Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

История Шилово

Возникновение поселка Шилово Рязанской области

Шилово, как поселение, возникло, по археологическим данным в XI - начале XII века. В процессе заселения славянами рязанского Поочья волна переселенцев столкнулась с сопротивлением местного финно-угорского населения, которое было оттеснено за реку Пару остававшуюся, по предположению А.Л. Монгайта, границей славянской колонизации в домонгольское время.

Возникший на месте Шилово древнерусский город имел название Нерск или Нельск. Территориально городище совпадает с районом церкви и нефтебазы. До сравнительно недавнего времени сохранялись остатки валов. Культурный слой городища мощностью от 60 до 120 см содержит железные орудия. (ножи, стамески), оружие (топоры, наконечники стрел, обломки меча, фрагмент кольчуги), керамику XI-XIII веков, в том числе с клеймами на днищах. Особую группу находок составляют украшения, среди которых выделяются стеклянные браслеты, янтарные и костяные подвески, разнообразные бусы.

В 1994-1995 годах, во время земляных работ, на территории городища найдены несколько монетообразных подвесок, входивших в состав какого-то украшения. Часть подвесок имеет изображения фантастических зверей и птиц, часть имитирует древнерусские серебряники Владимира.

Городище обследовалось В.А. Городцовым (1895 год), А.Н. Гавриловым (1975-1981 года), экспедицией Рязанского НПЦ (1996 год).

Письменные источники по древнейшей истории Шилово скудны. Это прежде всего "Список городов русских дальних и ближних" (XIV век) и родовое письмо помещиков Шиловских, известное в копии XVII века. Именно в этом письме указывается, что Шиловский получил от рязанских князей "село Нерское". История поселка Шилово Рязанской области, составлена Андреем Николаевичем Гавриловым.

Мезолит

Около 10 тысяч лет назад намечается интенсивное таянья ледника: на смену равнинного ландшафта тундры приходит изрезанная оврагами и ледниковыми моренами местность. Животные ледникового периода вымирают, остаются лишь существа приспособленные к жизни в новых условиях. Существует несколько гипотез, почему вымерли мамонты и шерстистые носороги. Одна из них утверждает, что причина кроется в смене растительности. Появившиеся вновь травы и широколиственные деревья не были пригодны для их пищеварительной системы. Вместе со смертью крупных травоядных постепенно и вымирают гигантские хищники, такие как пещерный медведь и саблезубый тигр. Помимо этого причиной их исчезновения были все более и более разраставшиеся к этому времени человеческие племена.

На территории Шиловского района известно несколько поселений этого времени, которое принято именовать в археологии мезолитом, то есть средним каменным веком (10-7 тысяч лет назад). К сожалению, поселения этого времени очень слабо изучены. С большей степени вероятности мы можем предположить, что их оставили носители бутовской культуры, сформировавшейся под воздействием поздно - свидорского влияния из местных палеолитических племен рассетинской культуры.

В Поселения, как правило располагались на песчаных надпойменных террасах или же дюнах. С территории этих памятников происходят находки конусообразных нуклеусов, от которых отбивались ножевидные пластины (продольные сколы кремния), из которых делали кремневые ножи, резцы и наконечники стрел. Помимо этого на мезолитических памятниках мы можем встретить дожившие еще с палеолита клиновидные топоры и скребки. Однако наиболее типолизирующей находкой этого времени являются кремневые <микролиты> (миниатюрные проколки и резцы).Неизвестной на палеолитических памятниках находкой, появившейся впервые в эпоху мезолита, являются наконечники стрел, что обуславливается сменой охотничьей ориентации, так как теперь людям больше приходится охотиться на мелких животных.

Большой толчок получила индустрия изготовления кремневых деревообрабатывающих инструментов, что обуславливает не только появление пригодных для этих целей деревьев, но и развитие новой, по сравнению с палеолитом деятельности, изготовления лодок - долбленок.

