Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Народное образование в Спасском уезде.

Подг.: Дм. Анохин, 2010 г.

Народное образование в Спасском уезде прогрессирует в достаточной степени; особенно это заметно за последние годы. С каждым годом число учащих и учащихся увеличивается, прибавляются расходы на народное образование, очень быстро идет постройка новых школ, а вместе с этим увеличивается и число школ. 1908/9 учебный год был первым годом введения всеобщего начального обучения.

1912/13 учебный год является уже четвертым годом введения в Спасском уезде всеобщего начального обучения. Школы, доставшиеся от сельских обществ земству были никуда не годны, нередко полуразрушенные, в них было отсутствие самых элементарных гигиенических условий, очень тесно, холодно, сплошь и рядом сыро и темно. На продолжении нескольких последних лет земству усиленно пришлось стремиться к тому, чтобы полуразрушенные школы заменить новыми — чистыми, светлыми и просторными. Хотя ёще и в настоящее время есть ветхие, старые школы, но эти школы, благодаря стараниям земства, в самом недалеком будущем заменятся новыми. Улучшилось положение и самих учащих: в распоряжение их дано следить за хозяйственной стороной своей школы; в их же распоряжении находится наем сторожа для училища. На первый взгляд, как будто, это мелочь, на самом же деле это далеко не мелочь. Раньше, когда учитель не нанимал сторожа, нередко он находился в некоторой зависимости от школьного сторожа, так как сторож не хотел и признавать учителя или учительницу за хозяина школы. Особенно же неуважение и помыкание учителя сторожем было тогда, когда учащий находился в не особенно хороших отношениях с сельскими властями: старшиной, старостой, а нередко и со священником.

В 1912/13 учебном году открыто было 14 новых школьных комплектов; это увеличение было согласно плану, выработанному земским собранием и утвержденному министерством.

Земских училищ в 1912/13 году насчитывалось 74 с 185 комплектами учащих. Школ церковного ведомства — 73, министерских школ — 11. Увеличение числа учащих на 14 комплектов заметно лишь в земских школах, в церковно-приходских же и министерских увеличения не было.

Если мы сравним прошлый год с 1912/13 г. относительно количества учащихся, то увидим, что число их увеличилось на 325 чел. Если же мы сравним 1912/13 г. с последним годом перед введением всеобщего начального обучения, т.е. с 1907/8 учебным годом, то получится довольно внушительная цифра: число учащихся увеличилось на 4156 чел. К 1-му января 1913 г. числится 9632 учащихся, из них окончило курс 807 ч.,— это составляет 8,4% всех учившихся. В этом году заметно то, что число окончивших увеличилось на 230 ч.; в среднем на каждого учащего приходилось 52 учащихся. Интересно сопоставить увеличение учащихся в земских, церковных и министерских школах: в земских школах число учащихся увеличилось на 352 ч., в церковных — на 145 ч., в министерских же уменьшилось на 93 ч.

Как значительно возрастали расходы по народному образованию, видно из таблицы, в которой сравнивается первый год введения всеобщего обучения (1908/9 г.) с четвертым годом введения всеобщего обучения (1912/13 г.).

Сравнительно с 1908/9 г. расход на народное образование увеличился на 86.047 р.; сравнительно с прошлым годом увеличился на 27.642 р.; сравнительно же с 1907/8 г., — последним годом перед введением всеобщего обучения, — расход этот увеличился на 149.672 р. Таким образом, львиная доля по расходу на народное образование падает на земство, и расход этот со стороны земства с 1908/9 г. почти утроился; уменьшение расхода заметно со стороны сельских обществ, — в пять раз уменьшилось, со стороны города уменьшилось почти в два раза, со стороны частных лиц и % с пожертв. капиталов тоже в два раза уменьшился. Нет сомнения, что в самом недалеком будущем расходы по народному образованию в Спасском земстве выльются в весьма внушительную и очень солидную цифру, так как с начала введения всеобщего обучения прошло только около четырех лет.

В наше время жизнь предъявляет властно все новые и новые требования, жизнь усложняется и прогрессирует. И уже сами крестьяне не довольствуются одной грамотой, а хотят и знаний; старая трехгодичная школа стала уже анахронизмом, а прежняя школа грамоты с полуграмотным учителем отошла в область преданий, и все это случилось на наших глазах. Крестьяне сами уже поняли всю пользу образования и просят трехгодичный курс заменить четырехгодичным, одноклассные школы заменить двухклассными; знания, грамота уже стали необходимы; без них невежественный человек погибнет в борьбе за существование, будет много работать физически, но мало получать. Земство идет на встречу тем потребностям времени, которые диктуются самой жизнью. Земство так или иначе откликается и на нужды учительского общества: так, было отпущено на содержание в г. Рязани общежития для детей учащих 150 руб. в 1912/13 учебном году; это noco6ie на общежитие было и в прежние годы.

Наряду с постройкой школ земству необходимо стремиться улучшить качественную сторону в школьном обучении, а именно — снабдить школы всевозможными наглядными пособиями, создать подвижной музей наглядных пособий, физических приборов, картин, моделей и т. п. Вместе с устройством педагогической библиотеки для учащих, с устройством педагогических конференций, совещаний по вопросам обучения и воспитания поднимется духовный уровень учащих, не заглохнет в них то стремление к знанию, к свету, которое они вынесли из учебных заведений, а вместе с этим они будут не только ремесленниками — учителями, но учителями с идейными стремлениями облагородить и смягчить грубые нравы нашей деревни.

И. Потемкин.

«Вестник Рязанского губернского земства» № 12, 1913г.

0
 
Разместил: Референт    все публикации автора
Состояние:  Утверждено

О проекте