Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Сказка о Кальном.

Во всём, определённо, во всём надо уметь находить хорошее! Даже в том, что остался без машины.

Отправься я в тот день на работу не на общественном транспорте, а, словами Пелевина выражаясь, в бункере для стояния в пробках, то так и не узнал бы, что в нашем городе проходит акция «Историческая остановка».

Водителям транспортных средств и иногородним читателям, думаю, надо пояснить, что это такое.

Акцию «Историческая остановка» провела администрация Рязани. Она проста, как всё гениальное: часть рекламных площадей на остановочных павильонах использовали для размещения научно-популярной информации исторического и краеведческого характера. Пока маршрутку ждёшь, волей-неволей, взглядом за это дело зацепишься. И той же волей-неволей какая-то частица исторической информации отправится если не в кору, то в подкорку.

Остановка, на которой я ждал попутный транспорт, несла на себе баннер, посвящённый рязанскому микрорайону Кальное.

Район этот я ещё помню даже не пригородом Рязани, а её неким дальним форпостом. Застроен он был одноэтажными частными домовладениями, утопающими в садах. К задам упомянутых садов-огородов во время весеннего паводка вплотную подходила Ока, оставлявшая после себя не просыхающее малярийное болото. Строить здесь советские СНиПы запрещали, Кальное было признано бесперспективным для развития и, казалось, что таким деревенским оазисом оно останется навсегда.

1_Kalnoe.jpg

В городскую черту Рязани деревня Кальное вошла лишь в 1989 году.

Либерализация строительных норм и правил, пролоббированная строительными компаниями, привела к тому, что годными под застройку было признано множество гиблых мест, в том числе и заболоченное Кальное. Частный сектор молниеносно снесли, неустойчивые грунты подсыпали песочком и…

От того Кального с вишнёвым цветом и петушиным пением, которое ещё помнят старожилы вроде меня, не осталось ничего. Всего-то тридцать лет прошло, а уже возникла необходимость рассказывать о нём в рамках акции «Историческая остановка», как о чём-то далёком, времён если не динозавров, то мамонтов.

В достоверных исторических хрониках Кальное появляется впервые под названием Кальная слобода. Версия в отношении происхождения этого названия носит былинно-патетический характер. Дескать, где-то на заре упадка татаро-монгольского ига, приободрившиеся рязанцы решили как-то отбить у очередных баскаков полон. Стычка произошла на месте будущей слободы, которую назвали Кальной из-за того, что рязанцы врагов перекололи.

Что ж, приписывать себе героическое прошлое свойственно всем. В противоположную от Рязани сторону лежит деревня Перекаль. Её аборигены рассказывают ровно ту же историю про победоносных рязанцев и переколотых татар. И точно так же объясняют происхождение названия своего населённого пункта. Не взирая даже на то, что в местном диалекте есть существительное «перекалье». И означает оно, увы, не место, где когда-то кто-то кого-то переколол, а… промежуток или перешеек между двумя соседними озёрами или болотами.

Так и Кальное надо выводить не от «колоть», а от – пардонмуа! – «кал».

Хотя, почему пардон, почему муа? Праславянское слово «kalъ» во времена оны значило не только и не столько твёрдые экскременты, сколько «грязь, тина, слякоть». Исчерпывающий, по-моему, список того, что оставляла здесь Ока после разлива.

Собственное значение было и у специфического словосочетания «кальная поверхность» – нетвёрдая, неустойчивая, дрожащая под ногой почва.

На этом краеведческий экскурс у меня закончен, так как прямо там, у «исторической остановки» с рассказом про Кальное, мысли мои потекли совсем в другом направлении. Пришёл мне почему-то в голову объект эпический, но созвучный – Калинов мост. Да-да, тот самый, который по-над рекой Смородиной. И где святорусские чудо-богатыри пресекают попытки разной многоголовой нечисти проникнуть в наш Мир с деструктивными целями.

2_Vasilev.jpg

Битва на Калиновом мосту в представлении Константина Васильева.

Этимология названия «Калинов» достоверно не установлена. Официальная наука объяснение предлагает самое дебильное из всех возможных: раз, Калинов – значит, сделан из калины! Калина, конечно, в русской мистической традиции растение сакральное (хоть раз в жизни дослушайте до конца знаменитую «Калинку-малину» и поймёте, что это не песня, а заговор добра молодца на любовь красной девицы), но объяснение такое выглядит притянутым за уши (а Калин-царь тоже из калины сделан?!).