О культуре людей того времени сказать что-либо определенное крайне трудно. Слишком мало нам известно об этом этапе, отстающей от нашего времени на 10-тысяч лет. Судя по всему, таяние ледника и полное изменение мира, произошедшее на глазах нескольких поколений породило множество легенд, многие из которых дошли и до наших дней. Так, например, миф о великом потопе, существующий почти во всех религиях мира. В Мордовском же этносе, сформировавшимся на базе местных племен, также есть легенда, рассказывающая о воссоздании земли из воды с помощью водоплавающий птицы утки. Не исключено, что утка здесь и далее фигурирует, потому что в условиях смены животного и растительного мира перелетная птица являлась основным источником питания. Анализируя материал с поселений бутовской культуры, ученые пришли к выводу, что в процессе своего развития она взаимодействовала с соседними племенами: пургасовской культуры и противодействовала носителям иненьковской культуры, происходящей от палеолитических аренсбургских племен.

Носители бутовской культуры жили на территории Шиловского района до 5 тысячелетия до н.э., заложив фундамент льяловской культуры, лежавшей в основе последующих племен, живших на территории нашего района.

Неолит

В эпоху неолита в 6 - 4 тысячелетии до н.э. на территории Шиловского района обитают льяловские племена, сложившиеся к 4 тысячелетию до н.э. в рязанскую неолитическую культуру, входящую в крупную восточно-европейскую общность культуры янчато-гребенчатой нератики.

Основным занятием населения в это время являлось охота и рыбная ловля. Однако со временем начинает развеватсья посевное земледелие, а также, одомашливание некоторых животных.

В Неолитические поселения располагались по берегам рек и озер, иногда даже в их пойме. Жилища в пойменных поселениях располагались на сваях, вбитых в землю. В тех же местах, которые не заливались, люди строили землянки и полуземлянки. Население пойменных поселений занимались в основном рыбной ловлей, устраивая на берегу плетеные загоны, в которые во время весеннего паводка заходила рыба. В остальное же время жители этих поселений били рыбу костяными гарпунами, собирали раковины, а также охотились на водоплавающих птиц. Именно на пойменных поселениях ранее, чем на надпойменных, мы находим серповидные ножи и зернотерки, что позволяет нам предположить, что именно на них зародилось земледелие.

Население надпойменных поселений занималось в основном охотой. Поэтому, имея постоянное дело с животными, именно на них начался процесс одомашнивания диких животных.

Помимо поселений были стоянки, носящие сезонно-промысловый характер.

В эпоху неолита помимо одомашнивания животных и растений было совершено множество технических и социальных достижений по сравнению с предыдущими эпохами. Человек учится обжигать глину и изготавливать из нее посуду.

Обработка кости и камня достигает очень высокого уровня. Разрабатываются методы ретуширования каменных изделий, что позволяет придать им более законченую форму. Появляется неизвестная ранее методика шлифовки камня. Все это позволило довести изготовление каменных орудий до совершенства. Ведь недаром фактически все существующие впоследствии бронзовые и железные орудия труда имели в неолите каменные прототипы.

Социальная структура общества также эволюционирует. Отдельные семейно-племенные общины группируются в значительные по размерам поселения, которые в свою очередь, располагаясь некими кустами по два- три поселения вместе, образовывали своеобразные фратрии. Не исключено, что несколько фратрий, объединенные вокруг течения одной реки или системы озер, представляли из себя своеобразный племенной союз, объединенный социально-политическими принципами.

Из многочисленных костяных и каменных украшений того времени мы узнаем о мифических и религиозных верованиях и персонажах мифического этноса... Поклонялись неолитические племена различным животным: утке, соколу и лосю. Большое значение имело роль солнца в религиозных представлениях. Но наибольшим почитанием судя по всему пользовался культ Великой Богини (Праматери всего живого). Ее многочисленные изображения мы находим на многих неолитических памятниках Шиловского района. Зародившись в эпоху палеолита и окончательно сформировавшись в неолитической среде, культ почитания Великой Богини являлся доминирующим на территории Шиловского района на протяжении многих тысячелетий, дожив в видоизмененной форме и до наших дней (почитание русалок , Матери сырой земли, Богородицы).

В конце III тысячелетия до нашей эры в мещерской части нашего района возникает и распространяется волосовская культура, родственная рязанской неолитической, относящаяся уже к эпохе энеолита - промежуточному периоду между неолитом и эпохой бронзы, чем собственно говоря и завершается неолит на территории Шиловского района.

Ранний железный век

В начале I тысячелетия до нашей эры из общности племен финальной бронзы начинается процесс сложения новой культуры. К 7 веку до нашей эры этот процесс завершается, и вновь образованную культуру принято называть в наши дни Городецкой.

