Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Невеста из Касимова

Рязанские женщины сыграли свою выдающуюся роль в истории России. Не будем упоминать здесь о легендарных героинях Рязанского княжества княгини Евпраксии Зарайской, которая, услышав страшную весть о гибели мужа, бросилась с высокого терема на землю и разбилась, и стрелецкой женки Авдотьи Рязаночки, чья настойчивость, смелость и мудрость помогли вернуть на родину пленных рязанцев. О героинях Рязанского княжества сказала свое золотое слово народная молва. Обратимся теперь к менее известным историческим личностям, среди которых дочь касимовского дворянина Федора (Рафа) Родионовича Всеволодского, первая невеста царя Алексея Михайловича Романова, Евфимия (Афимья) Всеволодская.

Для женитьбы царя со всей России свезли в Москву тысячу «пристойных девиц». Затем их число сократилось до двух сотен, из которых было отобрано шесть кандидаток в царские невесты. Алексей Михайлович остановил свой выбор на дочери касимовского дворянина, Афимьи Всеволодской, но ей, из-за дворцовых интриг и борьбы за власть боярских партий, не суждено было стать венчанной царицей.

Вот как описывает это событие шведский поверенный в делах Фербер: «14 февраля его царскому величеству представлены были во дворце, в большой зале, шесть девиц, выбранных из 200 других, назначенных для того вельможами, и царь избрал себе в супруги дочь незнатного боярина Федора Всеволодского; когда девица сия услышала о том, то от великого страха и радости упала в обморок; великий князь и вельможи заключили из того, что она подвержена падучей болезни: ее отослали на три версты от Москвы к одному боярину, чтобы узнать, что с нею будет, между тем родители ее, которые поклялись, что она прежде была совершенно здорова, взяты под стражу. Ежели девица сия получит опять ту же болезнь, то родители и друзья их должны отвечать за то, и будут сосланы в ссылку. Некоторые думают, что великий князь после пасхи женится на другой»[1].

Как утверждают современники, шестнадцатилетнюю невесту Афимью Всеволодскую отравили. Об этом в своей книге пишет подьячий посольского приказа Г. Котошихин: «И сведав царь у некотораго своего ближняго дочь, девицу добру, ростом и красотою и разумом исполнену, велел взяти к себе на двор и отдати в бережение к сестрам своим царевнам, и честь над нею велел держати, яко и над сестрами своими царевнами, доколе сбудется веселие и радость. У некоторых бояр и ближних людей дочери были, а царю об них к женитьбе ни об единой мысль не пришла; и тех девиц матери и сестры, которые у царевен жили, завидуя о том, задумали учинить над тою обранною царевною, чтоб извести, для того что: надеялися, что по ней возьмет царь дочь за себя которого иного великого боярина или ближнего человека. И скоро то сотворили, упоиша ее отравами. Царь же о том велми печален был, и многи дни лишен был яди (еды. — В.С); и потом не мыслил ни о каких высокородных девицах, понеже познал о том, что то учинилось по ненависти и зависти»[2].

Английский врач С. Коллинс прямо называет виновника всех несчастий Афимьи Всеволодской: «Как скоро царю наступила пора жениться, к нему свезли всех лучших красавиц из государства; одной, которая ему понравилась, он дал платок и кольцо; но когда она в другой раз явилась перед ним в царской одежде, Борис приказал так крепко завязать ей венец на голове, что она упала в обморок»[3].

Неискушенным в дворцовых интригах провинциальным дворянам невозможно было противостоять опытным царедворцам, во главе которых стоял царский фаворит Борис Морозов. Царю Алексею Михайловичу путем различных комбинаций представили другую невесту, боярышню Марью Ильиничну Милославскую, которая стала царицей. Морозов через десять дней женился на сестре царицы, Анне Милославской.

О том, что интриги и противодействие женитьбе царя на Всеволодской на самом деле были нешуточные, доказывает царская грамота от 10-го апреля 1647 года. В ней указывается, что в заговоре против Всеволодской участвовал дворовый человек родственника царя Никиты Ивановича Романова, Мишка Иванов, сосланный за свои злодейства в Кирилло-Белозерский монастырь: «<...> послан к вам в Кирилов монастырь, под крепкое начало, боярина нашего крестьянин Мишка Иванов за чародейство и за косной развод, и за наговор, что объявился в Рафове деле Всеволодского, и для ссылки отдан стряпчему Филиппу Ерастову; и как к вам сия наша грамота придет, а колодника Мишку Иванова к вам в Кирилов монастырь привезут, и вы-б его, взяв, велели посадить под начал старцу добру и крепкожительну и велели его держать под крепким началом с великим бережением»[4].

Но оклеветанной невесте от этого было не легче: она и ее семейство оказались в сибирской ссылке, где находились там в течение шести лет. Только в 1652 году, после смерти отца Афимьи[5], Всеволодские вернулись из ссылки на постоянное место жительство в отдаленную касимовскую деревню[6]. На самом деле опальное семейство вернулось на родину не ранее второй половины 1653 года, поскольку на это событие указывает царская грамота от 17 июля 1653 года: «От Царя и Великого князя Алексея Михайловича всея Руси в Касимов Ивану Прокопьевичу Литвинову. По нашему указу велено Рафову жену Всеволоцкого и детей ея, сына Андрея и дочь, с людьми отпустить с Тюмени в Касимов с приставом, с Тюменским сыном боярским, и быти ей и с детьми и с людьми в Касимовском уезде в дальней их деревне; а из деревни их к Москве и никуда отпущати не велено <...>. Писана на Москве, лета 7161 (1653), Июля въ 17 день. За приписью дьяка Андрея Немирова»[7].

Возвращенная из ссылки Афимья Всеволодская так и не вышла замуж, отвергая притязания многочисленных женихов, и умерла двадцати шести лет от роду, храня в своей девичьей светелке подарок венценосного жениха Алексея Михайловича Романова: платок и обручальное кольцо.

Источник: "Легенды Рязанского края", В.Семин.

Сноски:

1. Мордовцев Д.Л. Русские женщины. М., 1993. С. 136.
2. Там же. С. 138.
3. Коллинс С. Нынешнее состояние России, изложенное в письме к другу, живущему в Лондоне // ЧОИДР. М., 1846. № 1.С. 31.
4. Мордовцев Д.Л. Там же. С. 137.
5. Соловьев В. Касимовская невеста. Рязань, 1992. С. 218.
6. Мордовцев Д.Л. Там же. С. 138.

7. Шишкин Н.И. История города Касимова с древнейших времен. Рязань, 1891. С. 99.

Портрет царя Алексея Михайловича в "большом наряде". Неизвестный художник XVII в. Вид с минарета Старой мечети в сторону Нового Посада и центра города Касимова
5
Рейтинг: 5 (1 голос)
 
Разместил: Рязанец    все публикации автора
Изображение пользователя Рязанец.

Состояние:  Утверждено

О проекте