Вторая версия более вменяема: Калинов мост называется так от того, что он раскалён. Первоисточники утверждают, что река Смородина, над которой он расположен, имеет обыкновение при попытке её форсирования вспыхивать пламенем до небес. От этого пламени Калинов мост раскаляется. Ну, и, соответственно, сделан он в этом случае не из калины, а из меди.

Сторонники второй версии подкрепляют её наличием аналога в родственной мифологии. В скандинавских верованиях имеется такой неодушевлённый персонаж, как мост Биврёст. Он соединяет землю с обителью богов-асов, небесным градомАсгардом. Людям с земли он виден в виде радуги. Верхняя часть моста-радуги всегда красная от того, что постоянно полыхает неугасающим пламенем. Это необходимо, чтобы ледяные великаны не проникли в обитель богов.

3_Bivryost.jpg
У Биврёста и Калинова моста есть общий предшественник – радужный мост Чинват из авестийских верований.

Пора нам и собственную версию озвучить. Что-то мне подсказывает, что Калинов и Кальное – однокоренные слова, происходящие от протославянского, не совсем благозвучного и совсем не пафосного «kalъ».

Но я бы вывел его не напрямую из «грязь, тина, слякоть», а именно от прилагательного «кальной» в значении нетвёрдый, неустойчивый, дрожащий под ногой. Тогда получится, что Калинов мост с божественного языканаших предков можно перевести на наше варварское наречие как«Дрожащий мост».

Любое доказательство требует проверочных решений. Их есть у меня!

Спасибо добрым людям, до нас доказавшим тождественность нашего Калинова моста и эддического моста Биврёст и тем самым сэкономившим нам кучу времени и печатных знаков. Так, вот – Биврёст переводится с языка «Эдды» как «Трясущаяся дорога» или «Дрожащий путь».

Полагаю, мне не надо дополнительно обосновывать, что в рассматриваемом случае Дрожащий путь и Дрожащий мост – это даже не синонимы, а разноязыкие обозначения одного и того же объекта!

Орлов Владимир.

5
Рейтинг: 5 (1 голос)
 
Разместил: Хайрат    все публикации автора
Изображение пользователя Хайрат.

Состояние:  Утверждено


Комментарии

Рубрика «Комментировать» в статье «Рязанский вилайет» отсутствует. Пришлось опять воспользоваться «Сказкой о Кальном».

Свой комментарий я щедро разбавил желчью сарказма и ехидно предложил Елене Валентиновне обратиться в Госдепартамент США с просьбой сделать нашу область 52-м штатом. Дескать, чего же мелочиться – уж, если присоединяться так не к Московии, а напрямую к Америке.

А когда это у Штатов 51-ый штат появился, чтобы ваша область могла стать штатом 52-ым?

Иван ещё какое-то время «партизанил» в окрестностях Рязани, но когда кольцо вокруг него стало сужаться, ушел в Литву под покровительство Сигизмунда I.

Ниже вы опубликовали портрет, который меня весьма удивил. Чем? А тем, что, желая показать своим читателям изображение Сигизмунда I, вы показали Сигизмунда I I, да ещё и пронумеровали его под номером 1-ым.

Этот ореол мучеников и страдальцев за правду отчасти и обеспечит Лжедмитрию феноменальный, хотя и кратковременный, успех. А у нас подобное станет национальным видом спорта: в 1917-м с такой же эйфорией Россия встретит вернувшегося из эмиграции Ленина, в 1991-м – Солженицына, Ростроповича и прочих диссидентов, якобы не покладая рук боровшихся с советской властью из далёкого зарубежья…

Мстислав Леопольдович вернулся в Россию в 1990 г., а Александр Исаакиевич – в 1994 г.

Но самое-то интересное, что договор о включении Рязанского княжества в состав Турции не был денонсирован. Его положения не отменены и поныне – про них просто забыли в сумбуре последующих событий! Таким образом, чисто юридически мы имеем все права числиться турецко-подданными. В конце концов, какая нам разница как мы будем называться – Рязанской областью или Рязанским вилайетом – и чей ставленник – московский или стамбульский – будет у нас губернаторствовать?

Деление Турции на вилайеты осталось в прошлом, так что речь может идти о Рязанском иле. А ставленник соответственно будет не стамбульский, а анкарский.

Так, кто там, в Стамбуле, сейчас главный?!

На момент написания этой статьи мэром Стамбула был Кадир Топбаш. Сейчас таковым является Мевлют Уйсал.