Сложение Городецкой культуры происходило при непосредственном участии носителей культуры тычковой керамики. Некоторые городища нашего района в своих ранних слоях содержат останки небольших горшков, орнаментированных тычковым методом, что и свидетельствует о выше сказанном.

В История развития Городецких племен, а также вопросы их генетической принадлежности до конца не решены. Некоторые связывают их с финно-угорской общностью, другие с потомками ирано-язычных племен. С большей или меньшей достоверностью можно связать их с современной мордвой, чьими предками они вероятнее всего являются.

Характерной чертой Городецкой культуры, в особенности на ранней ее стадии являются городища-убежища, располагающиеся, как правило, при слияние двух рек или оврагов, в местах укрепленных самой природой. С напольной же стороны вырывается ров, насыпается один и более вал. В системе рвов и валов существовал проезд, защищенный в древности воротами. По валу устанавливается частокол, иногда в два-три ряда. В этом случае расстояние между рядами бревен засыпалось землей и камнем. По краю же площадки располагались жилища, которые своими внешними стенами образовывали своеобразную систему укреплений.

Городское жилище было сравнительно небольшим и представляло из себя полуземлянку, углубленную в грунт до 1-го метра. К началу нашей эры помимо полуземляночных жилищ появляются наземные жилища с подполом, что свидетельствует о наличии в них древесных полов.

Внутри жилищ располагались глинобитные или каменные очаги.

На самой ранней стадии своего существования носители Городецкой культуры были слабо знакомы с применением железа. Но очень быстро от дорогого привозного метала они перешли к выплавке железа из болотной руды "лимонита". Но все еще долгое время каменные и костяные орудия труда сохраняли большое значение.

Возникновение Шиловского района

Археологические находки позволяют отнести время появления человека на территории Шиловского района к эпохе верхнего палеолита, ко времени, последнего оледенения. У села Крутицы и у д. Кривцово найдены фрагменты костей мамонта со следами обработки. В окрестностях д. Стерлигово найдены кремневые орудия, отщепы и фрагменты костей со следами обработки.

В эпоху мезолита формируется окончательно современный рельеф и речная система. Среднее поочье заселено племенами рыболовов и охотников. Остатки их поселений найдены на территории Шиловского района у поселка Прибрежный, села Тырново.

В эпоху неолита территория Шиловского района населена племенами охотников, носителей рязанской неолитической культуры. Наиболее крупные поселения Шиловского района - у села Куземкино, Тырново, Борок, поселок Шилово. Памятники располагаются небольшими группами, по 2-3 на расстоянии 0,5-1 км друг от друга. Между группами расстояние от 6 до 10 км. На поселениях найдены фрагменты керамики с ямочно-гребенчатым орнаментом, кремневые орудия.

В эпоху бронзы, во втором тысячелетии до нашей эры наш район заселяют племена поздняковской культуры. Наиболее крупные памятники этого времени расположены у села Ерахтур (Добрынин остров), у села Тырново, Надеино, поселуа Прибрежный, Шилово. Несколько особо следует сказать о поселении Куземкино и Терехово, на которых найдены материалы, относящиеся к балановской культуре. Памятники эпохи бронзы расположены на возвышенных участках местности - надпойменных террасах, вершинах дюн. Материалы - фрагменты керамики, каменные орудия, реже изделия из бронзы.

В раннем железном веке примерно с середины I тысячелетия до нашей эры, на территории района проживают племена, относящиеся большинством исследователей к финно-угорской языковой группе. Археологические памятники городецкой культуры - прежде всего - городища - расположены вдоль Окского течения. Наиболее известными являются: городище Седой Бугор, Тереховское городище, Куземкинские городища, городище у села Крутицы. Как правило, городища расположены на высоких мысах образованных оврагами. Материалы с памятников содержат фрагменты керамики покрытой "рогожным", "сетчатым" орнаментом, костяные изделия, железные орудия и т.п.

К середине I тысячелетия нашей эры городецкая культура сменяется культурой могильников рязано-окского типа. На территории Шиловского района известно несколько могильников этого типа: Куземкинский, Тырновский, Кулаковский, Ундрих, Борокский, Тереховский, Бортниковский, Срезневский. Погребения совершались в грунтовую яму и сопровождались богатым инвентарем.

