтому, собственно говоря, и литературные журналы вновь стали пользоваться спросом…

– Безусловно, приелось. А с другой стороны, возвращается здравый трез­­­­­­­­вый взгляд, вкус… И, все-таки, рабо­­­­­тают учителя наши… Вообще – надежда на следующее поколе­­­­­ние. Казалось, поколение потерянных… А оказалось, что это поколение – вну­­­­­­ки, правнуки тех, кто воевал, заявляют, что они хотят жить в стране победителей. Они своих дедов и прадедов на былинный уровень возвели…

– Так говоря о новом поколении, считаете ли вы, что сейчас литературные журналы для молодых, на­­­­чинающих писателей – своего рода трамплины?..

– Литературные журналы всегда были трамплином. Если ты попал в него, то приобретаешь некое качество, потому что это такой стимул, новые возможности… А сейчас – тем более…

– А не кажется ли вам, что пока маловато юношеских и детских журналов?

– Я бы сказал, что очень мало. А те, что претендуют на уровень, они, так сказать, псевдолитературны. Я говорю о качестве.

– Может, нет пока четкой государ­ственной политики в отношении детских журналов? Может, причина и в этом?

– Да на государственном уровне, мне кажется, пока нет вообще никакой политики в отношении всей литературы. Декларации провозглашаются, а это все-таки надо делать реально... Но хорошо, что в государстве есть все же некие государственные мужи, которые все-таки чувствуют необходимость заниматься делами литературы… Грызлов, например, собирал недавно руководителей творческих союзов, он очень внимательно выслушал нас, расспросил о наших бедах. Это впервые произошло, и это очень важно, что нас слушают: необходим закон о творческих союзах, необходимо принять национальный проект «Культура»… Реакция на наши предложения была положительная. Но мы же понимаем, что сейчас идет кризис, и опять культуре отведено самое печальное место. Мы встревожены. И как выстоять, мы до конца не знаем… Вот сейчас идет покушение на наше здание, которое еще Михалков пробил. Нам говорят, вы не имеете права сдавать в аренду помещения. А на что жить?.. Но, слава Богу, что у нас есть литературные очаги, есть журналы, есть издатели…

– Принято говорить про преемст­венность поколений. Вы можете сказать, что сейчас приходят на смену писатели, которые, если говорить образно, подхватывают знамя…

– Могу, хотя трудно… Например, Виктор Николаев. Афганец, вертолетчик. Человек, который потряс своей повестью «Живые в помощи»…Писатель из Москвы Трапезников… Из поэтов – Евгений Сеничев. Прекрасный поэт, большого звучания…Диана Канн…

– Валерий Николаевич, нет ли у вас ощущения, что наша литерату­­­­­­ра за последние пятнадцать-двад­­­­­цать лет разучилась писать о положительном, о светлом, ну, о добром, что ли? Словом, как известно, можно и убить, а можно и поддержать…

– Мы эту проблему обсуждаем: как нам воссоздать все-таки литературу созидания, ободрения нашего народа… Вот сейчас мы проводим творческий конкурс «Спешите делать добро». Тот, кто делает добро, он это делает тихо. Но рассказать о тех, кто делает добро, это уже наша задача. Надо высечь эту искру, показать… Так что вот, надежда на молодых есть. Пробиваться им тяжело… Поэтому, если во главе местной власти стоит человек, понимающий, что «не хлебом единым…», то и литература в регионе развивается интереснее.

– Возвращаясь к нашим «островам», как вы считаете, вернут ли себе литературные журналы то место в общественной жизни, которое они имели в «доперестроечную эпоху»? И нужно ли это сейчас?

– Безусловно, нужно… Но времена меняются, меняются и реалии жизни. Очень большое пространство занимает сегодня интернет и в каком-то смысле он стал альтернативой привычным способам общения писателей с читателями. Особенно для молодого поколения. Конечно, литературные журналы никуда не уйдут. Чтение «бумажной» литературы – это своего рода ритуал, который никак не заменить холодной прагматичностью чтения с экрана. И человек с возрастом начинает пони­­­­мать это и ценить. В чтении «живой» книги – больше тепла, душевности…

– Ну, да – вечер, кресло, торшер, метель за окном… К тому же, не кажется ли вам, что интернет пока еще слишком засорен псевдолитературой? Я иногда «влезаю» в сетевые литературные журналы и ужасаюсь порой откровенной халтурностью того, что там «вывешивается».

– К сожалению, это так… Будем надеяться, что интернет-литерату­ра переживет свои «подростковые болез­ни», и уровень ее повысится, вместе с уровнем вкуса читателей. А пока… давайте держать курс на наши «острова» – хорошие литературные журналы, которые сумели выжить в бурном море современной жизни…

Беседовал Александр ЛОМТЕВ.

Журналист

4
Рейтинг: 4 (1 голос)
 
Разместил: almakarov2008    все публикации автора
Состояние:  Утверждено

О проекте