Орлов Владимир
махаджир

(примечание: махаджирство – массовое переселение в Турцию народов с территорий, отошедших от неё по результатам русско-турецких войн к России).

мУхаджирство

Изображение пользователя Хайрат.

Коллега, как я понял не читать инструкции - это опция не только русских, а всех обитателей постсоветского пространства.

Объясняю правила. У меня нет публикаций с запретом комментирования. Если комментарии не клеятся непосредственно под телом статьи, значит, по техническим причинам обсуждение было вынесено на форум http://www.history-ryazan.ru/phpbb/viewforum.php?f=33

Милости прошу туда! Если какие-то Ваши мысли остались без ответа, значит, я их просто не вижу.

------------------------------------

По "Рязанскому вилайету". Статья была, если Вы не поняли, шутейная (как и всё остальное, что было связано в моей биографии с Еленой Валентиновной С.). Писалась она на скорость, пока был тёплым информационный повод, поэтому номера Сигизмундов на картинке мог попутать (гораздо сильнее переживаю, поверьте, за маму Карла Великого - как же это я так!?).

В США, Ваша правда, 50 штатов. И федеральный округ Колумбия. Так, что "субъектов федерации" там 51. Хотя, опять же соглашусь, что в таком ключе термин "субъект" был бы уместнее, чем термин "штат" (если бы, опять же, статья была серьёзным исследованием, а не юмореской с историческим уклоном).

1991-й год - в данном случае не календарная дата, а исторический рубеж. Вы, думаю, помните, как в совместном нашем советском прошлом под "Октябрём" и под "41-м" мы понимали по умолчанию не только и не столько календарную дату, а некую сломную историческую веху.

Ну, и, наконец, единственное, с чем не соглашусь, так это с махаджирством. У Вас, может быть, это и было мухаджирством, а у нас в Абхазии (Вы же в курсе, что я на лучшую мою половину абхазец) это было https://www.ekhokavkaza.com/a/2169813.html

Коллега, как я понял не читать инструкции - это опция не только русских, а всех обитателей постсоветского пространства.

Смею предположить, что и вообще значительной части Ойкумены.

Объясняю правила. У меня нет публикаций с запретом комментирования. Если комментарии не клеятся непосредственно под телом статьи, значит, по техническим причинам обсуждение было вынесено на форум http://www.history-ryazan.ru/phpbb/viewforum.php?f=33

Объясняю и вам. Я прекрасно знаю, что у вас нет таких публикаций и знаю, для чего на сайте http://www.history-ryazan.ru существует форум. Но по опыту наших бесед в рамках известного журнала, я не мог позволить себе роскошь переносить разговор в иную плоскость, дабы не увеличивать количество пропущенных вопросов.

Милости прошу туда! Если какие-то Ваши мысли остались без ответа, значит, я их просто не вижу.

Благодарю за приглашение! А вы разве не включили «уведомлялку», чтобы видеть то, что касается вас? Мною были прокомментированы «Персонаж второго плана», «3 июля – день забытой победы. Время героя», «Птичьи дары-2». Так что, не сочтите за труд, ответьте там, а в дальнейшем, возможно, и форум станет местом наших бесед. Я, кстати, на гостеприимной территории http://www.history-ryazan.ru стал осваивать и иные регионы, оставляя там свои комментарии.

Статья была, если Вы не поняли, шутейная (как и всё остальное, что было связано в моей биографии с Еленой Валентиновной С.).

Конечно, понял, что автор в шутейной форме решил описать трагические страницы истории своей родины, сопряжённые с гибелью людей.

Ну, и, наконец, единственное, с чем не соглашусь, так это с махаджирством. У Вас, может быть, это и было мухаджирством, а у нас в Абхазии (Вы же в курсе, что я на лучшую мою половину абхазец) это было https://www.ekhokavkaza.com/a/2169813.html

Абсолютно не был в курсе, что мой собеседник на лучшую половину является абхазцем. Глядя на вашу фотографию, на которой запечатлён человек с совершенно славянскими чертами лица, я никак не мог придти к такому выводу. Тем не менее, для того, кто в качестве ника выбрал арабское женское имя, наверное, представляет интерес, что в оригинале на арабском языке это слово произносится через «у».

Изображение пользователя Хайрат.

Но по опыту наших бесед в рамках известного журнала

Умейте расставаться с прошлым!