К X-XI векам нашей эры на территорию Шиловского района начинают проникать славянские племена. В домонгольское время на территории нашего района известно по летописным источникам несколько городов: город Воин (Воино). Наиболее ранние сведения относятся к 1147 году. Точное местонахождение города вызывало множество споров, однако наиболее вероятным местонахождением города является д. Городище близ села Лунино. В прошлом здесь имелось озеро Воинское, ныне размытое руслом реки Оки. В более поздних документах фигурирует уезд Воинский - от озера Воинского к селу Санскому. Археологические исследования подтвердили наличие в д. Городище остатков древне-русского городища погибшего от сильного пожара.

В конце XI века возникает город на месте рабочего поселка Шилово, известный до XIV века как город Нерск. В XIV веке селение Нерское (Нелское) переходит к братьям Шиловским, выходцам из Литвы, и уже со второй половины XIV века фигурирует в летописи как Шилов.

В 1187 году упоминается в письменных источниках Копонов, по предположению некоторых исследователей - современное Копаново. Археологические находки позволяют нам расширить круг памятников домонгольского периода: это городище Терехово, поселения в районе села Ряссы, Заполье, Пустополье, поселка Прибрежный.

После присоединения Рязанского княжества к Московскому государству, в XVI веке возводится знаменитая засечная черта Московского государства - пограничные укрепления для защиты от татарских набегов. В окрестностях Шилова проходило две линии засек - Сапожковская (Липская) и Шацкая. Обе засеки прикрывали Ногайский шлях. К концу XVII века Шилово превращается с сравнительно небольшое сельцо: по данным 1676 года в нем насчитывалось только 24 двора. К концу XII - в XVIII веке Шиловские земли усиленно захватываются. Так село Юшта владение князей Оболенских переходит в 1685 году к Апраксину П.М. Укрепляются владения рода Луниных. В начале XVIII века появляются князья Голицыны. В 1740 году крупный промышленник Мосолов открывает в селе Мосолове железоделательный завод. В это же примерно время образуется Ибредский завод. В конце XVIII - начале XIX веков на территории района имелись следующие промышленные предприятия: в село Задубровье - суконная фабрика Лунина, село Сасыкино - суконная фабрика Шредер, суконная и бумажная материи Олсуфьева в селе Инякино, винокуренный завод Оленина в Салауре и др.

Безземелие, голод, произвол толкали крестьян на борьбу. В 1765 году происходит волнение в селе Ерахтур. Постоянная склонность к бунтам прослеживается на Мосоловском заводе. В 1826 году вновь волнения в селе Ерахтур. Опасаясь крестьянских выступлений в 1839 году помещица Фелитова дает "вольную" крестьянам села Тимошкино. Отмена крепостного права сопровождается целым рядом крестьянских выступлений (село Юшта и деревня Муромка, деревня Акулово). В пореформенной деревне развиваются отходнические промыслы и происходит развитие кустарных промыслов: кулечно-рогожный (село Мосолово),по изготовлению хомутных клещей (Занино-Починки, Тырнова слобода).

В 1893 году через Шилово проходит железная дорога. Шилово становится станцией Московско-Казанской железной дороги. В это время Шилово - сравнительно небольшое село Желудевской волости Спасского уезда. Установление Советской власти в селах района произошло мирным путем. В самом Шилове сельский совет был организован в декабре 1917 года, но уже летом 1918 года в районе происходят открытые выступления против Советской власти и большевиков. Наиболее крупные выступления имели место в ноябре 1918 года, но были подавлены.

В 1924 году происходит изменение в административном делении Рязанской губернии. Шилово становится волостным центром. На 1 января 1925 года волость объединяла 9 сельсоветов с населением 26 952 человека.

Тайна прочитана?

Рязанская земля: многострадальный, воспетый в былинах древний край. Недаром на гербе твоем - воин. Издревле, точно щит, прикрывала ты Русь от набегов степняков, первой приняла в 1237 году сокрушительный удар Батыевой орды. Кровью русских ратников щедро полита Рязанщина. Каждая ее пядь - память героического прошлого. Мы гордимся победами прадедов, не щадивших живота своего ради Отечества. И мы хотим знать, как жили наши предки, чем занимались они.

