Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Константин Дмитриевич Носилов (1858-1923) – исследователь Севера

Константин Дмитриевич Носилов (1858-1923) – исследователь Севера,один из первых зимовщиков на Новой земле, писатель.

Родители и братья дедушки моего прадеда священника г.Сапожка отца Симеона Перова открылись совершенно неожиданным для меня образом. В конце февраля 1996 года меня нашел краевед из Екатеринбурга Юрий Дмитриевич Охапкин, который без всяких предисловий написал в письме «Гордитесь! Вы родственница писателя Константина Дмитриевича Носилова»! Ох уж эти краеведы!.. Все им нипочем - взял и за тридевять земель отыскал четвеюродную внучку….

Константин Дмитриевич Носилов
Константин Дмитриевич Носилов

А что делать этой внучке, если она даже не догадывалась, что у нее есть такие родственники, да и вообще до этого письма ничего не знала о Константине Дмитриевиче? Но неугомонный Юрий Дмитриевич вдогонку за первым письмом выслал родословную, составленную человеком, родством с которым я должна была гордиться: «Со стороны матери отца моего священника села Крестовского Димитрия Иоаннова Носилова священнической вдовы Александры Андреевны Носиловой - прадед Рязанской Епархии, села Перьев, священник Сергей Сергиевский; супруга его Стефанида Иванова дети их: диакон села Перьев Андрей Сергеев Перов, мещанин города Касимова Рязанской губернии, Федор Сергеев Перов и священник города Сапожка Симеон Сергеев Перов. Диакона села Перьев Андрея Сергеева Перова дочь Александра Андреевна Носилова - моя бабушка».

Дмитрий Иванович Носилов.Отец К.Д.Носилова
Дмитрий Иванович Носилов.
Отец К.Д.Носилова

Так я узнала о братьях и родителях деда своего прадеда. Константин Дмитриевич Носилов в родословной написал все правильно. Я сверила его данные с документами Государственного архива Рязанской области.

Прадед Носилова диакон Андрей Перов был еще и учителем священноцерковнослужителей и их детей сел Перья, Бетино, Шостье, Мышцы, Увяз, Починки, Лубонос, Илебти, Мелехове, Салаур, Дубровка. Сохранилась ведомость за 1806 год, собственноручно написанная диаконом Андреем, о том, кто из его учеников, когда и чему начал учиться, что из какого предмета изучил, чему ныне обучается и с каким успехом, какого кто состояния и поведения.

Родился Константин Дмитриевич в се¬мье священника на Урале, но фамилию носил рязанскую. Его прадед Василий Иосифов с 1801 по 1803 год служил священником Успенской церкви села Носилово Пронской округи. Фамилия пошла от названия села.

В клировой ведомости за 1826 год о Богородицерождественской церкви села Перья Касимовской округи показано, что дьяконом этой церкви служит Иван Васильевич Носилов. На его иждивении находятся 5 человек: жена Александра Андреевна с дочкой Надеждой, мать – Анна Афонасьевна, вдова священника села Носилова Пронской округи Василия Иосифовича, тесть заштатный диакон Андрей Сергеевич Перов и бабушка жены Стефанида Ивановна, вдова бывшего священника этого села Сергия Федорова. Понятно, что не от хорошей жизни уехали на Урал бабушка и дедушка К.Д.Носилова.

Произведения Константина Дмитриевича автобиографичны. В его рассказе о женитьбе дяди «Как я женился» есть сведения о судьбе семьи на Урале. К.Д.Носилов писал от лица дяди: «Я только что, помню, перешел в богословский первый класс семинарии, как лишился своего родителя, который священствовал в селе Зырянке. Хорошее было село, зажиточное, но у родителя была громадная семья, и доходов его только что хватало для нашего воспитания. Шутка сказать, нас было четверо у него сыновей и четыре дочери, которых хотя не учили тогда грамоте, но надо было тоже приготовить им хорошее приданое, чтобы выдать в замужество, как требовал обычай».

Помог семье архиепископ Аркадий. Он оставил за дядей К.Д.Носилова зырянский приход, как за будущим его священником, чтобы он, получая содержание, мог продолжать учение и в то же время помочь семье встать на ноги и поддержать после смерти отца хозяйство. Есть в этом рассказе и свидетельство о переезде семьи от лица бабушки, Александры Андреевны: «мы приезжие с отцом из другой, далекой губернии люди».