автор в шутейной форме решил описать трагические страницы истории своей родины, сопряжённые с гибелью людей

Во-1, вся история сопряжена с гибелью людей. Она, собственно, из этого и состоит... Во-2, такую умную мысль слышали: "Человечество смеясь расстаётся со своим прошлым"? В-3, даже не знаю, что с Вами случится, если Вы пройдёте по ссылке http://w-o-s.ru/post/19358... хотя, нет - даже не пробуйте!

арабское женское имя

А вот с этого момента по-подробней!

http://www.history-ryazan.ru/node/3685
Код Петра Великого
сб., 15/11/2008 - 09:21

Хотел прокомментировать в соответствующем месте, а там рубрики «Комментировать» нет. Так что не обессудьте.

С седых дорюриковских времён идет история торгового центра условно названного археологами «Спасско-Городенским погостом». В Приневье найдены клады арабских(!) монет, относящиеся ко времени активного функционирования «Пути из варяг в греки». Первый из них (серебряные сасанидские монеты VII-VIII вв.) был обнаружен ещё в 1797 г. при строительстве Галерной гавани; в 1804 г. крепостной крестьянин откопал на одном из островов, аж, 7 пудов серебряных монет; а в 1941 г. подобный клад (86 куфических и сасанидских монет) был найден близ Петродворца.
1) С чего это сасанидские монеты относятся к категории «кладов арабских монет»?
2) Каким образом сасанидские монеты могли быть отчеканены в 8 веке?

3) "Куфический" - относящийся к куфическому письму, одному из видов арабского письма. Если речь идёт о производном прилагательном от столицы халифата городе Куфа, то "куфийский".

Из современных столиц на этой широте расположены Анкара (уроженная Ансира), Ереван (появившийся на свет под именем Эребуни) и Пекин (тоже рождённый под другим именем – Цзы).

Информация об Эребуни как предшественнике Еревана выдумана той категорией «историков», по адресу которых вы неоднократно прохаживались в своих исследованиях. Ереван с несколько иным названием появился только в начале 16 века. Если вас интересует эта тема, то предоставить вам соответствующие ссылки не составит труда.

Изображение пользователя Хайрат.

1) Это цитата из Кропоткин В. В. "Новые находки сасанидских и куфических монет в Восточной Европе". // "Эпиграфика и Нумизматика, IX, М., "Наука", 1971 - сс.76-98. Все вопросы туда.

2) У Вас очень болезненная реакция на всё армянское! Нельзя так. Даже не из-за них, а из-за того, что это для нервной системы совсем не здорово.

Весьма оригинально сослаться на своего земляка, который к тому же вёл происхождения от самого Рюрика. Вот только Владимир Всеволодович указанные слова употреблял в несколько ином контексте, а потому их использование в публикации «Код Петра Великого» к нему не имеет прямого отношения.

У Вас очень болезненная реакция на всё армянское!

Наверное, всё же менее болезненная, чем у русского человека в 1942 году на всё немецкое.

Нельзя так.

Как сказать.

Даже не из-за них, а из-за того, что это для нервной системы совсем не здорово.

Совершенно с вами согласен. Поэтому стараюсь придерживаться золотой середины. Так или иначе, надо понимать, что ссылки вам не нужны, и вы продолжаете оставаться сторонником теории об Эребуни как предшественнике Еревана.

Если не составит труда, ответьте, почему вы не захотели вести беседу рамках комментариев к двум вашим другим публикациям?

Доброе утро, Владимир.
Весьма уютно здесь. Так что, возможно, буду захаживать к вам. Не задерживая ваше внимание на ряд опечаток (отсутствие пробелов), попавших в текст, хочу коснуться одного момента.

В столь тщательном исследовании этимологии Кального и Калинова моста в знак уважения к конспирологии и символизму можно было хотя бы вскользь пройтись по санскритскому слову "чёрная", которое вполне созвучно с протославянским «kalъ» («грязь, тина, слякоть») и даже в чём-то совпадает по смыслу.

Изображение пользователя Хайрат.

Здравствуйте, друг мой!

Рад Вас видеть у себя в гостях;-)

Извиняюсь, что промедлил с ответом - не была включена уведомлялка.

По существу. А я не знаю как санскритские термины, обозначающие чёрный цвет - असित asita, कृष्ण kR^iShNa,नील nIla и пр. - увязать с протославянским «kalъ»???

Ой! Кажется, понял! Вы имели в виду раскрученный термин "кали"?! Ну, так он производное от имени Кали и в язык попал после вхождения данной персоны в ведический пантеон. Но, поскольку, Кали не "истинная арийка", а пришелица из дравидо-гондского пантеона, то выпячивать эту версию я бы не стал. К тому же, любимый Вами Задорнов уже умер - обижаться на это больше некому.