Как считает большинство исследователей, славянское население пришло на Рязанщину сравнительно поздно - в первом тысячелетии нашей эры. До этого жили племена, которые большинство исследователей считают предками современной мордвы. Небольшие - всего в несколько домиков деревушки их были разбросаны по всей Рязанщине. Благодаря работам последних лет, мы можем более подробно рассказать о верованиях, о жизни этих людей.

Женщины фино-угорского населения любили украшения. В большинстве основной формой одежды была рубаха, по своему покрою напоминающая русские рубахи. Ворот застегивался небольшой застежкой-сюльгамой. Рукава, видимо, придерживались браслетами самых разнообразных форм. На шее носили ожерелья из разноцветных - чаще всего красных- бус, металлические обручи - гривны. На груди у замужних женщин располагались броши-застежки, нагрудные бляхи.Головной убор фино-угорок напоминал бытовавшие в прошлом у рязанских крестьянок повойники и кички с "рогами". К убору невесты прикреплялись плетеные накосники с колокольчатыми и пластинчатыми подвесками на концах. Женщины носили несколько видов причесок (в ряде древних погребений найдены были остатки кос). Среди археологических находок с могильников много фрагментов ткани, причем на могильниках Шиловского района найдены фрагменты цветных тканей: в желтую, зеленую, красную и синюю полоску. И в мужских, и в женских погребениях найдено оружие: это копья, точнее их наконечники, дротики, боевые ножи, мечи как двулезвийные, так и однолезвийные мечи-сабли. На некоторых мечах удается проследить демаскировку. Мастерство местных оружейников было достаточно высоким.

В начале первого тысячелетия нашей эры из фино-угорского населения формируются классы, возможно даже возникают зачатки государственности. Рассказывать о дославянском населении можно много, но это тема для особого рассказа. А пока вернемся к событиям, происшедшим в конце первого тысячелетия в нашем районе.

Сюда, в дремучее предмещерье, спасаясь от вражеского засилья, устремляются славяне. Вряд ли встреча древнемордовских племен и славян была мирной. Случались схватки, лилась кровь, рыдали женщины и дети: а иногда встречи были иными: селились рядом, жили душа в душу, растили детей, роднились. Так от смешения славянской и мордовской крови пошел род Рязанский.

В домонгольское время земля, на которой ныне наш район, была приграничьем Рязанского княжества. Некоторые исследователи считают, что те города, которые существовали здесь до XIII столетия, даже не были в числе рязанских. Что же это были за города? Откроем потемневшие от времени страницы Никоновской летописи. Усердные монахи-книгописцы в конце XIVвека с более древних списков, дополняя их, составили список русских городов. Конечно, многие города просто не вошли в этот "список", но вот в числе городов Рязанских мы находим города Воин, Шилов, Свиненск, Неринск.

На высоком берегу Оки к XII веку прочно утвердился за валами и дубовыми стенами город на месте Шилова. Беспредельные дали открывались с городских башен, ходили дозором по стенам ратники в шлемах и кольчугах: стерегли ворота, ведь недалече начиналась степная сторона - знаменитое Дикое поле.

Недалеко от Шилова до недавнего прошлого сохранялась группа курганов. По местной легенде, к курганах были похоронены русские воины, погибшие в бою со степняками. Один из курганов носил название Добрынин. В старинной песне-былине из с. Борок рассказывается, что пришли как-то к городу враги, а богатырь Добрыня побил их, да сам был сражен вражьей стрелою. Похоронили Добрыню на берегу Оки-реки: В 1927 году этот курган был раскопан местными жителями. В нем оказалось погребение русского воина в полном вооружении. И где-то до сих пор в Шилове еще "бродит" по рукам шлем, кольчуга и меч былинного богатыря.

Древние жители Шилова - не только воины, но и ремесленники, торговцы, жили в небольших домах. Люд победнее ютился в полуземлянках. Во время земляных работ в районе шиловского городища найдено большое количество украшений из металла и стекла: браслеты, перстни, бусы. Много железных изделий: бытовые предметы, орудия ремесленников и конечно же, оружие.