Старший брат Константина Дмитриевича Носилова Геннадий Дмитриевич Носилов в Рязанской губернии работал земским ветеринаром. В 1885 году он закончил Казанский ветеринарный институт.

Позже я поняла, что родством с таким человеком, как Константин Дмитриевич Носилов, действительно, можно гордиться. В феврале этого года исполнилось 85 лет со дня его смерти, а в октябре - 150 лет со дня рождения. В России конца XIX — начала XX века он был широко известен как ученый, иссле¬дователь Севера, один из первых зимовщиков и строителей храма на Новой Земле, как писатель-путешественник, как фотограф. Много материалов о Константине Дмитриевиче помещено сейчас на различных сайтах в интернете. Но было время, когда о нем помнили только его земляки с Урала.

К.Д.Носилов бывал во Франции, Австрии, Швеции, Норвегии, Китае, Монголии, Туркес¬тане, Алтае. Поклоняясь святым местам, он путешество¬вал по Египту, Палестине и Средиземноморью, а также встречался со своим земляком о. Антонином (в миру А.И.Капустиным), возглавлявшим русскую православную миссию в Иерусалиме. И каждое путешествие давало Константину Дмит¬риевичу материал для написания очерка или рассказа, которые он иллюстрировал собственными фотографиями.

Книги К.Д.Носилова выдерживали до 9-ти переизданий. Много книг Константин Дмитрие¬вич написал специально для детей. Его книги издавались и после 1917 года и все-таки в насто¬ящее время стали библиографической редкостью. Не выходило книг и о самом Константине Дмитриевиче.

Только в 1989 году в Свердловске в серии «Наши земляки» увидела свет книга А. Омельчука «К.Д.Носилов». Звездный час полярной биографии Константина Дмитриевича — три зимовки на архипелаге Новая Земля в 1887-1890 годах. Это первая добровольная научно-исследовательская зимовка на грозном полярном архипелаге: ни русская наука, ни любая иная такого полярного добровольчества в ту пору не знали. Носилов стоит у истоков арктической традиции долговременных зимовок. Он показал образец, того, что может один, а тем более группа исследователей, если не налетом, а стационарно устроиться в «сердце» полярной стихии. Не с его ли новоземельской зимовки в русском сознании закрепилась мысль, что высокоширотные полярные области нужно брать терпением, долговременной осадой?

Он родоначальник еще одной гуманистической идеи: подлинно человеческого отношения к северному «дикарю-инородцу. Все его творчество озарено этой благотворной, животворящей мыслью: бесценен опыт тех, кто тысячелетиями осваивал сурово-недоступные широты.

Он рассказывал о трагическом опыте этого выживания-освоения, он сумел показать душу северного человека — ненца, манси, ханта. Одним из первых, если не самым первым, он обратился к их духовной жизни. Носилов ввел культуру этих народов в систему мировых ценностей.

А.Омельчук, сравнивая К.Д.Носилова с В.Русановым, Г.Седовым, Г.Брусиловым считает, что его заслуги не меньше, но "экспедиционной практике Носилова недостает опасной сенсации, смертельного приключения, наделавшего всемирного шума. Арктического мученика из него не получилось, его экспедиции казались слишком "благополучными" - он, возможно, излишне основательно был подготовлен к полярным переплетам, действовал рискованно, но разумно, не заходя дозволенного природой. Арктика, даруя жизнь своим отважным исследователям, взамен часто отнимает славу».

Сам же Константин Дмитриевич писал: «В нашем веке очень трудно добиться популярности. Чтобы быть известным, недостаточно, как говорят, и «пяти пядей во лбу», нужно еще сделать что-нибудь отменно хорошее или какую-нибудь колоссальнейшую глупость, да и то известность такого человека едва ли распространится далее того общества, в котором он живет, и редко-редко займет внимание массы».

См. также Рождество в Иерусалиме. Константин Дмитриевич Носилов (1858-1923)

5
Рейтинг: 5 (4 голоса)
 
Разместил: T_Schustova    все публикации автора
Состояние:  Утверждено


Комментарии

Изображение пользователя gminas.

Очень часто замечательным поступкам русских людей - во всех сферах деятельности не хватало рекламы. Это один из примеров. Большая, нужная для страны и народа работа делалась не шумно.

О проекте