Здравствуйте, Владимир.

Ожидание, продолжающееся более недели, наконец-то завершилось столь развёрнутыми ответами, что дают надежду на то, что history-ryazan.ru не станет зеркальным отражением ЖЖ, где не всякий вопрос воспринимается достойным ответной реакции.

Но, поскольку, Кали не "истинная арийка", а пришелица из дравидо-гондского пантеона, то выпячивать эту версию я бы не стал.

А её и не надо было выпячивать. Я предложил только вскользь пройтись по ней. Опять же только из уважения к конспирологии и символизму, а не к чему-либо или кому-либо иному.

К тому же, любимый Вами Задорнов уже умер - обижаться на это больше некому.

О каком Задорнове идёт речь – Николае Павловиче или Михаиле Николаевиче? Я задал уточняющий вопрос, потому что в любви к этим отцу и сыну замечен не был, а иные умершие Задорновы мне не знакомы. Если речь идёт о них, то попрошу подтверждение вашего мнения о моём отношении к упомянутому вами персонажу. И заметьте, не я первым помянул Михаила Николаевича в наших беседах.

Изображение пользователя Хайрат.

не станет зеркальным отражением ЖЖ, где не всякий вопрос воспринимается достойным ответной реакции

Если не возьмётесь опять играть в моего духовника, то не станет;-)

уважения к конспирологии и символизму

А с чего Вы взяли, что я уважаю эти две вещи, уже рождённые дискредитированными? Ещё запросите с меня уважения к психологии, официальной истории и теории Дарвина!

не я первым помянул Михаила Николаевича в наших беседах

По имени не Вы. Но идейки, которые Вы озвучивали местами (особенно, в части анекдотов от гаишников!), узнаваемы были даже безо всяких пруф-линков.

Если не возьмётесь опять играть в моего духовника, то не станет;-)

Назвав Карла Великого наполовину ободритом и идентифицировав Сигизмунда 2 в качестве Сигизмунда 1, вы решили и меня включить в этот ряд, определив в качестве «игрока в своего духовника». Надо понимать, шутейный разговор продолжается.

А с чего Вы взяли, что я уважаю эти две вещи, уже рождённые дискредитированными?

Перечитайте статью Владимира Орлова «Рука “Голоса”», и вам станут ясны причины моего мнения по этому поводу.

Ещё запросите с меня уважения к психологии, официальной истории и теории Дарвина!

По поводу теории Чарлза Робертовича уважения запрашивать не могу, так как сам являюсь в ней сторонником только естественного отбора, но не происхождения видов. Официальную историю уважать надо, как и любого другого оппонента, по крайней мере, до того, пока он уважительно относится к вам. А с первым вашим запросом всё выглядит гораздо сложнее. Когда человек, являвшийся заместителем директора Рязанского геронтологического центра имени П. А. Мальшина, считает возможным запрашивать в свой адрес уважения к психологии, возникает вопрос, как же ему удавалось занимать столь ответственный пост и не выдать своего истинного отношения к ней?

По имени не Вы. Но идейки, которые Вы озвучивали местами (особенно, в части анекдотов от гаишников!), узнаваемы были даже безо всяких пруф-линков.

Ну и кто сейчас стал инициатором поминания т. н. «дурака в портупее»? Ваш метод подачи информации тоже нередко соприкасается со стилем артистов разговорного жанра, но это не даёт основания называть ваши взгляды «идейками» и приписывать вам любовь к отдельным деятелям сцены.

Изображение пользователя Хайрат.

Надо понимать, шутейный разговор продолжается

Нет, не продолжается! Вы отлично поняли, о чём я (кстати, придуриваться Вам совсем не идёт!). А если не поняли, то перелистайте известный Вам ЖЖ - я там вполне чётко обозначил границу, которую переходить не позволяется.

как же ему удавалось занимать столь ответственный пост и не выдать своего истинного отношения к ней?

За это меня и выгнали))

Ну и...

Мы сейчас чего пытаемся доказать и кому???

Нет, не продолжается! Вы отлично поняли, о чём я (кстати, придуриваться Вам совсем не идёт!). А если не поняли, то перелистайте известный Вам ЖЖ - я там вполне чётко обозначил границу, которую переходить не позволяется.

Зная меня достаточно долгое время, неужели, Владимир, вы думали, что я пропущу ваше хамское высказывание в мой адрес? Прощайте. И будьте счастливы.

О проекте