И вот тут, уважаемый читатель, мы подходим к маленькой тайне, одной из тех маленьких тайн, которые могут немного переменить наше отношение к истории. Итак, древний город, возникший в районе шиловской нефтебазы был довольно крупным военным и торговым центром. А его первое упоминание относится к концу XIV века, и в дальнейшем уже он фигурирует не как город, а как село Шилово, Успенское (по церкви). Долгое время с городом Шиловым связывали происхождение дворян Шиловских - владельцев Шилова в XVI-XVII веках. Но впоследствии выяснилось, что род Шиловских ведет свое начало от выходцев из "Римской земли", служивших в XIII веке Польше, откуда оттуда к Даниилу Романовичу Киевскому. Воевода Александр Константинович Шиловский был наместником во Львове. В XIV веке правнуки львовского воеводы Григорий и Прокофий уже служат рязанскому князю. Великий князь Иван Федорович (1427-1456 гг.) дает боярам своим Шиловским несудимую грамоту, в которой подтверждает владения бояр своих: : "из старины дали прадеды наши великие князи две околицы, пять погостов: и село Нерское и околицу вниз реки Оки по берегу, а в селе церковь Успения".

Значит, до того, как стать Шиловом (т.е. вотчиной Шиловских), (кстати, в некоторых документах XVI века значится Успенское, Шиловское тож) городок, а затем и село имело другое название - Нерское. Город Неринск упоминается в летописях в связи с междоусобными войнами вместе с Москвой в 1147 году. Но почему тогда уже в XV веке в грамоте Ивана Федоровича говорится о селе Нерское, тогда как в конце XIV века в "списке городов" упоминается Неринск и Шилов? Ответить на второй вопрос можно только предположением: копируя более древний "список" и дополняя его, монахи занесли старое и новое название. Ну а чтобы ответить на первый вопрос, надо вспомнить события 1237 года и события последующих лет.

Декабрь 1237 года. Студено. Стали скованные морозом реки. Предстояла суровая зима.Но поползли слухи, что в Диком поле затаился царь Батыга, тот, что завоевал недавно Булгарию Волжскую и мордву. Не верилось: ведь степняки ходили в набеги только летом, когда был корм для лошадей. От слухов отмахивались. Оттого и пишут летописи, что пришел Батый на Русь "незнаемый". Запылала русская земля. Ни в какие сравнения не идут набеги половцев с тем, что произошло зимой 1237 года.

Исторические предания связывают места, по которым теперь проходит Куйбышевское (Москва-Самара) шоссе , с движением войска Батыя: ее так и называли - Батыева дорога.У села Задубровье старожилы могут показать место, где якобы останавливался Батый, у с. Муратова, на хуторе Еремеевка (Грачи) нам показывали не только путь, по которому шел Батый на Рязань, но и места, где малочисленные русские отряды пытались перекрыть ему дорогу.

Тяжелый удар нанес земле рязанской Батый. Так, на некоторых поселениях XIII века в окрестностях Шилова обнаружены явные следы побоища, останки жителей, павших в битве татарами. Многие города исчезли навсегда, многие после татарского побоища возродились, но не смогли уже дальше существовать как города, а стали селами. Исчез с лица земли город Воин, оставив после себя несколько домиков да название "Пустое поле" (ныне с.Пустополье). Такова была судьба города Неринска-Нерского-Шилова, ставшего селом Шиловом с большой и славной историей, многие страницы которой еще не прочитаны.

Гаврилов А.Н.
Директор районного краеведческого музея
Газета <Сельские зори> 25 декабря 1993 г. № 126 (10 047)

Наши знатные земляки

Гусакова Мария Ивановна.

Родилась в с. Тимошкино в 1931 году. Одна из лучших лыжных гонщиц. Олимпийская чемпионка 1960 года в гонке на 10 км, серебряный призер в эстафете 3х5 км. Бронзовый призер Олимпиады 1964 года. Призер чемпионата мира, шестикратная чемпионка СССР.


Ивашкин Василий Ильич
8.11.1908 - 18.5.1942
Герой Советского Союза

Ивашкин Василий Ильич - заместитель командира эскадрильи 608-го бомбардировочного авиационного полка Карельского фронта, майор.

Родился 8 ноября 1908 года в селе Юшта ныне Шиловского района Рязанской области в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б) с 1931 года. В 1931 году окончил 1 курс Ленинградского котлотурбинного техникума, работал помощником мастера котельного цеха на заводе.

В Красную Армию призван в 1932 году Смольнинским райвоенкоматом города Ленинграда (с 1965 года - город-герой, с 1991 года - Санкт-Петербург). В том же году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков, в 1934 году Энгельсскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в частях бомбардировочной авиации Ленинградского военного округа.

Участник советско-финляндской войны 1939-40 годов. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года.

Заместитель командира эскадрильи 608-го бомбардировочного авиационного полка (Карельский фронт) майор Василий Ивашкин к маю 1942 года совершил 31 боевой вылет на бомбардировку войск и военных объектов противника.

17 октября 1941 года авиационное звено 608-го бомбардировочного авиаполка получило задачу нанести удар по железнодорожной станции Куолоярви. Возглавив эту группу, В.И. Ивашкин точно вывел её на объект, разбомбив пути и стоявший на них воинский эшелон противника.

4 ноября 1941 года в составе звена майор Ивашкин В.И. нанёс бомбовый удар по вражескому аэродрому. Несмотря на мощный заградительный огонь, советские лётчики успешно выполнили задание: уничтожили четыре самолёта и повредили лётное поле аэродрома.

11 ноября 1941 года звено, возглавляемое заместителем комэска В.И. Ивашкиным, произвело фотографирование аэродрома Кемиярви и точно сбросило на него бомбовый груз.

17 мая 1942 года во время выполнения очередного задания майор Ивашкин произвёл аэрофотосъемку, а на обратном пути уничтожил эшелон противника и обстрелял железнодорожную станцию.

18 мая 1942 года отважный офицер лично произвёл разведку скопления танковых частей противника в районе Регозеро, а затем в составе группы из четырёх самолётов вылетел на бомбардировку объектов противника. Задание было успешно выполнено. Но при возвращении на свой аэродром советские самолёты-бомбардировщики подверглись нападению вражеских истребителей, которым удалось поджечь машину майора Ивашкина В.И. Отстреливаясь, мужественный лётчик стал уходить на свою территорию. Из-за малой высоты полёта прыжок с парашютом исключался, и чтобы спасти экипаж, пилот решил посадить повреждённый самолёт. Но посадка оказалась неудачной, майор Ивашкин В.И. погиб:

Похоронен в братской могиле на территории парка имени Героя Советского Союза А.Н. Пашкова в городе Беломорске (Карелия).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм майору Ивашкину Василию Ильичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Награждён орденом Ленина, орденом Красного Знамени.

Именем Героя названа улица в Беломорске. На здании средней школы в селе Юшта Шиловского района Рязанской области, в память о славном земляке, установлена мемориальная доска.

Биография предоставлена Уфаркиным Николаем Васильевичем


Оленин Алексей Николаевич.
1764 - 1843

Алексей Николаевич Оленин родился в г. Москве, но до 10 лет жил в имении отца в с. Салаур Рязанской области. Именно Алеша Оленин послужил прототипом знаменитого Митрофанушки Фонвизина. По повелению Екатерины II десятилетний отрок зачислен в Пажеский корпус. После блестящего окончания, продолжает обучение за границей: Дрезденское артиллерийское училище, Страсбургский университет. Участвовал в шведской кампании 1789-90 гг. В 1786 году, будучи в чине артиллерии поручиком, был избран в члены российской Академии наук, принимал участие в составлении славяно-русского словаря. При Павле I был обер-прокурором в Сенате, директором школы титулярных юнкеров (выпускала юристов). В 1803 году назначен товарищем Министра уделов. В 1811 году - директором императорской публичной библиотеки. В 1817 году становится президентом Академии художества. Алексей Николаевич обладал тонким умом и добрым сердцем. В гостиной Олениных собирались самые видные деятели русской науки, литературы и искусства. "Кружок Оленина" посещали Жуковский, Вяземский, Пушкин, Карамзин. Как сказано об Оленине в биографическом словаре: "Он был истинным меценатом, другом, покровителем отечественных писателей и художников Александрова века". В Шиловском районе в с. Салаур сохранились остатки усадебного парка и колокольня церкви. Сама церковь, построенная в XVIII веке Олениной, была разобрана. На сельском кладбище - могильная плита отца Алексея Николаевича.


Чиняков Александр Иванович.

Родился в с. Санское в 1929 году. Педагог-баянист, композитор. Доцент Московского института культуры.

Все для фронта, все для победы

С первого дня войны Рязанская область и наш район были объявлены на военном положении. Организуются оборонные кружки, курсы Российского общества Красного Креста. Так, уже в поле на территории поселка Шилово Рязанской области и сел района регулярно шли занятия военных кружков, а 30 комсомольцев учились на мотоциклистов.В Шелухове была создана комсомольская рота: 150 комсомольцев занимались военным делом, изучали стрелковое оружие. К августу в Шилове была подготовлена на фронт первая группа санитаров. В первые месяцы в фонд обороны шиловские колхозники и рабочие дали большое количество денежных средств.

14 августа 1941года областная газета публикует заметку о патриотическом поступке пенсионера-шиловца А. Дерябина, отказавшегося до полной победы над врагом от пенсии по нетрудоспособности. Большинство мужчин из колхозов нашего района в период Великой Отечественной войны ушло на фронт. Вся тяжесть крестьянского труда легла на плечи женщин, стариков, подростков. Так, в 1941 году на уборке урожая женщины заменили мужчин. В колхозе "Новая деревня" (с. Березово) 90 женщин работало косцами. К началу 1942 года в колхозе имени Кирова (с. Санское) 13 женщин стали бригадирами. Женщины колхоза "Коммунар" (д. С-Сергиевка) работали конюхами, бригадирами, пахарями, сеяльщиками.Чтобы решить проблему нехватки механизаторов, в июле 1941 года при Шиловской МТС открываются курсы по подготовке трактористов и комбайнеров. В начале 1942 года на них обучалось 62 девушки, а к 1944 году в районе имелось уже пять женских тракторных бригад, и еще в пяти большую часть трактористов составляли женщины. В числе передовиков в военное время постоянно назывались А. Мудрицына, М.Семиохина, Н. Афонькина, П. Новикова и другие.

Вместе со взрослыми в битву за военный хлеб вступили дети. Перед школой встала задача - дать учащимся агрономические знания. Ученики после уроков изучают трактор, агротехнику. Только в Шиловской средней школе к лету 1942 года готовилось 40 жатчиков, 40 сеяльщиков, 40 трактористов. Шефская помощь колхозам и совхозам становилась еще более значительной. Организовывались отряды и звенья плодородия в Юште, Санском, Константинове. Даже учащиеся начальных школ не оставались в стороне: подбирали на полях колоски, пололи посевы. А ученики Харинской начальной школы даже пахали на бычках. В колхозах не хватало техники, лошадей. Чтобы увеличить тягловую силу на полевых работах, приучали к упряжке коров и бычков, а то и сами вскапывали землю лопатами.. так, в селе Юшта весной 1944 года 120-150 колхозниц вскопали под просо лопатами 25 гектаров целины.

Самоотверженная работа женщин, стариков, детей проявлялась во всех селах и деревнях. Поставки сельхозпродуктов государству постоянно возрастали. И если в 1942 году передовой колхоз "Смычка" (Шилово) сдал в фонд Красной Армии 1320 пудов хлеба, то колхоз "Фундамент социализма" (Юшта) в 1944 году - уже 6060 пудов, а весь район в тот же 1944 год, поставил Родине сверх плана 30 тысяч пудов хлеба! Высоко оценила наша страна трудовой подвиг шиловских колхозников, их вклад в дело Победы. Медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." было награждено: по колхозам - 5307 человек, по совхозам - 227, в МТС - 73 человека.

Гаврилов А.Н.
Директор районного краеведческого музея
Газета "За коммунистический труд" 9 мая 1987 г. № 56 (9079)

Сайт города Шилово

Шилово, Часовня Параскевы Пятницы (фото с sobory.ru), Андрей Желудков-Кошкарёв. Шилово, Церковь Успения Пресвятой Богородицы (фото с sobory.ru), Андрей Желудков-Кошкарёв. Шилово, Церковь Успения Пресвятой Богородицы (фото с sobory.ru), Андрей Желудков-Кошкарёв. Шилово, Церковь Успения Пресвятой Богородицы (фото с sobory.ru), Андрей Желудков-Кошкарёв. Шилово, Церковь Успения Пресвятой Богородицы (фото с sobory.ru), Андрей Желудков-Кошкарёв.
5
Рейтинг: 5 (1 голос)
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте